КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2000

Центр
сообщает...

От редакции: Для этого номера мы подобрали кое-что по теме, волнующей умы энтузиастов с периодичностью морского прибоя (то есть — волнами, то накатит, то отступит) и с его же постоянством (то есть волны накатывают из года в год). Это — центральный канал в автомобильной аудиосистеме. Нужен он или не нужен, портит он звук или улучшает, и, наконец, как его все-таки обустроить, для того, по крайней мере, чтобы попробовать и убедиться хоть в чем-нибудь.

Идея центрального канала в домашней технике тоже как-то мерцала в истории аудио. Пробовали ставить в обычные стереосистемы, потом перестали, убедившись, что правильная акустика и так все расставит по местам, а неправильную костылями не исправишь. Угомонились, но только до поры до времени. Пришла пора домашнего театра, там опять возникла надобность часть звука центровать возможно точнее, чтобы не распадались зрительный и звуковой ряды. Здесь поначалу тоже возникали проблемы с выделением сигнала центра, потом, правда, стало проще, когда звук пошел многоканальный, и центр в нем оказался прописанным сразу в готовом виде.

А по автозвуку призрак центрального канала бродил, как призрак коммунизма по Европе. Источник привлекательности идеи был, однако, не тот же, что в домашнем театре. Там существовала часть информации, которую требовалось жестко привязать к центру изображения. А в автомобильной системе центральный канал нужен, чаще всего, чтобы заткнуть дыру в центре звуковой сцены, появление которой тем более вероятно, чем шире получилась сцена. Не было печали, называется.

Но добро бы только это. Вечное проклятие автомобильного звука — асимметричное положение слушателей, осложняет обстановку настолько, что многие энтузиасты и за рубежами нашей родины, и в ее пределах решаются на опыты с центральным каналом, прекрасно отдавая себе отчет, что это — риск. Риск исказить стройную систему двухканального воспроизведения введением дополнительного источника звука. Ведь общеизвестно, что чем меньше излучателей в системе, тем, потенциально, лучше она будет работать. Если бы только об этом знали динамики и соглашались воспроизводить весь частотный диапазон...

Авторам известно несколько прецедентов удачной (в той или иной степени) реализации систем с центральным каналом, выполненных в экспериментальном порядке.

Вот, например, динамик центрального канала в BMW Виталия Карева — ветерана автозвуковых соревнований и бесперебойного их призера. Для улучшения формирования образа в середине сцены Виталий поставил в центр 4-дюймовый среднечастотник RCF, подключив его к отдельному каналу усиления. Сигнал на центральный канал подавался в виде суммы правого и левого каналов, с ограниченной полосой (примерно от 300 до 4000 Гц). Эффект был налицо, и это зафиксировано в судейских протоколах, однако там же зафиксировано, что отличная фокусировка центрального образа пришла ценой некоторого сужения сцены и ее кажущегося приближения к слушателю. Недавно Виталий начал опыты с новой схемой расположения акустики. Теперь динамик центрального канала стоит у него... между сиденьями и работает на отражении от лобового стекла. Этот вариант установки, еще не окончательно косметически завершенный, был показан судьям на соревнованиях в Тушино в июле. Судьи при этом не обнаружили динамика у себя под локтями, пока не закончили прослушивание машины. То есть центральный канал выполнял свои функции именно как задумал автор: привязка звука к динамику отсутствовала, а «мнимый», отраженный от лобового стекла, образ заметно улучшал симметрию сцены. Опыт очень удачный, хотя для исторической справедливости следует признать — не первый.

Вот, к примеру, акустика центрального канала в машине Александра Левенталя — американского адвоката, который по работе обязан строго следовать правилам, законам и прецедентам, а вот при установке музыки в машину оттянулся по полной и все сделал не по правилам. Вся акустика (кроме сабвуфера) работает у него на отражении, а уж центральный канал — прежде всех.

Аналогичные опыты в свое время ставили Вадим Джалалов и Игорь Голубятников из «Блюзмобиля». Начали они с относительно опробованной схемы установки акустики центрального канала в зеркало заднего вида.

Относительно опробованным мы назвали этот вариант, поскольку он был даже объектом серийного производства, в качестве приложения к процессору Fujitsu Ten DSP600AL. Там акустический блок оформили в виде своеобразных «очков», которые надевались на зеркало, звук при этом излучался на лобовое стекло. В опытах Вадима с Игорем результат их не устроил, и они стали пробовать другие, еще менее банальные варианты расположения центральной акустики. Один из бесчисленных опытов — на снимке временной инсталляции, когда 3,5-дюймовый среднечастотник «светил» на лобовое стекло из центра потолка салона.

Получилось опять не идеально, и «центровой» среднечастотник снова укоренился в промежутке между сиденьями.

На снимке показан один из этапов работы, когда, подбирая форму и размеры акустического экрана, отважные первопроходцы пытались в максимальной степени устранить эффект прямого излучения. На момент подготовки этого материала опыты продолжались, когда будут завершены, нам расскажут.

В общем, ясно, что поле для поисков по части центрального канала и его обустройства есть, и немалое. Однако долю работы за нас все-таки проделали мэтры большой индустрии, и с двумя аппаратами, умеющими формировать центральный канал, мы вас познакомим в двух следующих отчетах об испытаниях. Одно из устройств — магнитола Panasonic новейшего поколения, с акустикой центрального канала, «растущей» прямо из лицевой панели. Второе — самый на сегодня удачный процессор, формирующий сигнал для центра и даже усиливающий его до нужного уровня мощности. Здесь, правда, способ установки акустики предстоит выбирать самостоятельно. Bon chance, коллеги.


Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2000
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования