КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1999

Xtant 404m

$450

Олег САВЕЛОВ

У нас уже состоялось краткое, в формате сравнительного теста, знакомство с одним из представителей серии «М» усилителей Xtant, и концепция серии нам настолько понравилась, что мы решили узнать поближе старшего в семействе «М» – четырехканальный 404m.

Концепция эта, когда ее разъяснили, с целью вдохновения, нашему дизайнеру, подвигла его на снимок в заставке. Так любят фотографировать многоцелевые боевые самолеты. Позади сама крылатая машина, а перед ней разложены все посильные ей варианты вооружения. То есть на заднем плане – как бы основа – аппарат, способный летать с требуемой скоростью на подобающей высоте. А на переднем – то, с помощью чего он выполняет свое основное назначение – вышибать мозги у противника в соответствии с тактическим планом.

Так устроен и 404m. Сам усилитель предельно лаконичен по архитектуре и эстетике. Безупречный параллелепипед без единого скругленного угла представляет собой фрезерованную из алюминиевой плиты единую деталь, завершают которую до окончательного товарного вида полированная крышка из нержавеющей стали с золотистой сеткой в «фирменных» квадратных окнах и черненая передняя панель. На передней панели, кроме винтовых зажимов питания и акустики, только входные RCA-разъемы и утопленные внутрь два регулятора чувствительности, под отвертку. В этом виде усилитель так же буквально соответствует своему имени, как самолет без вооружения – своему. Тот сам летает. Этот – усиливает.

Вот на этом этапе, чтобы расставить все по своим местам, мы определили его основные свойства именно в роли голого, без вооружения, усилителя. По документам каждый из четырех каналов должен выдавать 50 Вт (RMS) на 4 Ом. В мостовом включении обещают 2 х 200 Вт (RMS). Эти цифры приведены без указания, какому напряжению питания они соответствуют, 12 или 14,4 В. Поэтому мы поступили обычным в таких случаях образом: установили напряжение на отметке 13,8 В и измерили, что происходит. Выяснилось: в четырехканальном режиме мощность составила 57 Вт в каждом канале, то есть уверенно перекрыла контрольную цифру. А вот мостом (точнее, двумя мостами) максимум, полученный при измерении, составил около 140 Вт – меньше, чем по паспорту, хотя и грех жаловаться. Частотная характеристика 404m горизонтальна вплоть до 10 Гц (спад 0,2 дБ) на нижнем конце диапазона и имеет спад 0,4 дБ на частоте 20 кГц.

Субъективное прослушивание усилителя в невооруженном виде с подключением на выход высококачественной домашней акустики оставило чувство вполне глубокого удовлетворения. Аппарат динамичный и обладает открытым, естественным звучанием на верхних частотах, во многом, вероятно, благодаря выходным каскадам на МОП-транзисторах, а «внизу» помогает низкочастотному динамику работать в полный голос и без бубнения в силу высокого фактора демпфирования.

Так что здесь все в порядке. Но автомобильный усилитель – вещь особенная. От него требуется не только летать (усиливать), но и нести боезаряд, то есть фильтровать и обрабатывать сигнал в соответствии с логикой системы, в которую он включен.

Доступ к узлам подвески вооружения открывается после снятия верхней крышки. Здесь взору предстает картина, мягко говоря, нетривиальная. Начнем с простейшей регулировки – входной чувствительности. Она у 404m может быть установлена в пределах от 100 мВ до 8,5 В. Ясно, что простым потенциометром в таком диапазоне точно установить усиление невозможно. И не надо. Потому что рабочий диапазон чувствительности предварительно задается с помощью перемычки-джампера, как в компьютерах, на плате усилителя. Номинальный уровень (0 дБ) перекрывает коридор от 1 до 3 В. Переставляем перемычку в положение «+10 дБ», и диапазон чувствительности становится 300 мВ – 1 В. И так далее. Рядом с джамперами предварительной установки чувствительности есть еще один. Если его перевести в положение «Balanced Input Mode enabled», входы усилителя становятся балансными, а диапазон входной чувствительности растягивается до 17 В.

Вообще, такой способ установки чувствительности – решение на сегодня, безусловно, оптимальное, хотя встречается нечасто. Ступенчатый аттенюатор на входе предварительного усилителя и плавный, с небольшим диапазоном регулировки на выходе, дают возможность этим каскадам всегда работать с уровнем сигнала, оптимальным с точки зрения шумов и искажений, а суммарное усиление может быть выставлено наиболее точно и стабильно.

Главные узлы оружейной подвески оформлены в виде узких щелевых разъемов, то, что компьютерщики называют «слотами» в центре платы. У 404m таких слотов четыре. Туда, причем отдельно, в сочетаниях или одновременно, могут быть, установлены модули кроссоверов 2-го или 4-го порядка, модуль басового эквалайзера и даже однополосный полностью параметрический эквалайзер.

Модули фильтров 2-го порядка CM12H и CM12L (отдельно ФНЧ и ФВЧ) – небольшие карточки, размером примерно 50 х 25 мм. На них самих есть слот, в который вставляется резисторная сборка, устанавливающая частоту настройки. (Помните: «На той блохе блоха жила...»?) Резисторные сборки имеются в изобилии, во всяком случае, в комплекте, предоставленном на тест, но данных, по которым их можно было бы изготавливать самостоятельно, не приводится, да это и не просто: сборки оформлены как корпуса SIM – с односторонними выводами.

Для системы с претензиями предусмотрен модуль CM24x: фильтр 4-го порядка с характеристикой Линквица – Райли. Он – универсальный, в том смысле, что может быть (опять перемычкой) установлен в режим ФВЧ или ФНЧ. А частота – опять резисторной сборкой. Ну в самом деле, как будто снаряд перед подвеской под крыло снаряжать, клянусь, честное слово!

После установки кроссоверов остается еще два слота. Их можно использовать под продвинутые функциональные узлы. Один из таких – модуль басового эквалайзера LFQ 45. Цифры означают частоту, на которой регулируется усиление, а делается это... правильно, перестановкой перемычки. Возможные варианты: +4, +8 и +12 дБ. Мы попробовали поиграть с bass boost при подключении компактного сабвуфера в закрытом ящике с нижней граничной частотой около 60 Гц. При прослушивании в довольно большом салоне автомобиля VW Passat Variant (универсал), установка усиления +4 дБ заметно растянула басовую характеристику саба, и он стал звучать «как большой». Большие значения (+8 или +12) – это уже на любителя бить по мозгам, впрочем, и о них кто-то должен позаботиться.

Самый внушительный по размерам модуль – параметрический эквалайзер PQM 1. Размеры его платы 50 х 90 мм, и поначалу кажется, что этот гвоздь не совсем от той стенки. Короткое шуршание страницами описания – и все встает на свои места, включая сам модуль. Дело в том, что два из четырех слотов рассчитаны на установку дополнительных плат с их горизонтальным расположением, и размер не помеха. Через две минуты модуль параметрика висел над основной платой усилителя, опираясь одним концом на соединительный разъем-слот, а другим – на предусмотрительно поставленную в нужное место платы нейлоновую стойку с защелкой.

Параметрический эквалайзер может работать в одном из трех поддиапазонов: 20 – 200 Гц, 200 Гц – 2 кГц или 2 – 20 кГц. Уже ясно, наверное, что для выбора поддиапазона нужно вставить соответствующий блочок в панельку на плате модуля. Все три – в комплекте PQM1, бегать никуда не надо. Теперь, когда модуль на месте и готов к работе, частота регулировки, усиление (или ослабление) и ширина полосы регулировки устанавливаются тремя потенциометрами поотдельности. Мы попробовали работу эквалайзера в режиме непрерывного измерения АЧХ и с помощью первой из приданных в комплекте вставок успешно (и быстро) устранили дурной провал от поперечного резонанса на 160 Гц, а с помощью третьей – пик на 8 кГц в тестовом «Пассате», из-за которого до регулировки звук был откровенно едкий. К сожалению, выполнить обе коррекции одновременно нельзя – эквалайзер однополосный. Впрочем, если до этого дойдет дело, можно поставить еще один модуль, ничего в схеме менять не придется.

Напоследок – о еще одной подробности: далеко справа на плате усилителя мы обнаружили еще одну перемычку, обозначенную Service jumper. Оказалось, что это – результат трогательной заботы о пользователе (или установщике), одним словом – о том, кто занимается настройкой. Чтобы не вставлять-вынимать модули и перемычки при включенном усилителе и в то же время не сдергивать каждый раз провод включения питания, конструкторы 404m предусмотрели возможность выключения питания внутри корпуса. Вытащили перемычку, усилитель выключился, переставили там что-то и вставили снова. Он опять включается, при этом все провода остаются на месте, а отвертка праздно лежит на полу багажника. Она понадобится, только когда настанет время ставить верхнюю крышку на место. Вот это – самая грустная часть тестовой процедуры: уж очень там внутри интересно...

Мед & Деготь

Концепция «модульного» усилителя, при которой он может быть сконфигурирован по принципу «все что нужно, и ничего лишнего», да к тому же может быть впоследствии, при усовершенствовании системы, перекроен на новый лад практически голыми руками, заслуживает не то что высокой оценки, а прямо-таки восхищения. Стильный дизайн, отличное звучание и очень высокое качество исполнения всех узлов и деталей добавляют к этому ощущению свои доли.

404m прекрасно выполнил свои обязательства по мощности в четырехканальном режиме и заметно не дотянул до обещанного показателя в мостовом включении, что, главным образом, обусловлено неоправданным оптимизмом производителей. Написали бы «2 х 150 Вт», и разговору бы не было. Учетверенная мощность в мостовом включении по сравнению с обычным – это теоретический максимум, который способны продемонстрировать на практике только монстры, рассчитанные на подключение сверхнизкоомной нагрузки. По любому, записываем в «минус».

Резисторные сборки как способ прецизионной настройки кроссоверов – это уже своего рода стандарт для усилителей высокого класса. Жаль только, что для 404m придется пользоваться только фирменными вставками, самим сделать непросто. Это, впрочем, показывает, что 404m рассчитан в основном на установку силами профессионалов, у которых может и должен быть под рукой необходимый боекомплект. В соответствии с тактической обстановкой и полетным заданием.


Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1999
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования