КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • престиж Журнал "Автозвук" •  № 2-3 / 1998  

Датский дог в енотовой шкуре

- Я - датский дог. А ты?
- А я - так... Погулять вышел...
Из бородатого

Кто, где, когда

Что там у нас еще есть в Дании? Андерсен - дело давнее, русалочке местные пэтэушники голову, говорят, снесли. Еще - Гамлет, бедолага, и капли его папаши. А так, вообще, на слово «Дания» ушки мало у кого поднимаются. А вот на «Dynaudio» - встают торчком.

Dynaudio компанией древней не назовешь. Свою деятельность она начала в 1976 году с того, с чего и сотни, тысячи прочих - со сборки громкоговорителей из компонентов, закупаемых у других фирм. Но желание все делать по-своему привело к необходимости производить все больше и больше самим, и к 1984 году течение было повернуто вспять - Dynaudio сама стала поставлять динамики предприятиям, собиравшим из них готовые колонки.

Сейчас репутация Dynaudio высока как ни у кого другого, причем не только среди аудиофилов, всегда несколько склонных к эзотеризму, но и у насупленных профессионалов и заносчивых метрологов. Самая, без сомнения, авторитетная в области акустических измерений фирма Bruel & Kaejer использует «верхний» ряд высокочастотных динамиков ESOTAR от Dynaudio для калибровки своих измерительных микрофонов. А поскольку потом брюль-и-кьеровской техникой пользуются все остальные производители акустики в мире, получается, что косвенным образом Dynaudio слушают даже те, кто об этом не подозревает.

Лозунг компании, причем как бы рабочий, а не официальный (в рекламных материалах вы его не встретите) - «Датчане не лгут». Трудно поручиться за все 6 миллионов, но к фирме Dynaudio это точно относится. Комментируя качество своих громкоговорителей, их создатели, в отличие от многих своих европейских коллег, не закатывают глаза и не напускают на себя таинственный вид. Да, соглашаются они, это действительно результат длительного и упорного труда. Верно, это - следствие высочайшей квалификации персонала и преданности идее. Но из самой идеи и принципов, заложенных в конструкцию динамиков Dynaudio, никакого секрета не делается.

Снаружи и внутри

...Да это было бы и затруднительно - конструкция их, а как следствие, и внешность, настолько уникальны, что после первой же встречи вы будете узнавать именитых «датчан» что с лица, что со спины.

Начнем с лица. У Dynaudio это - глянцевитые диффузоры из патентованной композиции на основе полипропилена и минеральных наполнителей. Здесь ничего необычного нет, это как раз решение проверенное, уже почти стандартное. А вот геометрия излучающей поверхности - совсем другая история. Визитная карточка изделий компании - центральные колпаки диффузоров с двенадцатью как будто бы щелями по окружности, в том месте, где у обычных динамиков колпак прикреплен к диффузору. У Dynaudio же оба они изготавливаются как одно целое. А щели вдоль линии сопряжения - это на самом деле выштамповки для повышения местной жескости. Сам центральный узел диффузора на глаз несколько больше по диаметру, чем это принято, причем эта «диспропорция» становится очень заметной у небольших динамиков - здесь почти всю излучающую поверхность занимает их центральный колпак. Чтобы понять, с чем это связано, надо уже зайти за спину и посмотреть, как выглядит наш громкоговоритель сзади.

Вид со стороны магнитной системы довольно необычен, успокаивает только то, что устройство динамика, обусловившее такую нестандартность, аналогов не имеет. Вместо привычного для глаза более или менее усеченного конуса диффузородержателя, увенчанного ферритовым «блином» магнита, тех или иных пропорций и украшений мы видим этакую Татлинскую башню. У основания литого каркаса - широкий фланец, над которым на шести плоских пилонах висит не менее широкий «второй ярус» - к нему крепятся внешний край центрирующей шайбы и зажимы для подключения проводов. А дальше - паукообразная конструкция, держащая в шести лапах что-то, по-видимому, магнитное, но явно не ферритовое, а металлическое.

Это - знаменитая «вывернутая наизнанку» магнитная система Dynaudio. Когда ее выворачивали, разработчиками двигало не желание соригинальничать, а вполне ясно сформулированная идея, для реализации которой найденное решение оказалось эффективным.

Логическое обоснование было следующим: в качестве критериев звучания для своей акустики, включая и автомобильную, конструкторы Dynaudio давно и бесповоротно избрали студийно-мониторную нейтральность и устойчивое излучение в стороне от оси динамика. Известно, что за большую часть нежелательного окрашивания звука несут ответственность непоршневые деформации диффузора, когда отдельные его участки излучают не в фазе, эти колебания причудливым образом складываются, причем в стороне от основной оси диаграммы направленности результаты такого сложения часто предстают частотной характеристикой жутковато-мистического вида. Для того, чтобы этому противодействовать, звуковой катушке - основе моторного привода диффузора - следовало бы «держаться» за диффузор подальше от центра, с тем, чтобы контролировать его движение на большей части его площади. Значит, диаметр звуковой катушки желательно увеличивать, но при этом, поскольку при обычной конструкции она вся должна находиться внутри кольцевых магнитов, сами магниты приобретут чудовищные размеры, а часть магнитного потока, бессмысленно рассеивающаяся вокруг системы, возрастет до неразумной пропорции.

Датчане выбрали другой путь: магнит упрятан внутрь звуковой катушки, а для замыкания магнитного поля вокруг рабочего зазора, где, собственно, и движется звуковая катушка, служит внешний магнитопровод в виде массивного стакана из магнитомягкого материала. Его-то часто и принимают за магнит, и даже довольно опытные люди*, поскольку сама фирма не поднимает шума вокруг найденного решения, а скорее обращает внимание на достигнутые с его помощью результаты.

А результатом является то, что даже у динамиков диаметром 150 - 170 мм звуковая катушка имеет диаметр 75 мм. Диффузор (выполненный как одно целое с центральным колпаком) приобретает в этом случае уже не коническую форму, а становится акустически ближе к плоской диафрагме, сохраняя, однако, все присущие классическим диффузорам жесткостные характеристики.

Сама звуковая катушка для уменьшения массы при возросшем диаметре намотана алюминиевым проводом шестиугольного сечения - головная боль для технологов, терпеть которую соглашаются только очень убежденные борцы за звуковое совершенство. Площадь, с которой рассеивается тепло, у звуковых катушек Dynaudio в среднем втрое больше, чем у динамиков сопоставимого размера обычных пропорций. В результате при немалой непрерывной максимальной подводимой мощности (100 - 150 Вт для динамиков диаметром 5 - 7 дюймов) поражает отдельно нормируемая пиковая перегрузочная способность - до 1000 Вт в пике продолжительностью 10 мс (стандартная величина для этого норматива). Ничего себе... Это при том, что фирма дает трехлетнюю гарантию на свои автомобильные акустические системы, если они устанавливались на сервисных пунктах Dynaudio, и один год - если где бы то ни было еще, так что прибавлять здесь вышло бы себе дороже.

Вообще, в каком-то смысле лейтмотивом конструирования динамиков Dynaudio является непримиримая борьба со всеми призвуками. Цельный, ухваченный за середину диффузор - только один из факторов, влияющих на полное истребление ненужных сигналов. К другим относятся: «аэродинамические» плоские пилоны, образующие корзину диффузородержателя - для устранения аэродинамических шумов, внутренние, никому не заметные звукопоглощающие вкладыши, даже канал акустической разгрузки в центре магнитной системы и тот снабжен вставками акустического сопротивления, призванными подавить турбулентность и связанные с ней шумы.

Ну что, поедем?

Динамики Dynaudio двинулись в путь примерно на середине истории развития компании. Это довольно рано, если принять во внимание основную ориентацию фирмы на рафинированность своей студийной и аудиофильской продукции. Такие предприятия обычно довольно долго смотрят на мобильные установки снисходительно, а когда их все же «пробивает», часто оказывается, что не так все просто на этом рынке.

Преисполненная пафоса британская Mission, например, повернулась лицом к водителям только совсем недавно, и ей, возможно, еще довольно долго предстоит доказывать свою состоятельность в среде высоких скоростей и благоухания выхлопных газов.

Автомобильная акустика Dynaudio представляет собой перенастроенные по параметрам, для согласования с требованиями мобильных установок, флагманские образцы линейки громкоговорителей. Сейчас выпускаются двухполосные компонентные наборы System 220 на базе 5-дюймового мидбаса MW 150, System 240 на базе 7-дюймового MW 160 и System 260 с 8-дюймовым MW 170.

Есть еще две трехполосные системы - для тех, кому «все отдай - и мало». System 340 построена на тех же компонентах, что и 240, но средние частоты воспроизводятся 75-миллиметровой купольной головкой - впечатляющее решение для автомобильной установки! System 360, исходя из тех же соображений, основана на 8-дюймовом MW 170. Кроссоверы, разумеется, другие.

Все комплекты работают с ВЧ-головками MD 100 - 28-миллиметровый мягкий купол, редкоземельный магнит, магнитная жидкость - все как полагается.

В конструкции всех MW тренированный глаз немедленно определит фамильные черты самых (сегодня от датчан можно ожидать чего угодно - в тихом омуте...) удачных головок профессиональной серии LQ, но параметры существенно изменены с учетом условий установки (на 20 - 25% выше частота основного резонанса и полная добротность). Кстати, редкий случай, свидетельствующий о профессиональном подходе - на компонентные динамики дается полный набор электроакустических характеристик, что позволяет создавать звуковое оформление вполне осознанно. Автору доводилось видеть системы призеров соревнований IASCA на основе Dynaudio, причем фронтальные мидбасы работали в тщательно рассчитанных маленьких (4 - 5 литров) фазоинверторах. Попробуйте сделать такое с громкоговорителями многих других производителей, и вы натолкнетесь на полное отсутствие в документации параметров для расчета. Dynaudio же предлагает вместе со своими компонентами даже рекомендации по закрытым корпусам (для мидбасов!). Так, для System 220 нормируется минимальный рабочий объем около 3,5 литра, а для System 240 - около 4,2 литра. Такие значения удается реализовать даже при установке динамиков в боковых панелях пространства для ног водителя и пассажира, что давно признано наиболее обещающим, но и наиболее трудным способом создания качественной звуковой сцены.

Этому способствует и «квазиплоская», с контролируемыми деформациями, форма диффузора - частотная характеристика в положении off-axis - в стороне от оси излучения оказывается исключительно гладкой, равно как и фазовые характеристики излучения.

Компонентные пары, естественно, комплектуются фирменными кроссоверами. Философий конструирования кроссоверов существует примерно столько, сколько и их создателей, ну, может, чуть меньше. Из своей Dynaudio тайны не делает: минимальные значения крутизны спадов для получения наилучших переходных характеристик; использование собственных акустических показателей в помощь кроссоверам при фильтрации сигнала; идеальное согласование входных параметров кроссовера с усилителем; высококачественные компоненты; широкие возможности регулировки.

Кроссоверы серии System выполнены по электрической схеме - фильтры первого порядка, однако их параметры выбраны так, чтобы получить наилучшую фильтрацию вне полосы пропускания, не внося при этом фазовых искажений, - типичная аудиофильская парадигма. Электрически кроссоверы (кстати, невзаимозаменяемые, поскольку просчитаны под конкретные головки!) настроены на частоты раздела 3 - 3,5 кГц, для разных комплектов System. А акустическая частота раздела оказывается существенно ниже: 2 - 2,4 кГц. Более низкая частота раздела является предпочтительной при раздельной установке звеньев двухполосной акустики, но немногие на это отваживаются с фильтрами первого порядка - слишком велика опасность перегрузить «пищалку». АС Dynaudio для этого содержат дополнительные элементы фильтрации ВЧ-звена и систему защиты ВЧ-головки. В первых вариантах изделий это были позисторы, сопротивление которых возрастало при чрезмерном подводимом сигнале. В усовершенствованных моделях (с индексом MkII) использован специальный элемент, реагирующий на появление постоянной составляющей на выходе усилителя и «запирающий» цепь «пищалки». Фирма очень трепетно относится к результатам своих изысканий в области модернизации кроссоверов, и поэтому умоляет приверженцев активной фильтрации сначала попробовать штатные пассивные, а уж потом экспериментировать с многополосным усилением - уж больно «по мерке» первые сделаны.

И еще одна подробность, говорящая об уровне подхода к нуждам потребителя - в сопроводительных материалах продукции компании даются очень грамотные рекомендации, касающиеся процесса «разминки» и прогрева динамиков в начале эксплуатации. Учитывая высокую механическую стабильность головок, фирма обращает внимание, что длительность «объездки» может быть несколько больше обычной, и рекомендует «раскочегаривать» свои изделия в течение 100 - 200 часов и даже советует, какие фонограммы обеспечивают наиболее эффективное протекание этого процесса.**

А енот тут при чем?

Да, действительно. В Дании, видимо, есть еще и еноты. Как минимум один. Изображенный персонаж - зверек по имени Кнудсен - официальное лицо в компании, ответственное за представление продукции. Еноты - народ трудолюбивый, а данный экземпляр, судя по фото, еще и настроен вполне серьезно, так что дело, надо полагать, в надежных руках.

*Честное слово - не так давно авторитетный британский журнал «Car Stereo & Security» напечатал отчет о редакционных тестах компонентной пары System 240 и, судя по тексту, испытатели заметили все, кроме этой, важнейшей особенности.

** Два примера из довольно длинного списка:
Yello - «Flag», «Zebra»
Kraftwerk - «The Mix».
Логично, да?

Рубрики • престиж Журнал "Автозвук" •  № 2-3 / 1998  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования