АРХИВРУБРИКИПОНЯТИЯКОНТАКТЫ | |||||||||||
|
|||||||||||
Правильные усилители Андрей ЕЛЮТИН Штанов много, в трудное время хватит на всех... Всякий усилитель правильный, если он усиливает. И подходит, если применен по назначению и поставлен с умом. Требуется уточнение. Мы сформулировали задачу так: Некто дозрел до установки в своей машине полновесной аудиосистемы. Полновесный аудиокомплекс начинается с такой минимальной топологии: источник, внешний усилитель с двумя каналами на переднюю акустику и сабвуфер со своим каналом усиления. Это – минимум. Все, что меньше этого – уже не аудиосистема, а «магнитола-четыре-динамика», причем неважно, сколь хорош (и дорог!) будет источник, сколь замечательны динамики и какими сладкозвучными цифрами описывается мощность встроенных усилителей головного аппарата. Мощности для хорошего (не уникального, а просто хорошего) звука не хватит. Всякий взявший в левую руку головной аппарат, на котором красуется «4 х 35 Вт», а в правую – усилитель, на котором написано «2 х 25 Вт», даже не глядя, по одному лишь напряжению двуглавых мышц поймет: то, что справа, внутрь того, что слева, не помещается. «Полярность» рук, кстати, во время этого опыта желательно соблюдать, если только вы не левша, а то грохнете усилок ни за что ни про что. В общем, что там говорить, Некто, о ком речь, в необходимости установки усилителя и не сомневался. Его гложет другое: что поставить, чтобы, с одной стороны, не переплатить лишку (время-то на дворе какое!). Конечно, всегда есть вариант: в качестве дебюта поставить семиканальный Da Vinci ценой под три косаря и закрыть, таким образом, вопрос об усилении сигнала. Встречаются на практике и такие случаи, но для массового повторения мы этот путь рекомендовать как-то воздержимся. С другой стороны, не хотелось бы оказаться в положении «платящего дважды» в прямом смысле слова. То есть проходит время, Некто растет над собой, входит во вкус и задумывает сотворить дальнейшие чудеса со своей системой. Желательно было бы при этом иметь возможность максимально использовать то, за что уже однажды было заплачено. А значит, «первый усилитель» должен обладать определенной, пусть небольшой, но избыточностью – и по мощности (много не бывает, проверено), и, желательно, по функциям и возможным конфигурациям подключения. Так сформировался образ усилителя «первого, но надолго». Это – четырехканальный аппарат мощностью не менее 35 – 40 Вт на канал, обладающий возможностью мостового включения пары каналов на сабвуфер, и обязательно со встроенными кроссоверами, с тем, чтобы усилитель был самодостаточным и не требовал от нового владельца приобретения каких-либо дополнительных устройств. Прочесав статистику рынка, мы определили, что медиана цен такой группы изделий приходится примерно на 300 условных американских долларов, и при отборе моделей старались прижаться к этому реперу возможно плотнее.
Сразу оговоримся: в одном случае нам это не удалось. В гамме усилителей Lanzar, ставших у нас довольно популярными, цены обтекали 300-долларовую отметку справа и слева, как валун в реке. Поэтому моделей Lanzar в тест взяли две: одна – заметно дороже базовой цены, а другая – существенно дешевле ее же. Получилось довольно любопытно, но это – сами потом увидите.
О технологии исследований отобранных для теста усилителей. Мы решительно отказались от ставшего традиционным подхода, когда про каждое из тестируемых изделий с небольшими лексическими вариациями пережевываются набившие оскомину плоды сосания автором собственного пальца: «агрессивный, плотный, энергичный» и прочее. Когда-то В. Маяковскому прислали записку: «Ваши стихи не волнуют, не греют и не заражают». Поэт ответил: «Это потому, что мои стихи не океан, не печка и не чума». Движимые примером великого пролетарского поэта, заявляем: усилитель – не военный блок, не картон и не танец. Это прежде всего усилитель. Тонкости восприятия музыкальной ткани придут позже и не ко всем, а мощность нужна всем и сейчас. Поэтому в первую очередь мы уделяли внимание именно этому неромантичному параметру. Внимание это было пристальным, даже не без элементов жестокости. На выходы аппаратов навешивался эквивалент нагрузки (4 Ом + 0,05 мГн) в обычном включении и в мостовом. Нагрузка имела водяное охлаждение, причем воду приходилось менять довольно часто. Закипала, подлая! На вход подавался синусоидальный сигнал от генератора, а параллельно нагрузке подключался осциллограф и спектроанализатор Euraudio PR600. Предельное значение отдаваемой в эквивалент нагрузки мощности фиксировалось при уровне третьей гармоники -40 дБ относительно уровня основного тона 400 Гц. Это соответствует коэффициенту нелинейных искажений около 1%. Скажем сразу: мы прекрасно знали, что величина измеренной мощности по тем или иным причинам, всегда отличается от заявленной. Однако полученные в данном тесте результаты «аудита» мощности в ряде случаев оказались очень нетривиальными. Для наглядности этот, безусловно, основной параметр испытуемых представлен в виде диаграммы в конце статьи. Равной по важности характеристикой усилителей мы, в контексте принятой модели применения, считали функциональную состоятельность изделий. Представьте себе: отличный усилитель, стоит 200 долларов, своего кроссовера нет или его почему-либо нельзя использовать в выбранной схеме включения. Значит – предстоит приготовить минимум сотню-полторы в той же валюте на отдельный кроссовер, плюс шнуры, то да се... Сложите в столбик – вот вам и экономия. Посему мы самым пристальным образом изучили возможности тестируемых усилителей в смысле частотной фильтрации и сообщаем вам о своих наблюдениях по каждой модели. И наконец: аппарат предстоит монтировать в автомобиле, а не на борту океанского лайнера. Значит, размеры, удобство монтажа и простота доступа к органам управления могут существенно повлиять на имя избранника, в основном тогда, когда планируется установка своими силами. Во имя той же наглядности мы свели габаритные чертежи усилителей в одну картинку. Дружеский совет: чтобы оценить возможности размещения приглянувшейся вам модели из числа протестированных у себя в машине, не поленитесь – вырежьте из картонки шаблон в натуральную величину, пометьте на нем, где расположены регуляторы-переключатели и поприкладывайте его там и сям в автомобиле. При этом не забудьте прочесть в тексте комментарии, касающиеся минимально необходимых «хвостов» для размещения проводки и доступа к органам управления. Многое прояснится еще до покупки реальной вещи, и удастся избежать лишних проблем и расстройств. Совет – бесплатный, картон и ножницы – ваши. Итак, на помост выходят: JBL P-4040 • Lanzar Vibe 430 • Lanzar Opti Drive 4100 • Soundstream P204e • MTX Thuder 4200X • Signat ROC1 • Infinity Kappa 54a • Crunch Drive V4004 • Мед & Деготь
|
|||||||||||
АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"