КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2000

Силуэт

Марк ГАСАНОВ

Силуэт знакомый. Когда на горизонте появляется гладкий параллелепипед со срезанными ребрами – дело ясное. На позиции выходят элитные части Phoenix Gold. А значит, либо лапки кверху, либо «ура, вперед», в зависимости от того, на чьей вы стороне.

На чьей-то стороне, если говорить об усилителях фирмы Phoenix Gold, приходится оказываться чаще, чем можно предположить. Казалось бы: не оружие и не спортивный снаряд. Товар народного потребления, не более. Ан нет. Оружие и снаряд. Во всяком случае, именно такое применение для своих изделий верхних серий предусматривают в Phoenix Gold, если судить по самой первой строчке в перечне технических характеристик. Вот она, первая строчка, во всей своей иезуитской хитрости и в оригинале: Continous Output Power (Wrms) into 4 ohms Stereo (IASCA/USAC) 18 x 4.

В художественном переводе это звучит так: «Да что вы, граждане судьи, откуда у меня мощность, так, едва на жизнь хватает... 18 ватт, жиже магнитолы». Когда судья отошел на безопасное расстояние, можно достать из папки с документами другую бумажку, заветную. Индивидуальный поверочный сертификат, прилагаемый к каждому усилителю серии Zero Point. Там черным по светло-лиловому написано, что показал на приемо-сдаточных испытаниях этот, конкретный, лично ваш усилитель. Тот усилитель, который оказался лично нашим на время теста (остановись мгновенье, ты очень даже ничего!), согласно сертификату, показал мощность в мостовом включении каналов 270 Вт в одной паре и 265 с копейками – в другой. Подписано лично испытателем. Кстати, подпись оказалась довольно разборчива. Nikolai Pogorelov – так зовут американского техника-испытателя. Прав был Владимир Семенович Высоцкий: «там на четверть бывший наш народ». В любом случае, спасибо, Коля, за труд.

Итак, истинное лицо новейшей модификации четырехканального ZX475ti начинает вырисовываться. Каждый из четырех каналов усилителя при напряжении питания 14,4 В обеспечивает выходную мощность свыше 80 Вт. На двухомной нагрузке это оказывается уже по 150 с лишним ватт в канал, а мостом – вы уже знаете сколько. За подписью. Впрочем, возможности по форсированию усилителя этим еще не исчерпываются, поскольку в обычном режиме все каналы могут работать на нагрузку 1 Ом, а в мостовом – на 2 Ом. С вполне понятным и легко прогнозируемым ростом выходной мощности.

Новизна модификации, обозначенная буквами «ti» в индексе модели, – в основном сказалась на дизайне. Теперь ZX475 помещен в серебристо-серый корпус с тремя ослепительно яркими голубыми светодиодами на верхней крышке. Основная философия осталась без изменений – она себя кругом оправдала. Усилители серии Zero Point существенно не похожи на автомобильные усилители, как мы привыкли их видеть. Здесь нет никаких признаков ребристых теплоотводов, зато на почетном месте в середине верхней плоскости – большой, диаметром 100 мм вентилятор. Собственно радиаторы находятся внутри, и задача охлаждения транзисторов выходных каскадов доверена не изменчивым потокам окружающего воздуха, а постоянному и мощному потоку, создаваемому собственным нагнетателем. По-другому нельзя. Мало того, что мощность, как вы уже знаете, нешуточная. Есть еще одна подробность: к.п.д. аппарата заметно ниже типичной. На максимальном режиме он едва превышает 40%, а при более низкой мощности – и того ниже. Потому как усилитель работает в высоколинейном режиме, близком к чистому классу А.

Все органы управления и присоединения к окружающей действительности сосредоточены на одной боковой стенке корпуса. Справа – мощные золоченые гнезда под плюс-минус питания. Гнезда рассчитаны под самый крупный калибр проводки AWG 1/0. Поскольку потребляемый ток в режиме максимальной мощности превышает 80 А. Поэтому и собственного предохранителя на усилителе нет: защита доверена главному предохранителю более солидной конструкции, нежели реально можно разместить на самом приборе.

Между силовыми соединителями справа и выходными зажимами слева сосредоточилась «интеллектуальная» часть аппарата. Центр композиции – четыре входных и два выходных RCA-разъема, окруженные органами регулировки, с помощью которых можно получить любую мыслимую конфигурацию усилителя. Два многопозиционных переключателя, обозначенные CONFIG, одновременно переключают фильтры кроссовера и коммутируют входы-выходы. Варианты настолько тщательно продуманы, что какую бы конфигурацию вы ни задумали, выяснится: ее предусмотрели. Более того, схемы основных вариантов нарисованы прямо на нижней крышке корпуса, очень ясно и понятно.

Кроссовер – отдельная история. Обычно получается так: если применяются фильтры высокого порядка, то приходится отказываться от плавной регулировки, – очень уж мудреными оказываются многосекционные регуляторы. Поэтому выработался своего рода стереотип: на усилителях профессионального класса фильтры настраиваются дискретно: резисторными сборками или кроссоверными картами. В других сериях и PG прибегает к таким решениям. А вот здесь – все фильтры 4-го порядка, с крутизной скатов 24 дБ/окт., а регулировка – плавная и непрерывная. Другая вещь: если конструкторы предусмотрели широкий диапазон регулировки частоты среза фильтра, то сама регулировка получается очень неравномерной: диапазон от 50 до 150 Гц занимает угол градусов 120 на шкале регулятора, а на остальные 30 градусов приходится остальной диапазон регулировки: от 150 до 4000 Гц. Как тут можно говорить о точности установки частоты? Никак не можно, совершенно понятно. У ZX475ti шкала регулировки аккуратнейшим образом размечена вокруг рукоятки регулятора и завидно равномерна. Диапазон регулировки – от 40 до 800 Гц. Этого, в принципе, уже достаточно для включения по схеме «фронт – сабвуфер» и, при надобности, для раздела НЧ- и СЧ/ВЧ-полос в трехполосной акустике. Но дело этим не ограничивается: кроссовер передней пары каналов имеет переключатель множителя х10, так что диапазон расширяется аж до 8 кГц – это самое большое значение пределов установки частоты встроенных кроссоверов, которое нам приходилось видеть. Так что включение фронтальной акустики с любой мыслимой частотой раздела полос между мидбасом и «пищалкой» не проблема. И все эти чудеса, напомним, демонстрируются с фильтрами 4-го порядка.

Остальные органы управления – регуляторы чувствительности по входу (от 200 мВ до 6 В) и басовые эквалайзеры, позволяющие установить (подъем до +18 дБ на частоте 45 Гц) раздельно в каждой паре каналов. Вот эта регулировка откровенно расстроила: она представляется нам совершенно неуместной на усилителе такого класса и никак не вяжется в изысканным звуком, который этот усилитель создает. Слава богу, «бас-бусты» можно поставить в ноль и забыть.

Еще два разъема – многоконтактные розетки, обычно употребляемые с балансными шлейфами, позволяют подключить устройство дистанционного управления уровнем сигнала в паре каналов, используемых в режиме ФНЧ – уровнем баса, иными словами. Второй разъем – для присоединения устройства дистанционной диагностики – цифрового дисплея, показывающего напряжение питания, сигнализирующего о перегрузках, перегреве и так далее. Это – для соревнований, когда усилитель гоняют в повышенных режимах. В реальной жизни это вряд ли понадобится, но интерьер украсит, это уж несомненно.

Звучание усилителя – главное, в конце концов, ради чего делались все инженерные изыски, описанию поддается с трудом. Такое сочетание динамики, тембрального баланса и какой-то необыкновенной воздушности в звучании требует для своего описания стихотворного размера, а мы, извините, стихосложению не обучены. Пробел в образовании. Отметим две особенности, которые как-то не укладываются в обычные критерии. Первое: делая положенные перерывы в прослушивании, при повторном включении, мы обнаруживали, что до перерыва слушали музыку на очень большом уровне, при этом никакого слухового утомления не замечалось. А втрое – как раз обратное. Намеренно установив совсем небольшую громкость, просто смехотворную для такого могучего аппарата, через некоторое время привыкнув к новому уровню, обнаружили, что мелкие детали звучания превратились в мельчайшие, а мельчайшие – в микроскопические, но все остались на месте и в неизменной звуковой пропорции и перспективе. В этом, пожалуй, и состоит главное достижение тех, кто создал ZX475ti – при любом уровне громкости все остается на месте.

Мед & Деготь

Рассуждая прозой, то есть, оценивая ZX475ti с инженерной точки зрения, можно только снять шляпу (или ушанку, по нашему климату). Настолько все целесообразно, изящно остроумно и, не побоимся этого слова, дальновидно сделано. А с позиций непосильного для нас стихосложения – потрясает способность усилителя легко, ненатужно и естественно, с «воздухом» и почти что сиянием воссоздавать звуковую картину на любых уровнях громкости. Вплоть до таких, которые для недостаточно крепко скроенной акустики могут оказаться последним, что она почувствовала в этой жизни.


Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2000
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования