КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 10 / 2000

Необходимая Деталь

Петр ХОХЛОВ

Всего лишь пару лет назад цена на двухканальные усилители начиналась примерно со 150 условно-зеленых, а модели стоимостью до двухсот можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но время идет, и технический прогресс тоже не стоит на месте. В нашем тесте (который, понятно, не всеобъемлющ, но тут уж либо качество, либо количество) из десятка усилителей, цена которых не переваливает за две сотни, нашлось четыре модели по цене ниже ста пятидесяти. Как же достигли такой экономии, что эти усилители могут и чего они дать неспособны? А для начала – зачем они нужны?

Двухканальные усилители стоимостью до 200 у.е.

Ответ на этот вопрос очевиден для всех, у кого в машине усилитель (отдельный от источника сигнала) есть. И не столь очевиден для тех, кто с гордостью любуется на выкрик «4 х 45 Watt» на видном месте панели магнитолы. Две большие одесские разницы, господа. Самые разрисованные головные устройства способны выдать в нагрузку от 12 до 18 Вт, если ватты брать те же, что и для отдельных усилителей, то есть измеренные среднеквадратичным прибором в непрерывном режиме. Поэтому самый скромный усилитель, например 2 х 25 Вт (RMS) – это уже вдвое больше, чем может, напрягаясь изо всех сил, выдавить из себя микросхема магнитолы. Добавьте к этому, что работающий с запасом по мощности усилитель имеет несравнимые со «слабосильными» микрашками резервы и по нелинейным искажениям, и по динамике – и одна причина уже ясна. Есть и вторая. Даже самый простой двухканальный аппарат, если его каналы соединить в мост или подключить к ним низкоомную нагрузку, скажем – звуковые катушки двухобмоточного сабвуфера, сейчас таких навалом, способен выдать в басовый канал добрую сотню ватт. Усилитель головного устройства на это не способен принципиально, поскольку для того, чтобы обеспечить свои 12 – 18 Вт, он уже соединен мостом. Расстреливать два раза уставы не велят... Так что хватит об этом. Нормального звука в автомобиле без как минимум двух каналов усиления в форме отдельного агрегата со своим импульсным источником питания быть не может. Эта деталь для звука – как колесо для движения. Аминь. А раз так – переходим к подробностям.

Оконечный усилитель, если к нему не предъявлять каких-то специальных (аудиофильских или, напротив – эспиэльских) требований – штука, в общем, несложная. Любой порядочный инженер-электронщик может, не отходя от кассы, набросать вам схемку, которая будет вполне работоспособна и даже удовлетворит многих по качеству звукопередачи. Несколько сложнее обстоит дело с защитами. Дело в том, что нормальный современный усилитель должен быть защищен от перегрузки по току (в том числе и от короткого замыкания в нагрузке) и от перегрева. Перегрузка по току возникает от использования слишком низкоомной нагрузки (которую мы так любим в автомобилях), от спекания витков звуковой катушки либо от банального замыкания выводов акустического кабеля. Перегрев может наступить опять же от применения низкоомной нагрузки (привычки долговечны) или когда усилитель поставлен в условия с затрудненным теплоотводом. Само собой, все эти «естественные» (и нередкие) обстоятельства не должны приводить к выходу из строя усилителя. И если он все же накрылся, то это не должно представлять угрозы для громкоговорителей или бортовой сети питания. Дело в том, что при «сгорании» аппарата одно плечо обычно срабатывает на короткое замыкание перехода, а второе – на его «пережог«, и в результате на громкоговорителях появится постоянное напряжение, к которому нет иммунитета даже у самых мощных головок. Так вот, появление «постоянки» на выходе оконечник не должен допустить даже после своей безвременной кончины. Что же касается защиты сети питания, то этот вопрос решается просто – только предохранитель на входе необходим качественный (что бывает, к сожалению, не всегда). Такой вот джентльменский набор защит должен непременно входить в схему любого оконечника и, как правило, декларируется в его описании. Но... убедиться в отсутствии какой-либо защиты можно лишь ценой «сжигания» усилителя, поэтому в журнальных тестах такие испытания не практикуются. Мы лишь обращаем внимание наших читателей на то, что есть принципиальная возможность сэкономить на некоторых составляющих из набора защиты.

Но все же главным источником снижения цен было и остается постоянное снижение стоимости элементной базы. Не только пассивные элементы, но и микросхемы массового применения все чаще производятся в странах с традиционно дешевой рабочей силой. А поскольку заводы располагаются компактно, то они обеспечивают огромный объем выпуска, а значит, себестоимость единицы продукции снижается. В той же ЮВА, как правило, организуется и сборка массовой продукции, что тоже способствует ее удешевлению. Да и вообще, постоянное развитие радиоэлектронной промышленности требует расширения рынков, а значит, продукция должна дешеветь. Но хватит уже об экономике, пора бы и вернуться к технике.

Понятно, что усилители этой ценовой категории предназначены, главным образом, для не слишком развитых аудиосистем, поэтому выходная мощность у них невысокая, в основном колеблется от 40 до 80 Вт на канал, и лишь в двух моделях была зафиксирована мощность около сотни (имеется в виду RMS, на нагрузке 4 Ом). Сразу отметим, что на оценку инженерного уровня этот параметр практически не влиял, поскольку нет никаких оснований считать, что, скажем, 80-ваттный усилитель «лучше» 60-ваттного. Учитывалось лишь относительное приращение мощности при переходе на двухомную нагрузку, поскольку, по нашему мнению, если это приращение меньше, чем примерно 50%, то нагрузка 2 Ом для такого агрегата не очень желательна, а мощные каскады работают без особого запаса. В данном случае мы очень трепетно относились к тому, предусмотрен ли для усилителей режим Tri-mode (это когда в дополнение к громкоговорителям каждого канала еще в мост подключается сабвуфер с пассивным ФНЧ). Такое включение у нас пока не очень распространено, а зря. Ведь оно позволяет в бюджетной системе убить всех зайцев сразу. Для этого, правда, обычно требуется восьмиомный саб, но можно обойтись и обычным, если фронт включить через пассивные ФВЧ.

Теперь о нелинейных искажениях, которые в маломощных усилителях по объективным причинам бывают самыми низкими. Понятно, что практически без разницы, будет там одна сотая процента или четыре-пять сотых. Но все, что выше одной десятой, отражает определенные схемотехнические недоработки. И не надо апеллировать к нелинейностям громкоговорителей, которые редко опускаются сильно ниже одного процента. В громкоговорителях, как известно, почти все искажения заканчиваются на второй-третьей «гармошке», а в усилителях вырастает целый частокол гармоник высших порядков, к которым ухо более восприимчиво. Критерий оценки уровня шумов очень простой: включенный усилитель никак не должен выдавать своего присутствия, даже если вы сидите совсем рядом с громкоговорителем. Для этого надо, чтобы взвешенное отношение сигнал/шум было примерно 95 дБ (или больше). В отношении приемлемых значений переходного затухания существуют разные мнения (да и сами эти значения зависят от методики измерений). В усилителях с импульсным блоком питания не удается достичь особенно высоких показателей переходного затухания, но 60 дБ все-таки хотелось бы.

Чувствительность усилителей – отдельная история. (Напомним: это тот диапазон входных напряжений, при котором аппарат может развить максимальную мощность.) Во многих «головах», как известно, уровень линейного выхода составляет 2 В и выше. А во многих усилителях (особенно имеющих заокеанские корни), наоборот, самая низкая чувствительность (то есть максимальный уровень входного сигнала) составляет 1,2 – 1,7 В. Получается, что использовать полностью регулятор громкости вашего CD-ресивера вам не удастся, что обидно, и мы это будем считать минусом. Частотный диапазон для современных транзисторных усилителей является наименее критичным параметром, поэтому мы его приводим больше для порядка. Но, как оказалось, для одного из участников теста эти измерения были совсем не лишними. Что же касается характеристик кроссоверов и басовых эквалайзеров, то эти вопросы требуют отдельного разбирательства в каждом конкретном случае. Ну, а в общем можно сказать, что упрощенная структура кроссоверов нередко является источником экономии для недорогих усилителей – и, возможно, что это объяснимо. Базовый уровень, как-никак. Но если использование таких устройств оправдано с любыми магнитолами, в том числе и недорогими, то хозяин вправе был бы ожидать в них наличия входов высокого уровня. Как оказалось, такая опция предусмотрена далеко не везде, что для усилителей этой категории, наверное, следует считать недостатком. Дополнительные линейные выходы, напротив, применяются преимущественно при построении сложных систем, так что с их отсутствием в недорогих усилителях можно смириться.

Ну, с понятиями разобрались, акценты тоже расставили, пора и к делу. К тесту, то есть.

Ivolga Y-42.35Farenheit Q2-320Alpine MRP-T406Vortex VX2200Audio Art 100 HOLanzar Vibe 220Coral DV 260Signat ROC2 MkIIMTX Thunder 102Ultimate TA 2300Мед & Деготь


Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 10 / 2000
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования