КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Системы Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1999

Голос корабля пустыни

Jeep Wrangler 4.0L Sahara Edition

Алексей ГВИШАНИН

Кораблем пустыни обычно называют верблюда. Но давайте откровенно: если вам предложат выбрать, на чем путешествовать по пустыне, что вы предпочтете – меланхоличное двугорбое создание или Jeep Wrangler с четырехлитровым двигателем? Тем более, если жвачное – самого обычного образца, а Wrangler – специальной «пустынной» серии, с умощненной системой кондиционирования и усиленной герметизацией салона. Ну вот и славно, что договорились...

Юрий, хозяин транспортного средства, в пользу которого вы только что отказались от верблюда – ветеран автозвукового спорта. Собственно, в нашем отечестве для того, чотбы быть в этой области ветераном, достаточно было год назад оказаться в нужном месте (в Тушино или Крылатском) в нужное время (в июле или августе соответственно) и с нужным оснащением автомобиля.

В Тушино Юрий выступал, и это его погубило. Никак не удовлетворившись седьмым местом в «престижной» любительской категории «Максимум», он взялся за радикальные переделки своего корабля. С тех пор конфигурация системы и состав компонентов в «Рэнглере» менялся неоднократно, и к новому сезону машина пришла во всеоружии.

При выборе головного устройства Юрий решил следовать простому правилу: не капризничать, а довольствоваться самым лучшим. Поэтому в приборной панели воцарился Clarion 9255, достоинства которого не подвергаются сомнению даже ярыми патриотами других марок.

В связке с «головой» работает компактный шестидисковый чейнджер, который не только поместился внутри подлокотника между передними сиденьями, а просто-таки утонул в его глубине, так что роль хранилища для мелочей подлокотник продолжает выполнять бесперебойно.

Относительная неудача Юрия в прошлом сезоне была во многом вызвана тем, что выставить гладкую частотку в салоне не вполне удалось. В обновленной установке решили поставить эквалайзер, но, поскольку «места мало в рюкзаке», здоровенные тридцатиполосники как-то не вдохновляли. Вовремя подвернувшийся четырехполосный Helix HXE100 решил проблему. Гнездо в консоли оказалось как раз размером 1,5 DIN, как это бывает у «американцев», в оставшейся половине и поместился Helix.

В системе на HXE100 возложены три задачи. Первая – устранение неравномерности в области верхнего мидбаса (150 – 200 Гц). Вторая – выравнивание частотной характеристики «пищалок» Macrom, которые почти всегда в этом нуждаются. Такова цена почти уникальных характеристик направленности этих ВЧ-излучателей. И наконец, третья – служить основным сабвуферным фильтром, который тоже имеется в составе эквалайзера.

С выхода эквалайзера сигнал с частотами от 50 Гц и выше подается на активный кроссовер Macrom 4.13 – очень гибкое устройство с фильтрами 3-го порядка, независимо настраиваемыми в каждом звене. Сигнал на входы четырехканального Phoenix Gold XS4600 идет уже разделенным на две полосы, выше и ниже 2,5 кГц. Такая низкая частота раздела – истинная благодать в смысле постановки звуковой сцены, но реализовать ее удается только с фильтрами высокого порядка.

Каналы XS4600 попарно нагружены на компоненты Macrom Slim Extreme 2.60. Мидбасы комплекта встали в двери, внутренние обивки которых приобрели своеобразные горбы в нижней части. Вопрос о верблюде, видимо, до конца закрыт не был. А «пищалки» встали на стойки лобового стекла примерно на середине их высоты. В этой части салона никаких декоративных обивок не предусмотрено, поэтому ничем не закамуфлированный корпус «пищалки» выглядит как естественная часть оборудования.

Второй усилитель – двухканальный Phoenix Gold XS2500 полностью посвящен сабвуферу. С сабвуфером история отдельная и длинная. А усилители довольно ловко встали «в шеренгу» под вторым рядом сидений. Поскольку все регулировки сосредоточены на внешних блоках (эквалайзер Helix и кроссовер Macrom), оперативного доступа к усилителям не требуется даже на этапе регулировки. Впрочем, если вдруг что понадобится, заднее сиденье снимается за секунды (а откидывается – за доли секунды).

Теперь – сабвуфер, краса и гордость Юрия. «Рэнглер» устроен так, что поставить что-либо в багажное пространство, не загубив его основное предназначение, просто невозможно. Здесь нет ни простора, как в универсале или большом внедорожнике, ни пазух вдоль боковых стенок, куда можно было бы запрятать «фигурный» композитный корпус, ни даже ниши запасного колеса, которое, понятно, висит снаружи. Так что пол и стены отпадали. Остался... правильно, потолок.

«На потолке висит сабвуфер» – подходящее название для песни какой-нибудь пост-панковой группы. Тем не менее, сабвуфер – на потолке. Висит, прикрепленный к дуге безопасности. Корпус, по форме отдаленно напоминающий телефонную трубку, полностью выполнен из углепластика. Совсем недавно большую часть этого материала поглощало и использовало для своих нужд производственное объединение имени П.О. Сухого. Теперь, когда достоянием истории стал не только П.О. Сухой, но, кажется, и самолеты, носящие его имя, отдел сбыта прославленного предприятия начал потихоньку сбрасывать свои запасы для мирных нужд. Вот и использовали его для нужд, мирных до предела. Углепластик для сооружения «потолочного» сабвуфера потребовался не ради оригинальности, а для того, чтобы длинный и тонкий корпус обладал требуемой жесткостью при минимальной толщине стенок. Негоже ведь, если с потолка будет свисать шкаф. Чистый внутренний объем корпуса (за вычетом объема динамиков) – всего 9 литров. Тем не менее, в нем работают 2 (две!) 8-дюймовые головки и благополучно перекрывают диапазон от 50 Гц и до нижнего предела слышимости. Кто разбирается в сабвуферных головках, знает: когда дело доходит до работы в предельно малых объемах, у серии Polk Audio db конкурентов нет. Два динамика db8 и заняли размеченные для них места.

Вот здесь-то и начались главные проблемы. При первом же включении системы на повышенном уровне завибрировало все. Ясно было, что источником энергии этих вибраций служит сабвуфер, больше некому, а вот что при этом так охотно отвечало на его призыв подребезжать, установить не удавалось.

«Рэнглер» в этом варианте – не стальной конь, как большинство автомобилей, а вроде кентавра, который конь только ниже пояса. Там он действительно стальной. А выше пояса – дуги безопасности и съемная пластиковая крыша. Стремясь остановить поток вибраций с сабвуфера на кузов, стали заниматься местами крепления углепластикового корпуса первого на стальные дуги второго. Исходно там было устроено так: металличекие «уши», заформованные в углепластик, притянуты к трубам.

Попробовали проложить в местах стыка резиновые прокладки.

Вибрации уменьшились, но не исчезли. Стали думать снова. С очередного раздумья Юрий приехал в студию «Блюзмобиль» с двумя увесистыми пакетами, в одном из которых была свинцовая дробь, а в другом – тот же неблагородный металл, но в виде миллиметровых пластин. Вытащив динамики, внутри корпуса, вблизи мест его подвески, уложили еще один слой смолы, наполнителем в которой была дробь. А пластины согнули по радиусу труб дуги безопасности и зажали болтом при креплении сабвуфера.

Все. Тишина. Видимо, свинцовый балласт иногда нужен и кораблям пустыни...


Рубрики • Системы Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1999
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования