КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2000

Сдачи
не надо

Четырехканальные усилители
средней ценовой категории

Ну ладно, ладно, мы пошутили. Сдачи, конечно же, надо, но только будет она не всегда. То есть, если вы прислушались к нашим рекомендациям и отвели на усилитель 400 у.е. (из расчета по сотне за канал), то если повезет, на сдачу можно будет ваше приобретение и обмыть. Но может получиться и так, что вы немного выйдете за пределы сметы. Ну, не сильно, максимум на полтешок. Короче, в нашем тесте — четырехканальники стоимостью $350 — 450.

 

Юрий ЕВТУШЕНКО
Марк ГАСАНОВ

Если сравнивать с CD-ресивером или даже магнитолой, то оконечный усилитель — штука несложная. В его задачи входит, получив сигнал с уровнем сотен милливольт или единиц вольт, «разогнать» его по напряжению, скажем, в десять раз. Ну а поскольку усилитель нагружен на громкоговоритель с низким импедансом, то значит, и тока в нагрузку надо отдать столько, сколько потребуется. Как известно, произведение напряжения на ток это не что иное, как электрическая мощность, поэтому оконечные усилители называют еще усилителями мощности.

Древняя мудрость гласит, что сделать «мощник» легко, хороший «мощник» сделать трудно. И этому есть объективные причины. Начнем с того, что, в сущности, оконечный усилитель можно рассматривать как модулятор источника питания. На его вход поступает модулирующий (звуковой) сигнал, а его выход можно считать источником питания, напряжение которого меняется по тому же закону. Понятно, что быстродействие нашего модулятора должно быть достаточным, чтобы адекватно отслеживать изменения входного сигнала. Впрочем, эта задача давно уже решена: современные оконечники спокойно справляются с частотами 40 — 100 кГц. Еще десять-пятнадцать лет назад считалось известным шиком, когда верхняя граничная частота усилителя зашкаливала за 200 — 300 — 400 кГц, но потом обнаружилось, что звуку это только вредит. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что повышение быстродействия усилителя влечет за собой снижение запаса устойчивости. Понятно, что аппарат не должен «выть» на какой-то частоте, но даже когда на резких бросках звукового сигнала он добавляет «от себя» один-два периода неслышимого ультразвукового колебания, качеству звукопередачи это не способствует. Но в звуковом сигнале кроме быстро меняющихся составляющих есть и такие, которые меняются медленно. Очень медленно. С этим у «концов» тоже возникают проблемы. Чтобы усилитель без искажений передал такой сигнал, его источник питания должен обладать ну очень большим запасом по мощности. Понятно, что в реальной жизни разработчики всегда находят некий компромисс.

Кроме таких особенностей, которые отражают качественные показатели усилителя, есть еще кое-какие эксплуатационные факторы. Скажите, как обычно защищают нормальные источники питания? Правильно, плавкими предохранителями. И в усилителях мощности они тоже есть. Только речь здесь идет не о тех, что ставят в первичной цепи питания автомобильного усилка, — эти как раз защищают не аппарат, а автомобиль. А если предохранители ставят на выходе источника питания (внутри усилителя), то они защищают источник. Ну, а сам «модулятор» защитить надо? Для этого служат электронные цепи, которые отключают выход аппарата при превышении допустимого значения тока. Но может быть и так, что пределы по току не превышены, а усилитель перегрелся. Почему? Ну, скажем, в салоне у вас слишком жарко, или же инсталляторы в порыве вдохновения перекрыли усилителю теплоотвод. В общем, всяко бывает. Но чтобы это «всяко» не приводило к печальным последствиям, в агрегате обязательно должна быть защита по теплу. Ну, и последнее. Мы ведь уже не раз писали, что если на чем и можно экономить, то только не на акустике. И вряд ли станем вас осуждать, если ваши громкоговорители будут дороже, чем усилок со всеми его потрохами. А теперь представьте себе, что с усилителем что-то произошло. При этом на выходе, как правило, появляется напряжение питания, что неотвратимо подведет ваши басовики к летальному исходу. Не нравится? Правильно, и никому не понравится. Поэтому аппарат непременно должен иметь защиту от «постоянки» на выходе.

Все наши оконечники комплектуются активными кроссоверами на входе. Фильтр низких частот (ФНЧ, или LP) при подключении сабвуфера не позволяет ему отбивать хлеб у мидбаса, а фильтр высоких частот (ФВЧ, или HP) как раз предохраняет мидбас от перегрузок. Естественно, что при отсутствии сабвуфера усилитель должен работать в полном звуковом диапазоне. При этом, конечно, перегрузка мидбасового динамика может произойти раньше. И еще одно устройство часто наблюдается в составе оконечников «широкого профиля». Многие любители автозвука страдают патологической (иначе не скажешь) привязанностью к гипертрофированному басу. Чем это вызвано — вопрос уже из сферы психиатрии, а не акустики. Тем не менее, идя навстречу «пожеланиям трудящихся», большинство производителей оснащают усилители регулятором баса (bass boost), — чтобы подстроить бас по вкусу. Часто — именно по безвкусице, но это уже... (см. выше). И наконец, все автомобильные усилители позволяют работать с нагрузкой 2 Ом, а то и меньше. Но только надо учесть вот что. При уменьшении сопротивления нагрузки искажения усилителя неизбежно увеличиваются, хотя, возможно, и не сильно. Это закон природы. Одновременно снижается и эффективность аппарата за счет потерь в источнике питания и на выходном каскаде. Можно считать, что если при двукратном снижении сопротивления нагрузки максимальная мощность не увеличится хотя бы раза в полтора, то на такой нагрузке оконечник использовать возможно, но не надо. Не его это нагрузка. Практически все четырехканальные усилители могут работать от одной пары входов. Зачем это нужно, видимо, понятно. Наиболее типичный случай — это когда к двум каналам вы подключаете фронтальную акустику, а к двум другим — сабвуфер(ы) — мостом или так, не важно. Ну а для построения более хитрых систем пригодятся гнезда линейных выходов.

Теперь об измерениях. Такой важный технический параметр, как выходная мощность, разные фирмы специфицируют при напряжениях от 12,5 до 14,4 В. На это есть причины как технического, так и политического характера. Политический аспект заключается в том, что низкая заявленная мощность позволяет на соревнованиях «затесаться» в более низкую группу по мощности. По той же, вероятно, причине заявленная мощность измеряется при относительно низком уровне искажений. Для тех, кто еще не совсем «в теме», поясню, что для «мощника» искажения и выходная мощность — вещи взаимосвязанные, то есть для мощности всегда надо указывать, при каком уровне искажений она измерялась, а для искажений — при какой мощности.

Мы проводили измерения мощности при коэффициенте нелинейных искажений 1%. Это для большинства современных усилителей соответствует началу ограничения сигнала. Еще чуть-чуть — и верхушки полуволн сигнала станут «срезаться», а искажения — расти с неимоверной скоростью. То есть такая величина искажений характеризует предел мощностных показателей усилителя, который он не перепрыгнет ни при каких условиях.

«Рабочий» коэффициент искажений, ожидаемый в реальных условиях эксплуатации усилителя, измерялся при мощности, равной 0,1 от максимальной. Напряжение питания — 14,4 ±0,1 В, то есть — как «на ходу».

Вот и все. С официальной частью, можно считать, покончено. Сдача получена и пересчитана (медяки — в карман, портреты — в барсетку). Переходим к самим претендентам. Их сегодня не то чтобы очень много, зато каждый — со своим характером.

 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2000
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования