КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2000

Усилитель Audiobahn A435HC $450

Дорога Дружбы

Юрий ЕВТУШЕНКО

Раньше под такими заголовками было принято публиковать победные рапорты о пуске новых автодорог, между Москвой и Минском. Или Киевом. У нас смысл слова «дорога» будет несколько иным, а вот смысл слова «дружба» – в лучших традициях прошлого.

Начнем с дороги. Название фирмы Audiobahn благодаря второй части (первая – интернациональна) кажется немецким. Хотя фирма – американская, а производственная база, как у любой уважающей себя американской компании, находится на Корейском полуострове, к югу от 38-ой параллели. Здесь дружба ни при чем, один холодный экономический расчет.

А вот дружба наладилась как раз между двумя славянскими народами. В свое время наш журнал показывал читателям некоторые чудеса, производимые фирмой Audiobahn, увиденные на выставке в Лас-Вегасе. Именно это, по признанию руководителей компании «Сатурн» из Днепропетровска, стало для них отправной точкой в налаживании сотрудничества с Audiobahn. Сотрудничество сложилось, и пока россияне раскачивались, «Сатурн» стал официальным дилером Audiobahn. Рейсовым самолетом украинских авиалиний образец продукции Audiobahn доставили к нам в лабораторию.

Образец, надо сказать, впечатляющей внешности. Полностью хромированный и отполированный до оптических кондиций корпус с позолоченными накладками и рукоятками-релингами, стрелочные индикаторы, встроенные вентиляторы принудительного охлаждения за металлическими сетками, все выглядит очень дорого и роскошно, хотя цена усилителя вовсе не относит его к предметам роскоши.

Усилитель модели A435HC относится к группе High Current. Их отличительные черты – нестабилизированный блок питания (это особо оговаривается производителем) и высокая нагрузочная способность выходных каскадов. Нестабилизированный блок питания означает, что максимальная выходная мощность усилителя сильно зависит от напряжения питания, а потребляемый ток – не очень. У Audiobahn есть другая серия усилителей, со стабилизированными источниками питания. Эти – не форсируются при повышении напряжения в бортовой сети, просто начинают потреблять меньший ток при той же мощности на выходе.

С мощностью, по мысли производителя, у A435HC дела должны обстоять так: каждый из четырех каналов при напряжении питания 12,5 В обязан показать мощность 35 Вт на 4 Ом, 70 Вт на 2 Ом и 140 – на 1 Ом. Вообще-то, с учетом особого отношения усилителей этого типа к напряжению питания, не мешало бы изготовителям привести и показатели для «ходового» напряжения 14,4 В, но не случилось. Поэтому наши результаты станут единственными, сопоставлять не с чем. Измерения показали: на нагрузке 4 Ом выходная мощность при напряжении питания 14,4 В равна 50,5 Вт, а на 2-омной нагрузке – 87 Вт.

Коэффициент нелинейных искажений производители не указывают, а зря: цифры получились достойные. На 4-омной нагрузке при принятых у нас 0,1 максимальной мощности уровень нелинейных искажений оказался 0,005%, а при снижении нагрузки до 2 Ом вырос до 0,019%, что тоже, считайте, почти что ничего.

Немедленно после включения усилителя начинают подсвечиваться стрелочные индикаторы на верхней панели. Подсвечиваться обычным белым светом, без всяких цветовых изысков. Таким же (а вернее – тем же самым) начинает освещаться плата усилителя, так что трудно не заметить: источники питания выполнены полностью раздельными для двух групп каналов (1-2 и 3-4). Это, в принципе, очень полезно, когда усилитель половиной работает на фронтальную акустику, а другой половиной – на сабвуфер.

Индикаторы (напомним, это именно индикаторы, а не измерители выходной мощности, они дают ориентировочное представление об уровне выходного сигнала) тарированы с некоторым запасом, как спидометры у автомобилей. Максимальный сигнал на выходе, после которого следует ожидать перегрузки, приводит к отклонению стрелки к отметке +3,5 дБ. Индикаторы соединены так, что показывают суммарный сигнал по парам каналов. То есть, если усилитель будет использован в стандартном варианте «фронт – сабвуфер», то стрелки покажут уровень фронтальной и басовой мощности. Это, надо сказать, куда более полезно, чем индикация мощности по стереоканалам: там, в принципе, примерно одинаково.

Характерная особенность усилителя, прямо связанная с названием серии HC (High Current) – это редкое «хладнокровие». Принудительное охлаждение организовано настолько добросовестно, что даже после длительной работы на мощности, близкой к предельной, усилитель не перегревается. Из сеток на верхней панели выходят две струи основательно подогретого воздуха, а вот радиаторы по бортам остаются чуть теплыми. Такой сдержанный темперамент усилителя сулит немалые выгоды при установке: радиаторы могут быть полностью скрыты под фальшпанелью, охлаждение станет достаточным, поскольку охлаждающий воздух втягивается внутрь корпуса и выбрасывается обратно через верхнюю панель.

Что касается шумов и переходных помех, то усилитель не поразил, но и не расстроил. Отношение сигнал/шум, обещанное в описании как «>100 dB», на поверку оказалось немного меньше, 93 дБ, а проникновение сигнала в другой канал – наоборот, лучше заявленного, 62,5 дБ вместо расплывчатых «>50 dB». Показатель, надо сказать, объективно неплохой и во многом обусловлен раздельным по группам каналов источником питания.

И еще один параметр, которому в лаконичном описании места не нашлось, а от него зависит много: скорость нарастания выходного сигнала. Обычно усилители, где эта величина достигает 8 – 10 В/мкс, мы уже относим к скоростным, а здесь скорость нарастания оказалась 12 В/мкс, что не может не вызывать уважения.

Теперь – об «интеллекте» усилителя, то есть его входных цепях. Один из сверкающих торцев хромированного корпуса целиком отведен под управление входными цепями. Две группы каналов здесь выполнены совершенно независимыми. Каждая может работать в режиме полной полосы, ФВЧ, ФНЧ, в каждой частоты среза могут устанавливаться независимо, более того, даже басовый эквалайзер в каждой группе каналов – свой. Полная автономия, особенно если учесть, что и питание каждой пары каналов идет от своего источника. Регулировка усилений и частот осуществляется потенциометрами под отвертку, с очень плавным ходом и удобным размером шлица. Крутить легко и приятно.

Входная чувствительность каналов, обозначенная на панели как 0,2 – 4 В, примерно такой и оказалась, 0,18 – 3,8 В. Пока все идет нормально. Несколько озадачил выбор характеристик встроенного кроссовера.

Посмотрим на АЧХ фильтров. При включении усилителя в полную полосу частотная характеристика, как и следовало ожидать, идет строго горизонтально, правда – почти. На самых верхних частотах, где логично было бы увидеть начало спада АЧХ, присутствует даже небольшой, порядка 0,5 дБ, подъем. Это – зеленая кривая, почти полностью скрытая под красными и синими, отражающими работу фильтров.

Фильтр нижних частот (красные кривые) оказался, как и обещано, 4-го порядка. При перестройке его частоты среза от 40 до 120 Гц, опять, как обещано, добротность фильтра несколько меняется, откуда небольшая, но все же заметная нерегулярность в поведении. Но крутизна спада характеристики остается незыблемо большой, все полагающиеся 24 дБ/окт., а это – главное.

А вот фильтр верхних частот (2-го порядка) имеет труднообъяснимые пределы регулирования частоты среза: от 120 до 750 Гц. Была слабая надежда, что при измерении выявится нечто другое, но нет, как сказано 120 – 750, так и оказалось, сами посмотрите. При таком выборе частотных пределов регулировки получается, что встроенный кроссовер фактически может работать только в узком коридоре частот около 120 Гц. В остальном диапазоне частоты среза ФВЧ и ФНЧ не перекрываются.

Как было говорено, в каждой паре каналов есть свой басовый эквалайзер, причем мало того, что их два, каждый – с регулируемой центральной частотой. По документам центральная частота может устанавливаться от 40 до 100 Гц, у нас получилось, что диапазон чуть уже: от 45 до 95 Гц. А глубина регулировки – даже немного больше заявленной и достигает 19 дБ во всем диапазоне. Характеристика, то есть форма частотной кривой басового эквалайзера, сохраняется завидно постоянной при изменении центральной частоты, вот только вблизи верхнего предела происходит изменение усиления вне полосы влияния басового эквалайзера.

Мед & Деготь

Качество исполнения усилителя и основные показатели намного превосходят ожидания при такой непритязательной цене. Здесь уместно вспомнить, как все визитеры лаборатории, которым это изделие малоизвестного пока у нас производителя попадалось на глаза (а среди визитеров было немало и крутых профессиональных установщиков), были уверены, что видят очередной эксклюзив «про большие деньги».

Все показатели усилителя оказались на высоте, а некоторые его достоинства, например великолепно устроенное охлаждение, просто образец для подражания.

Единственное темное пятно в безукоризненном, как хромированный корпус, личном деле A435HC – это непонятные характеристики звена ФВЧ встроенного кроссовера. Случалось видеть кроссоверы хорошие, случалось – неудачные, а здесь – отлично выполненное звено ФНЧ, очень толково сделанный bass boost и какой-то совершенно непонятный ФВЧ, резко уменьшающий простор для маневра при установке.


Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2000
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования