КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 1999  

Именно для того же самого и создавалась вся серия Infinity Uniplane. Ее основное применение — размещение акустики в таких компоновочных обстоятельствах, когда другие громкоговорители не влезают. Здесь ясно: если не поместится Uniplane, не поместится ничего. Четырех, пяти- и шестидюймовые коаксиалы дополнены двумя отдельными мидбасами: шести- и восьмидюймовым.

Этот, последний, нас и заинтересовал больше всего. Вот почему. Выбранная для этого теста модель 80f предоставляет уникальную и долгожданную возможность создать «передний бас» в автомобиле. Времена, когда к этому фактору относились легко, мол, пусть впереди звучат голоса и инструменты, а басовый аккомпанемент может доноситься и из багажника, уходят в прошлое. Да, верно, самые низкие частоты практически не локализуются, но это — действительно самые низкие, а информативная часть басовых партий, например, контрабаса или бас-гитары локализуется очень даже хорошо. И надо бы, чтобы ноты эти в основном были отыграны в машине фронтальными спикерами, а сабвуфер подхватит более аморфные басовые «хвосты». Без работы он не останется, можно не беспокоиться.

Uniplane 80f дает шанс на создание такой акустики там, где раньше об этом нельзя было и помыслить. Максимальная глубина, на которую динамик выступает позади плоскости, в которую он установлен, — всего 30 мм. Для сравнения: пачка сигарет имеет толщину 24 мм.

Как это вышло? Непросто. Конструкция динамика вся вывернута наизнанку. Если у обычного диффузорного громкоговорителя звуковая катушка венчает конус диффузора, а потом еще и магнит добавляет габаритной высоты, то здесь катушка прикреплена к вершине конуса, но находится внутри него, спрятанная в необычно маленькой магнитной системе. Рабочая сторона диффузора, которую предлагается обратить к слушателю, — та, что обычно является обратной, то есть не вогнутая, а выпуклая сторона конической поверхности.

Вот такая схема. Теперь — как же она реализована? Uniplane, о чем уже было говорено, — зеленые, что собственно, и ожидалось от Infinity, любят они этот цвет. Но этим и ограничивается родство примененного материала с традиционным для фирмы полимера с минеральным наполнителем. Вместо него использован материал под названием APG: Acrylic Polymer Gel — мягкий акриловый полимер. Это покрытие, действительно довольно мягкое, нанесено на «рабочую» выпуклую сторону диффузора, основа которого — литая волокнистая целлюлоза. Решение, надо признать, удачное. Твердые композиции IMP, обычные для мидбасов Infinity, были нужны для оптимизации излучения на средних частотах, вблизи сопряжения с частотой раздела. 80f рассчитан на работу только в мидбасовой области. По данным производителя, верхняя граничная частота у 80f составляет всего 700 Гц. А на этих частотах большее значение приобретает высокое внутреннее демпфирование, лучше получающееся при использовании мягких пластичных материалов и покрытий.

Диффузор своим каучуковым гофром прикреплен к раме динамика, отлитой из высокопрочного пластика. Геометрия рамы — восемь жестких «спиц» П-образного поперечного сечения, обеспечивающие более чем достаточную жесткость конструкции. Вообще, надо сказать, первое, самое яркое впечатление от динамика вызывается его необыкновенной легкостью, совершенно не вяжущейся с идеей 200-миллиметрового мидбаса. Второе впечатление: эта легкость вызвана отнюдь не хлипкостью конструкции, а тщательно продуманной строительной механикой.

Все, кроме токоведущих частей 80f, изготовлено из полимерных материалов. Их технологические преимущества использованы самым надлежащим образом. Например, крепление гофра диффузора к раме — не на клею, как обычно, а механическое: край гофра зажат между крепежными кольцами, стянутыми в 16 точках по периферии. О сохранности самого уязвимого соединения в конструкции динамика теперь можно не беспокоиться.

Магнитная система обязана своей миниатюрностью и невесомостью двум своим особенностям, которые теперь все чаще фигурируют в авангардистских конструкциях головок, причем, как правило, вместе. Сам магнит — неодимовый, а не ферритовый. Такие магнитные материалы чаще применяются в «пищалках», там магниты маленькие, а овес — дорог. В то же время значительно более высокие магнитные свойства (по-ученому — коэрцитивная сила) неодимовых магнитов позволяет уменьшить их размеры до такой степени, что выгоднее поместить магнит внутри звуковой катушки, а не снаружи, тем более что звуковая катушка не маленькая — диаметром 50 мм. Снаружи в данном случае — только магнитопровод, да и он закрыт пластмассовой защитной крышкой.

Интересная особенность 80f: гофр по периферии — это все, что объединяет диффузор и раму. Неотъемлемой, казалось бы, принадлежности подвески — центрирующей шайбы, нет вообще! Такое удалось, поскольку при звуковой катушке, расположенной внутри раструба диффузора, она оказывается в одной плоскости с гофром, так что он и выполняет центрирующие функции.

К опорной плоскости динамик присоединяется довольно обширным фланцем, отлитым заодно с пластиковой рамой, а довольно изящная защитная сетка, не скрывающая экзотичные обводы диффузора, крепится внутри проема диффузора традиционно: полосками сырого каучука (есть в комплекте, разумеется).

Измерение АЧХ в ближней зоне сильно удивило. Динамик, установленный в большой по размеру щит (имитирующий ожидаемую схему монтажа — в дверь), показал довольно ровную, а главное — идеально гладкую характеристику во всей полосе частот, на которую он претендует.

Спад на нижних частотах, начинающийся примерно на отметке 80 Гц, — очень плавный и неторопливый, что обычно служит залогом хороших импульсных характеристик. Верхняя граница оказалась несколько выше, чем гарантированная производителем, 1000 Гц вместо 700, и после нее Uniplane затихает быстро и решительно.

Именно эта верхняя частота рабочего диапазона и определяет область использования динамика: басовое звено в трехполосной фронтальной акустике. Причем, отметьте: только трехполосной. «Пищалок», способных «подобрать» сигнал с частоты 800 — 100 Гц, не найти, если, разумеется, не считать эксклюзивных рупоров, у нас почти не получивших распространения. Применение отдельной СЧ-головки в связке с 80f абсолютно неизбежно. Но это — вовсе не беда. Есть много автомобилей, имеющих штатные места под динамики 10 см, не больше. Это — многие модели «Ауди», «Фольксвагена», «Фиата» и другие. В обычных условиях владельцы таких машин должны либо довольствоваться анемичными мидбасами впереди и явно смещенным назад басом, или же вынуждены идти на радикальные переделки дверей, лишаясь возможности использовать так удобно расположенные штатные гнезда.

С Uniplane можно поступить так: в штатные места поместить (или оставить ранее установленные) компактные двухполосные головки, ограничив их по частоте снизу на уровне 300 — 500 Гц активным или пассивным кроссовером. А в двери, точнее — к дверям, учитывая малую глубину динамиков, установить Uniplane, обрезанные на той же частоте сверху. Такая композиция обещает действительно слитное звучание фронтальной звуковой сцены без симптомов «заблудившегося баса». Хватит басу бродить по автомобилю — не призрак небось...

Зеленые и плоские

Infinity

Андрей ГАБРИЭЛОВ

Когда-то эти качества крокодила Гены страшно понравились старухе Шапокляк. У нее тогда, помнится, зародилась масса новых проектов, которые совершенно невозможно было бы реализовать, не будь Гена зеленым и плоским...

Мед & Деготь

Uniplane 80f дает возможность разместить серьезную мидбасовую акустику там, куда ни с какой другой и не подступишься. При этом, несмотря на нетривиальную, мягко говоря, композицию динамика, он ведет себя с точки зрения тональной точности, самым показательным образом, даже немного удивительно. Конечно, легкость и воздушность — подспорье в установочных работах, но все же для такого ответственного и довольно-таки нагруженного звена акустики немного солидности конструкции никак не повредили бы.

Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 1999  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования