КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1998  

Правильные усилители

Андрей ЕЛЮТИН

Штанов много, в трудное время хватит на всех...
Нет тех, которые подходят!
М.М. Жванецкий

Всякий усилитель правильный, если он усиливает. И подходит, если применен по назначению и поставлен с умом. Требуется уточнение. Мы сформулировали задачу так: Некто дозрел до установки в своей машине полновесной аудиосистемы. Полновесный аудиокомплекс начинается с такой минимальной топологии: источник, внешний усилитель с двумя каналами на переднюю акустику и сабвуфер со своим каналом усиления. Это – минимум. Все, что меньше этого – уже не аудиосистема, а «магнитола-четыре-динамика», причем неважно, сколь хорош (и дорог!) будет источник, сколь замечательны динамики и какими сладкозвучными цифрами описывается мощность встроенных усилителей головного аппарата. Мощности для хорошего (не уникального, а просто хорошего) звука не хватит.

Всякий взявший в левую руку головной аппарат, на котором красуется «4 х 35 Вт», а в правую – усилитель, на котором написано «2 х 25 Вт», даже не глядя, по одному лишь напряжению двуглавых мышц поймет: то, что справа, внутрь того, что слева, не помещается. «Полярность» рук, кстати, во время этого опыта желательно соблюдать, если только вы не левша, а то грохнете усилок ни за что ни про что.

В общем, что там говорить, Некто, о ком речь, в необходимости установки усилителя и не сомневался. Его гложет другое: что поставить, чтобы, с одной стороны, не переплатить лишку (время-то на дворе какое!). Конечно, всегда есть вариант: в качестве дебюта поставить семиканальный Da Vinci ценой под три косаря и закрыть, таким образом, вопрос об усилении сигнала. Встречаются на практике и такие случаи, но для массового повторения мы этот путь рекомендовать как-то воздержимся.

С другой стороны, не хотелось бы оказаться в положении «платящего дважды» в прямом смысле слова. То есть проходит время, Некто растет над собой, входит во вкус и задумывает сотворить дальнейшие чудеса со своей системой. Желательно было бы при этом иметь возможность максимально использовать то, за что уже однажды было заплачено. А значит, «первый усилитель» должен обладать определенной, пусть небольшой, но избыточностью – и по мощности (много не бывает, проверено), и, желательно, по функциям и возможным конфигурациям подключения.

Так сформировался образ усилителя «первого, но надолго». Это – четырехканальный аппарат мощностью не менее 35 – 40 Вт на канал, обладающий возможностью мостового включения пары каналов на сабвуфер, и обязательно со встроенными кроссоверами, с тем, чтобы усилитель был самодостаточным и не требовал от нового владельца приобретения каких-либо дополнительных устройств.

Прочесав статистику рынка, мы определили, что медиана цен такой группы изделий приходится примерно на 300 условных американских долларов, и при отборе моделей старались прижаться к этому реперу возможно плотнее.

 

Сразу оговоримся: в одном случае нам это не удалось. В гамме усилителей Lanzar, ставших у нас довольно популярными, цены обтекали 300-долларовую отметку справа и слева, как валун в реке. Поэтому моделей Lanzar в тест взяли две: одна – заметно дороже базовой цены, а другая – существенно дешевле ее же. Получилось довольно любопытно, но это – сами потом увидите.

 

О технологии исследований отобранных для теста усилителей. Мы решительно отказались от ставшего традиционным подхода, когда про каждое из тестируемых изделий с небольшими лексическими вариациями пережевываются набившие оскомину плоды сосания автором собственного пальца: «агрессивный, плотный, энергичный» и прочее. Когда-то В. Маяковскому прислали записку: «Ваши стихи не волнуют, не греют и не заражают». Поэт ответил: «Это потому, что мои стихи не океан, не печка и не чума». Движимые примером великого пролетарского поэта, заявляем: усилитель – не военный блок, не картон и не танец. Это прежде всего усилитель. Тонкости восприятия музыкальной ткани придут позже и не ко всем, а мощность нужна всем и сейчас. Поэтому в первую очередь мы уделяли внимание именно этому неромантичному параметру. Внимание это было пристальным, даже не без элементов жестокости. На выходы аппаратов навешивался эквивалент нагрузки (4 Ом + 0,05 мГн) в обычном включении и в мостовом. Нагрузка имела водяное охлаждение, причем воду приходилось менять довольно часто. Закипала, подлая! На вход подавался синусоидальный сигнал от генератора, а параллельно нагрузке подключался осциллограф и спектроанализатор Euraudio PR600. Предельное значение отдаваемой в эквивалент нагрузки мощности фиксировалось при уровне третьей гармоники -40 дБ относительно уровня основного тона 400 Гц. Это соответствует коэффициенту нелинейных искажений около 1%.

Скажем сразу: мы прекрасно знали, что величина измеренной мощности по тем или иным причинам, всегда отличается от заявленной. Однако полученные в данном тесте результаты «аудита» мощности в ряде случаев оказались очень нетривиальными. Для наглядности этот, безусловно, основной параметр испытуемых представлен в виде диаграммы в конце статьи.

Равной по важности характеристикой усилителей мы, в контексте принятой модели применения, считали функциональную состоятельность изделий. Представьте себе: отличный усилитель, стоит 200 долларов, своего кроссовера нет или его почему-либо нельзя использовать в выбранной схеме включения. Значит – предстоит приготовить минимум сотню-полторы в той же валюте на отдельный кроссовер, плюс шнуры, то да се... Сложите в столбик – вот вам и экономия. Посему мы самым пристальным образом изучили возможности тестируемых усилителей в смысле частотной фильтрации и сообщаем вам о своих наблюдениях по каждой модели.

И наконец: аппарат предстоит монтировать в автомобиле, а не на борту океанского лайнера. Значит, размеры, удобство монтажа и простота доступа к органам управления могут существенно повлиять на имя избранника, в основном тогда, когда планируется установка своими силами. Во имя той же наглядности мы свели габаритные чертежи усилителей в одну картинку.

Дружеский совет: чтобы оценить возможности размещения приглянувшейся вам модели из числа протестированных у себя в машине, не поленитесь – вырежьте из картонки шаблон в натуральную величину, пометьте на нем, где расположены регуляторы-переключатели и поприкладывайте его там и сям в автомобиле. При этом не забудьте прочесть в тексте комментарии, касающиеся минимально необходимых «хвостов» для размещения проводки и доступа к органам управления. Многое прояснится еще до покупки реальной вещи, и удастся избежать лишних проблем и расстройств. Совет – бесплатный, картон и ножницы – ваши.

Итак, на помост выходят:

JBL P-4040 • Lanzar Vibe 430 • Lanzar Opti Drive 4100 • Soundstream P204e • MTX Thuder 4200X • Signat ROC1 • Infinity Kappa 54a • Crunch Drive V4004 • Мед & Деготь

Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1998  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования