КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
На ковер! Усилитель Power Acoustik Apache 4APC-560  $190 Журнал "Автозвук"   № 11 / 1999

Петр ХОХЛОВ

Вождь краснокожих

     О том, что Apache - имя племени краснокожих, напоминает разве что чуть розоватый оттенок анодированной поверхности радиаторов корпуса. Видно, без помощи бледнолицых не обошлось. Впрочем, нет...

Не только. Четырехканальный «Апач», как и его тезка из воинственного племени, обнажен по пояс. В том смысле, что, как и у других усилителей Power Acoustik, верхняя крышка корпуса - прозрачная и открывает захватывающий вид на мускулы усилителя. Все, что превращает слабенький сигнал на входе в могучее содрогание диффузоров, - на виду. Другая отличительная черта аппарата, тоже фамильная - блок стрелочных индикаторов, глядящих сквозь стекло.
Power Acoustik      Расшифровываем индекс модели. 4APC-560. Четырехканальный усилитель мощностью... 560 Вт? Сверяемся с описанием. Там указано: четыре канала по 140 Вт. Там же честно сообщают: максимальной мощности на нагрузке 2 Ом. Других показателей не приводится, поэтому начинаем оперировать с этими. По науке, если усилитель имеет нормальную перегрузочную способность по току выходных каскадов, можно ожидать вдвое меньшей мощности на стандартной 4-омной нагрузке. То есть - по 70 В максимальной мощности на канал или по 35 Вт (RMS). Измерения при напряжении питания 13,8 В показали мощность по 43 Вт на канал при 4-омной нагрузке или по 63 Вт - при 2-омной. При мостовом соединении двух каналов на нагрузку 4 Ом (меньше в этом режиме мы бы включить не рискнули, почему - сейчас объясним) мощность оказалась по 105 Вт на пару каналов. Теперь давайте проанализируем, что получилось. На штатную нагрузку усилитель выдает очень неплохую для обычного применения мощность. Но при снижении нагрузки или при мостовом соединении, когда от выходных каскадов требуется большая отдача по току, а на источник питания ложится повышенная нагрузка, рост мощности заметно отстает от теоретических ориентиров (удвоение значения при снижении нагрузки вдвое, учетверение при мостовом соединении на ту же нагрузку). Причина становится понятна, если сделать правильное употребление из прозрачной крышки усилителя, то есть посмотреть сквозь нее на плату. В каждом из четырех каналов усилителя задействовано по одному мощному полевому МОП-транзистору. Еще восемь мощных вентилей - в источнике питания. Аппараты, рассчитанные на повышенные выходные токи, обычно имеют по два-три транзистора, соединенные в параллель. Так что все объяснимо.
     Впрочем, давайте смотреть на вещи реально: будет у вас низкоомная нагрузка или сверхмощный сабвуфер - еще не известно, а деньги платить надо уже сейчас. Случись «Апачу» быть сильнотоковым, как другие усилители этой же фирмы (например, модель, которая так и называется - «1Ohm»), элементов в схеме было бы куда больше, а цена пошла бы вверх вровень с током выходных каскадов.
     По структуре усилитель выполнен в классической манере для четырехканальных устройств: два двухканальных блока, собранные на одной плате симметрично относительно ее оси, соединены только по цепям питания. И входы, и регулировки, и фильтры кроссовера у каждой секции - свои.
     Чувствительность «Апача» регулируется в пределах 200 мВ - 2 В. В случае подключения к источникам последних (и/или дорогих) моделей могут возникнуть проблемы с согласованием чувствительного входа с выходным сигналом большого уровня, хотя на практике это значит всего лишь то, что тракт начнет перегружаться при воспроизведении записей, сделанных с большим уровнем и максимуму громкости будет соответствовать не «35» на дисплее, а, скажем, «27».
     Встроенный кроссовер - независимые фильтры второго порядка для каждой пары каналов. Частота среза перестраивается плавно от 30 до 300 Гц. Для наиболее вероятного применения усилителя (два канала - на фронт, два мостом - на сабвуфер) кроссовер более чем адекватен и даже позволит подвигать частоты звеньев для получения наиболее равномерной АЧХ вблизи частоты раздела. Нижняя граница частоты раздела (30 Гц) в нашем экземпляре оказалась даже немного ниже (27 Гц), и при надобности можно, в принципе, использовать кроссовер сабвуферного канала как фильтр подтональных частот. Это, разумеется, если кроссовер применяется внешний, входящий в состав головного устройства, например, сейчас такое - сплошь и рядом.
     Усилитель довольно компактен для четырехканального устройства, а форма корпуса-теплоотвода хоть и кажется на первый взгляд причудливой, на самом деле очень удобна для компоновки. Если есть идея закрыть усилитель крышкой, то окажется, что даже довольно толстая панель, например из излюбленной у нас 10-миллиметровой фанеры, не будет мешать присоединительным узлам, - над ними оставлено достаточно места.
     Доступ к регуляторам и пользование ими, в принципе, удобны, но крупные ручки на регуляторах чувствительности и частоты среза прямо-таки приглашают их покрутить, и при установке надо бы позаботиться, чтобы выбранные регулировки не оказались случайно сбиты.
     После подсоединения главным действующим лицом становятся стрелочные индикаторы. Они светятся благородным синим светом и действительно работают. Отметке 0 дБ (или 100 % мощности) у нашего экземпляра соответствовала мощность около 40 Вт на 4-омной нагрузке. При подаче другой нагрузки или в мосту стрелка не зайдет дальше отметки 80% мощности (-5 дБ), поскольку измеряется-то не мощность, а уровень выходного сигнала.
     Индикаторы подключены к парам каналов и показывают сумму правого и левого сигналов в своей паре. То есть при такой коммутации, о которой мы говорили, один индикатор будет показывать уровень фронтального сигнала, а второй - суббасового.
     Другой источник света в усилителе проявит себя только в аварийной ситуации. Красный светодиод на плате загорится при возникновении короткого замыкания на выходе или при перегреве усилителя. Кстати, датчик температуры очень хорошо видно: он прижат к радиатору между транзисторами выходных каскадов и источника питания.
     Звучание усилителя показалось довольно нейтральным и, хотя не поразило какой-либо необыкновенностью, особых нареканий тоже не вызвало. Часть экспертов высказались в том смысле, что им не понравилось звучание на верхних частотах, которым, по мнению критиков, недоставало открытости и легкости. К которой они привыкли, слушая дорогие и навороченные аппараты. Ну что ж, этот - не самый навороченный, зато уж явно не самый дорогой.
     Если говорить об оптимальном применении 4APC-560, нам видится, что для системы начального уровня это - очень удачное соотношение качества и цены, причем не только, подчеркнем это, благодаря цене. На финале Чемпионата России по автозвуку в сентябре на Ходынке любительская установка в «Оке», полностью сделанная на усилителях серии «Apache», оказалась первой в своем классе, а это вам не жук чихнул.


Мед & Деготь

     Есть такой ориентир: если цена усилителя составляет больше 100 долларов за канал, то он перестает называться дешевым. Сотня или чуть меньше - бюджетный аппарат. В данном случае «поканальная» стоимость не достигает и полтинника. Поэтому есть все основания рекомендовать 4APC-560 в качестве основы для недорогой, но достаточно мощной, неплохо звучащей и к тому же очень выигрышно выглядящей аудиоустановки. По некоторым своим характеристикам усилитель, конечно, едва ли составит конкуренцию более дорогим аналогам, но свою цену он совершенно явно переигрывает, и намного.


На ковер! Усилитель Power Acoustik Apache 4APC-560  $190 Журнал "Автозвук"   № 11 / 1999
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования