КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Престиж Журнал "Автозвук" •  № 4 / 1999

Возможно, это происходит потому, что, по данным метеорологических наблюдений, в штате Вашингтон в среднем 129 солнечных дней в году. Для справки: на популярном российском курорте – острове Кипр – их больше 300.

Там, в Вашингтоне, между «Боингом» и Microsoft, устроилась фирма AudioControl. Компания эта и знаменита, и необычна именно тем, что занимается только и именно тем, что сказано в ее названии. AudioControl – «Управление Звуком» – альфа и омега специализации фирмы. Никаких динамиков или магнитол, только устройства обработки сигнала. Неудивительно, что в этой области пальму первенства AudioControl практически никто не рискует оспаривать. Сам президент компании в силу профессиональной скромности или по какой-то иной причине относит успехи на счет местного климата. «Что нам остается делать все 236 пасмурных дней в году, кроме как работать над улучшением звука стереосистем?»

Кстати, приверженность AudioControl этому занятию можно оценить хотя бы по тому, что среди многочисленных патентов и зарегистрированных торговых марок есть и фраза «making good stereo sound better» – «чтобы хорошее стерео звучало лучше». Все права на этот девиз принадлежат AudioControl, хотите верьте, хотите нет.

Так что же именно делает AudioControl для того, чтобы «звучало лучше»? Да практически все. Но, несмотря на разнообразие продуктов, все изделия AudioControl построены на единой, если хотите, философии, даже, пожалуй, вере, на манер десяти заповедей. Главная из них – не следует суеверно бояться лишних «коробочек» на пути сигнала, которые любители домашнего хай-энда пренебрежительно называют «улучшайзерами». В AudioControl, где аппаратурой для автомобильных установок занимаются уже скоро 20 лет, твердо вызубрили: препятствий на пути распространения качественного аудиосигнала на борту автомобиля столько, что просто заклинаниями от них не отделаться. Нужны именно «коробочки», причем построенные по высочайшим схемотехническим стандартам.

Вот посмотрите: один из самых простых приборов серии Concert – трехполосный эквалайзер/кроссовер THREE.1. Даже здесь – балансные входы-выходы, встроенный высоковольтный вторичный источник питания и линейный усилитель с максимальным выходным уровнем 13 В (!).

Балансные входы-выходы – для снижения уровня помех. Высокий уровень выходного напряжения – для максимального динамического диапазона. Это – вторая заповедь. Ее AudioControl проносит через все последующие устройства. А они – более чем разнообразны. Если мало трех полос частотного выравнивания, можно выбрать следующую модель «панельного» эквалайзера FOUR.1 Здесь – четыре полосы регулировки на самых «опасных» участках звукового спектра: 125, 500 Гц, 2 и 8 кГц. Пятая полоса – басовый регулятор ParaBass, объединенный со встроенным кроссовером. Все, что касается обеспечения максимального динамического диапазона, и здесь налицо.

Но вот что интересно. AudioControl в широчайшей гамме своих продуктов предлагает не только устройства разного назначения, влияющие на разные аспекты звучания, но и аналоги в пределах одной категории. Это – еще одна заповедь компании: не стоит бояться дополнительных устройств, но не надо ставить лишнего. Поэтому традиционная рекомендация пользоваться услугами авторизованного дилера фирмы приобретает вполне ясный смысл. Именно в этом варианте установки есть возможность попробовать и так, и эдак и остановиться на том варианте структурной схемы, которая при минимальной сложности выправит все огрехи системы. (Кстати, при этом условии, то есть если установщик – авторизованный дилер AudioControl, а не «ваш приятель, разбирающийся в электронике», как сказано в описании, срок гарантии на все приборы продляется с одного года до пяти лет.)

Скажем, попробовали трехполосный THREE.1, и он не справился с задачей. Можно изъять из схемы его и поставить следующий в ряду эквалайзеров: FOUR.1. Мало – поехали дальше, возможностей еще много. EQL – двухканальный эквалайзер с необычным раскладом 13 полос регулировки. В нижней части спектра полосы разложены через 1/2 октавы: 31,5 Гц – 45 Гц – 63 Гц и так далее – до 180 Гц. А выше эквалайзер становится октавным (250 Гц – 500 Гц – 1 кГц...). В огромном большинстве случаев этого должно хватить. Поэтому можно вписать в счет либо EQL, либо его версию EQX со встроенным кроссовером, если топология системы этого требует. В любом случае будет обеспечена возможность частотного выравнивания раздельно по каналам, а случаи, когда это желательно, не так уж редки из-за существенной несимметрии акустической среды в передней части салона.

Ну, а уж если требуется полное и бескомпромиссное совершенство частотной характеристики и на другое мы не согласны, – на арену выходит «спортивный» EQT – прецизионный третьоктавный прибор.

Не устали от заповедей? Тогда – четвертая. Как бы это поделикатнее... Одним словом, общий провод вести – не пальцами трясти. Половина шумов и помех в автомобиле возникает из-за наводок на сигнальные кабели, и здесь пользователю AudioControl приходит на выручку привычка фирмы к балансным линиям и высокому уровню передачи сигнала, не ниже 5 В (RMS) у самых простых устройств и до 9,5 В у наиболее продвинутых. А вторая половина неприятностей – из-за паразитных токов в общем проводе («земля», в просторечии). Стандартов и универсальных решений тут нет. У одних аппаратов общий провод изолирован от корпуса и силовой проводки, у других – соединен с ними. Для того чтобы обеспечить согласование в любых вариантах, все выпускаемые AudioControl устройства обработки сигнала имеют возможность коммутации общего «земляного» провода: перестановкой перемычки под крышкой можно установить режим изолированной земли, соединенной с корпусом, или компромиссный – с сопротивлением 200 Ом в цепи общего провода. Кто хоть раз «погонял» вой генератора по тракту, это оценит.

В отношении своих эквалайзеров AudioControl в свое время (видимо, долгими пасмурными днями и ночами) провел целую серию исследований, результатом которых стала еще одна заповедь: принцип «постоянной добротности». Смысл тут такой: большинство многополосных эквалайзеров не обеспечивают постоянство добротности частотных фильтров при изменении усиления, иными словами, создаваемый ими при регулировке горб на частотной характеристике меняет свою ширину при изменении глубины регулировки. В итоге соседние полосы складываются неправильно, и результирующая частотка становится несколько волнообразной. AudioControl постановил раз и навсегда: независимо от числа полос, от трех у THREE.1 до тридцати трех у EQT, применять только фильтры постоянной добротности, хотя они и существенно сложнее в схемной реализации.

Теперь о другом. Кроссоверы. От них зависит не только частотная характеристика, а как следствие – тональная точность системы, но и пространственное восприятие звука. Меню кроссоверов AudioControl не столько обширное (хотя, прямо скажем, немаленькое), сколько продуманное. Две модели кроссоверов (двухканальный 2XS и четырехканальный 4XS) построены на фильтрах 3-го порядка с крутизной характеристики 18 дБ/окт. Фильтры нечетного порядка – очень ценный инструмент при согласовании фазовых характеристик далеко расположенных СЧ/ВЧ-головок, а повышенное затухание в полосе непропускания дает надежную защиту «пищалок» и не пускает голос в канал сабвуфера. Две другие модели, двухканальный 24XS и четырехканальный 3XS, выполнены на знаменитых фильтрах 4-го порядка Линквица – Рейли с крутизной характеристики 24 дБ/окт. Два классика многополосной акустики показали, что только такие фильтры способны создать диаграмму направленности без «мертвых зон» на определенных углах. Все современные звуковые системы кинотеатров с объемным звуком (THX и прочие) построены исключительно на такой акустике, иначе звук на одних рядах был бы значительно хуже, чем на других, при той же цене за билет.

Интересно подошли в AudioControl к извечной проблеме регулирования частоты настройки кроссоверов. Есть две принципиальные школы. Одна – плавная регулировка фильтров. Достоинство – простота регулировки, поворот отвертки – и дело сделано. Недостаток – нестабильность такой регулировки и невозможность точно установить требуемое значение частоты. Поэтому приверженцы второй школы используют фиксированные настройки с помощью резисторных сборок, вставляемых в гнезда на плате устройства. Сборки, понятно, предлагается покупать у той же фирмы, что произвела кроссовер (или усилитель со встроенным кроссовером, что встречается еще чаще). За них, не стесняясь, ломят деньги, пользуясь естественной монополией, а чипа с требуемыми для реализации творческого замысла номиналами может и не оказаться. AudioControl поступил гуманно. Примененная им во всех устройствах с частотными фильтрами система PFM (Programmable Frequency Match) основана на управляемых (программируемых) фильтрах, резисторные сборки, для которых можно, разумеется, взять готовые из предлагаемых фирмой, а можно... сделать самому. Ведь основа сборок (об этом ясно и доходчиво, чуть ли не с адресами магазинов, сказано во всех описаниях) – стандартные панельки для микросхем типоразмера DIP. Покупаете панельки (стоят они три копейки) и резисторы нужного номинала (цена примерно та же) и за пять минут прямо на коленке получаете сборку, настроенную на заветную частоту. Откуда берется значение нужного номинала? А там формула есть, в описании. Не простая, а очень простая.

Кроссовер 24XS стоит в ряду других несколько особняком. Здесь, помимо «программируемых» частот раздела полос и инфразвукового фильтра, защищающего сабвуфер от бесславной гибели, есть устройство управления фазой SWAT (Speaker Wave Alignment Technology), позволяющее безукоризненно совместить волновые фронты сабвуфера и мидбасов и, тем самым, не только устранить часто появляющийся провал (или пик) на суммарной АЧХ, но и создать столь высоко ценимое ощущение «переднего баса», когда размещенный сзади сабвуфер за счет управляемого фазового сдвига начинает звучать так, как будто находится впереди слушателей, то есть так как надо, но не всегда получается.

Особая статья – «специальные» процессоры AudioControl. Они, следуя той же философии фирмы, включаются в систему, если они там нужны, и только тогда. «Улучшайзер» хорош там, где ему есть что улучшать. Устройство пространственного восстановления ESP-2 оказывается на месте там, где в силу особенностей внутренней акустики машины звуковая сцена получается слишком узкой и ощущается недостаток объемности звучания. В отличие от других процессоров такого назначения ESP-2 чисто аналоговый и не преобразует сигнал в цифровую форму и обратно. Принцип его работы – в извлечении пространственной информации из стереоканалов и усилении соответствующих составляющих. Уровень восстановления и частотная коррекция восстановленного сигнала – все регулируемое, так что всегда есть возможность вовремя остановиться и не «перехорошить».

Но ведь бывает и наоборот: звуковая сцена широка и сильна, но несфокусирована в центре, голос солиста или ведущий инструмент размазаны по приборной панели, а это нехорошо. В таких случаях рекомендуют дополнить систему центральным каналом (в «домашнем театре» это сделали давно). Вот только как получить сигнал для центрального канала, имея в своем распоряжении не 5+1 каналов, как записано на DTS-дисках, а обычную пару стереоканалов? Обычная практика – смешать правый и левый и через отдельный канал усиления подать на динамик центрального канала. Через это прошли многие (в том числе и автор этих строк, что греха таить). Результат всегда один: фокусировка в центре звуковой сцены резко улучшается. Одновременно катастрофически сужается сцена в целом. Приходится искать компромиссный уровень сигнала центрального канала, но компромисс и есть компромисс. Чем-то приходится жертвовать. AudioControl придумал, как обойтись без жертв. Да не просто придумал, но еще и получил патент на свою придумку (патент США 5,113,447 – можете проверить). Существо патентованной технологии: из правого и левого каналов извлекается общая часть, относящаяся к источнику звука в центре звуковой сцены, а затем, чтобы не происходило потери ощущения ширины сцены, корректируются и оба стереоканала. В результате и волки, и овцы оказываются в оптимальном состоянии.

Изобретение AudioControl материализовалось в устройстве с длинным названием System 90 Model 11. Это – редкий случай применения фирмой мощного усилителя в своих изделиях. Но на сей раз – вполне оправданное. Ясно, что если в систему вводится центральный канал, то понадобится и усилитель для него. Этот усилитель сразу и включили в блок формирования центрального канала (одноканальный с мощностью 27 Вт (RMS) на 4 Ом).

Интересная особенность подхода AudioControl к построению центрального канала. При упрощенном формировании центра смешиванием правого и левого каналов рекомендуется «придушить» центральный динамик по частотам, ограничив подаваемый на него сигнал полосой примерно 400 Гц – 4 кГц. Эта рекомендация – из практики. При ее несоблюдении сцена совсем схлопывается даже при небольшом уровне центрального сигнала, а динамик перегружается низкими частотами, всегда общими для стереоканалов.

Используя свое изобретение, AudioControl смог избежать первого из этих эффектов, более того, настоятельно рекомендует в центральном канале использовать динамик с характеристиками, возможно более близкими к характеристикам «боковых». А вторую проблему – защиты центрального канала от басовых перегрузок, решает программируемый басовый фильтр, который можно настроить на требуемую частоту, в зависимости от типа центральной акустики.

Вообще, патентов у AudioControl немало, но больше всего он гордится патентом на цифровое устройство восстановления басов, оформленное им в виде процессора The EPICENTER. Смысл изобретения в следующем. Самые низкие частоты, присутствовавшие в исходном сигнале, часто оказываются намеренно отрезанными в студии при записи фонограммы на диск. Зачем? Да из-за денег. Звукозаписывающие компании работают не бесплатно, если, может, кто не знал. Они разумно рассуждают, что из тысячи напечатанных ими экземпляров диска десять попадут в руки обладателей хорошего звукового комплекса, способного воспроизвести все драматические басовые ноты исходной фонограммы. А остальные 990 будут играть на минисистемах или плейерах с наушниками, которые от этих нот только хрюкают. Ну и, понятно, мы с вами оказываемся в меньшинстве, и нами легко жертвуют в пользу молодых людей с «балалайками» или «напузниками». Конечно, есть Sheffield, Cheski Records и другие компании, трепетно относящиеся к записываемому звуку. Но что делать, если понравившаяся вам фонограмма сделана обычной компанией и явно искусственно урезана по басам? Вот здесь «Эпицентр» и способен сотворить чудо: восстановить басы, которые, казалось бы, безвозвратно срезаны безжалостной рукой звукорежиссера. Скажете, это невозможно? Дескать, что с возу упало?.. Оказывается – нет, не пропало. Басовые ноты, сыгранные на реально существующих музыкальных инструментах – это не чистый тон частоты 30 или 40 Гц, а смесь основной частоты и ее гармоник. Цифровые мозги «Эпицентра» непрерывно следят за гармоническим составом сигнала и, если обнаруживают рисунок, указывающий на то, что оставшиеся в сигнале гармоники принадлежали более низкому тону, который должен был быть в исходном сигнале, восстанавливают его таким, каким он должен был быть, пока его не отрезали на студии.

Кому-то может показаться, что такое устройство слишком много на себя берет, «дорисовывая» недостающую часть фонограммы. Ну что здесь можно сказать? Художники, реставрировавшие «Данаю», тоже вынуждены были кое-что дорисовывать из облитого кислотой, так им за это, кажется, Государственную премию дали. К тому же, поскольку нужный уровень специальной обработки звукового сигнала неодинаков для различных записей, все «специальные» процессоры AudioControl снабжаются модулями дистанционного управления, с помощью которых можно подкорректировать глубину обработки с места водителя.

Отдельного разговора заслуживала бы техническая документация, прикладываемая к приборам AudioControl. Если бы проводился всемирный конкурс на лучшие инструкции к автоаудиотехнике, специалисты AudioControl в них бы не участвовали, поскольку были бы членами жюри. Написанные очень толково, полно и ясно, «мануалы» AudioControl к тому же еще и крайне забавны. Например, некоторые описания озаглавлены «Инструкция по получению удовольствия от эксплуатации...» Или, например, рекомендации по установке начинаются так: «Для получения наилучших результатов и минимального расхода таблеток от головной боли нет ничего лучше профессиональной установки». Так что, судя по всему, дни AudioControl в штате Вашингтон, может, и пасмурные, но уж точно не тоскливые...

236 дней на размышления

Петр ХОХЛОВ

В Вашингтоне, который «столица нации», – жарко и душно. Там Клинтон, сенат и скандалы. Есть еще один Вашингтон, на этот раз – штат, в верхнем левом углу на карте страны чудес. Там нет ни Клинтона, ни сената, ни жары. Там придумывают и строят новые «Боинги», там штаб-квартира корпорации Microsoft. Там выпускают домашнюю аппаратуру Carver и автомобильную Phase Linear. Одним словом, люди занимаются делом.


Рубрики • Престиж Журнал "Автозвук" •  № 4 / 1999
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования