КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • понятия Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2001

Фильтры

Константин НИКИТИН

Иллюстрации автора, между прочим

Проблема частотного разделения сигналов в акустических системах волнует умы многочисленных специалистов достаточно давно. Лет примерно шестьдесят. Первые разволновавшиеся по этому поводу инженеры-акустики уже давно того. А проблема живет и процветает. Сегодня мы постараемся весьма и весьма кратко, но не поверхностно, ознакомить читателя с основными положениями теории и практики построения многополосных АС, естественно, с упором на решение вопросов автомобильной аудиотехники.

Немногим счастливчикам известно, каким добрым, мягким, домашним, натуральным звуком отличались старые, лучше всего – довоенные, немецкие громкоговорители с легкими бумажными диффузорами большого размера. Однако стремление еще более приблизить звучание к реальности, а именно, достичь равномерности АЧХ в более широкой полосе, создать большие уровни громкости и в то же время по возможности уменьшить габариты АС, привело к постепенному отходу от традиций и принципов, заложенных во время серебряного века электроакустики, и отправиться в погоню за золотым тельцом объективных технических показателей. Какие же объективные недостатки однополосных систем заставили разработчиков искать счастья на ниве частотного разделения? Если кратко (обещали!), то основных причин немного:

Первое. Диффузор любой головки способен к поршнеобразному движению, то есть к движению как единое целое только в определенном частотном диапазоне. Как только частота достигает определенной величины – на поверхности диффузора появляются упругие волны, способные организовать интерференционную картину. Поршнеобразное движение, на факте которого основаны все расчеты параметров головки, прекращается. Для большинства низкочастотных головок такая частота лежит в районе нескольких сотен герц. Широкополосные и среднечастотные головки могут сохранить характер колебаний диффузора до частот в единицы килогерц, некоторые из них, с композитными и керамическими диффузорами – до 5 – 8 кГц. На более высоких частотах уверенно работают лишь купольные излучатели: среднечастотные обслуживают диапазон от сотен герц до 10 килогерц, и на всем его протяжении купольный диффузор головок пытается двигаться поршнеобразно. У легких тканевых, композитных или металлических куполов ВЧ-головок в звуковом диапазоне частот рассмотренных проблем не возникает.

Объективно описанные процессы проявляются в возникновении начиная с некоторой частоты изрезанности АЧХ, в росте нелинейных искажений, интермодуляции, фазовых нарушениях. Главное субъективно оцениваемое последствие – потеря натуральности звучания акустических инструментов, появление в звуке жесткости, иногда призвуков. Следует заметить, что старые добрые головки довоенных приемников болели описанной болезнью по полной программе, – даже легкие бумажные диффузоры не были способны ей сопротивляться. Однако кропотливый труд целых поколений экспериментаторов, варивших секретные бумажные массы, не пропал даром – характер паразитных колебаний старых диффузоров был таким, что последствия их с точки зрения слуха (извините за каламбур) оказывались минимальными.

Второе. Совсем простое. Индуктивность не отменили даже итоги мировой войны. Например, если индуктивность звуковой катушки низкочастотной головки 1 мГн (совсем не много), то на 1 кГц реактивная составляющая импеданса уже равна 6,28 Ом, а на 10 кГц – 62,8 Ом. На этом сопротивлении и упадет все напряжение сигнала, естественно, не вызвав требуемого нам движения диффузора.

Третье. Все ждут от динамической головки производства сферической звуковой волны. Тогда характеристика направленности создаваемого излучения будет круговой, и перемещающийся в пространстве слушатель не будет ощущать дискомфорта. В машине слушатель не изменяет своего положения (разве что при ДТП), но здесь на характеристики направленности возлагаются еще более ответственные задачи, ведь компоновочные возможности в салоне далеко не безграничны. Сферическую волну порождает точечный излучатель. Иначе: размеры диффузора должны быть заметно меньше длины волны. Как только это условие перестает выполняться, характеристика направленности головки обуживается, что способно породить массу проблем.

Четвертое. На низких частотах, особенно вблизи резонансной частоты, диффузор головки движется с довольно большой скоростью, составляющей единицы процентов от скорости звука. Следовательно, при одновременном воспроизведении и высоких, и низких частот будет наблюдаться доплеровская модуляция колебаний высоких частот низкими, так как часть времени эти частоты будут излучаться движущимся с большой скоростью диффузором на слушателя, а часть времени – от слушателя. Последствия доплеровской модуляции проявляются в крайне неприятной на слух потере чистоты тона, у слушателя пропадает удовольствие от классических фрагментов, основанных на строгих законах музыкальной гармонии.


Рубрики • понятия Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования