КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест • Четырехканальные усилители Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2001

Квадриги...

Четырехканальные усилители от 260 до 340 у.е.

Марк ГАСАНОВ

Было в античности в ходу такое слово – квадрига. Повозка, стало быть, о четырех конях. К музыке вроде бы никак не относится. Хотя как сказать... Одна вот на Большом театре стоит, там за кучера бог Аполлон, который, опять же, покровитель искусств. Тех квадриг нынче днем с огнем, зато новых, запряженных во славу искусств четырьмя каналами, – хоть отбавляй. Не далее чем три номера назад был у нас групповой тест четырехканальных усилителей. Тогда же и было сказано, что четырехканальники являют собой самый распространенный формат. Конечно, самый распространенный в мире car audio – в домашней аппаратуре приоритеты другие: там до сих пор лидирующие позиции сохраняют аппараты стерео, правда, теснимые нынче пяти-семиканальными монстрами. Первые – для ортодоксов, вторые – для театралов.

 

 

Phoenix Gold QX4150v2

Signat ROC 3 MkII

American Graffiti ZSP-4.00

PPI 4240

SoundStream Rubicon A4

Audison Millennium Power 4

Ultimate UHC 4

Мед & Деготь

Наши предпочтения вызваны несколько иными соображениями. Ну кому из аудиофилов придет в голову дома усаживаться друг за другом? У нас же это явление наблюдается хоть и не всегда, но и не редко. А в этом случае трудно ожидать, что обитатели задних сидений получат от передних громкоговорителей не то чтобы пристойную звуковую сцену, но хотя бы неискаженный тональный баланс. Чтобы хоть как-то помочь несчастным, и были явлены миру задние громкоговорители, а с ними возникла и потребность в дополнительных каналах усиления. (Уже позже возникли соображения, что динамики задней пары можно использовать для улучшения пространственного ощущения у слушателей, сидящих спереди. Необходимость в дополнительной паре каналов усиления при этом, впрочем, не отпадает.) В ответ на возникшую потребность и появились четырехканальники. Потом обнаружили, что лучше два канала занять под сабвуфер, а на тыл можно и наплевать. А можно и не плевать никуда, а подключить и сабвуфер, и тылы сразу – в режиме tri-mode. И наконец – это уже для гурманов – почему не использовать четырехканальник для раздельной работы с пищалками и мидбасами?

Отсюда и вытекают основные требования к четырехканальным усилителям. Кроме работы в широкополосном режиме они должны, в идеале, иметь соответствующий набор фильтров ВЧ (HP) и НЧ (LP) хотя бы для расфильтровки звукового сигнала между сабвуфером и фронтом. Нужна ли им плавная регулировка частоты? Если по-простому, то не обязательно, но для качественной инсталляции очень даже желательно. Ну, а если озаботиться проблемами уже упомянутых гурманов, то окажется, что диапазон регулировок фильтров желательно иметь хотя бы до 4 – 5 кГц, а хорошо бы и повыше. Это идеальный вариант на все случаи жизни. Но ведь требования у всех разные, и не каждому нужен такой идеал, он ведь выходит небесплатным, вот поэтому мы в тестах всегда подробно рассматриваем инсталляционные возможности каждого из участников. И при прочих равных в победители у нас выходят, как правило, самые универсальные и многофункциональные усилители. Но, подчеркну это еще раз: победитель теста не обязательно будет самым лучшим выбором конкретно для вас.

Поэтому очень рекомендую обращать больше внимания на сухие цифры измеренных технических характеристик. Скажем, мощность. Многие всерьез полагают, что чем она у усилителя выше, тем лучше. На самом деле аппарат должен быть согласован по мощности с громкоговорителями. Чересчур мощным оконечником можно поломать мидбас (правда, слишком слабым спалите пищалку, если она лишена цепи защиты). Кроме того, усилитель, работающий на чересчур малой доле своей номинальной мощности, зазвучит хуже, чем менее мощный, который в таких же условиях выйдет на оптимальный режим, от 0,1 до 0,3 от номинала. Это, разумеется, лишь тенденция, которую не следует воспринимать как незыблемое правило. Следовательно, мы всегда говорим, что не бывает мощности большой или малой, она может быть подходящей или нет. Самый дискуссионный вопрос – это нелинейные искажения. Чтобы избежать обсуждений, скажу, что мы их измеряем, в основном, для ориентира, чтобы выявить возможные схемотехнические просчеты. А кроме того, сравнение этих показателей при работе усилителя на низко- и высокоомной (у нас это 4 Ом) нагрузке позволяет заключить, насколько успешно данный аппарат справляется с провалами импеданса, которые, если вы следите за тестами компонентной акустики, встречаются не так уж редко. Одновременно напомню еще одно мнемоническое правило, всегда принимаемое мной во внимание. При двукратном снижении импеданса нагрузки идеальный усилитель должен бы вдвое увеличить выходную мощность. К сожалению, идеал достигается только в юношеских мечтах. Но если усилитель при снижении нагрузки не увеличит свою мощность хотя бы на 50% (в полтора раза), то эта нагрузка – не его. Какая-нибудь гадость, скорее всего, вылезет наружу и сразу вам в уши, так уж положено. Кстати, в большинстве случаев действуют стандартные ограничения на импеданс нагрузки: при работе мостом не ниже 4 Ом, а при работе каналов в стереорежиме допускаются и двухомные громкоговорители. Из участников сегодняшнего теста лишь один имел другие ограничения – когда до него дойдет дело, тогда и поговорим конкретно.

Показатель чувствительности характеризует не столько качество, сколько эксплуатационные возможности, поскольку демонстрирует, с каким диапазоном максимальных входных напряжений усилитель может достичь номинальной мощности. Нынче многие «головы» имеют на линейном выходе сигнал 3,5 В и выше, а активные кроссоверы, эквалайзеры и т.п. способны выдать и сигнал более высокого уровня. Тенденция сама по себе оправданная: чем выше уровень сигнала при передаче от источника к усилителю, тем меньше вероятность проникновения помех в пресыщенной электромагнитными полями обстановке современного автомобиля. Но с таким сигналом аппарат еще должен уметь справляться. Если в усилителе предусмотрены входы высокого уровня, не обольщайтесь, это вовсе не означает, что туда можно подавать сигнал с RCA-выходов «головы». У таких входов типичное входное сопротивление 32 Ом. Что останется от сигнала, если (выходной) импеданс линейного выхода 50 Ом? В лучшем случае. А может быть и 200, поэтому отныне мы в таблице приводим только чувствительность по входам низкого уровня.

Относительный уровень шумов всегда был одной из существенных характеристик усилителя. Считается, чтобы он никак не выдавал своего присутствия, отношение сигнал/шум должно быть не ниже 100 дБА. Правда, для «наших» героев все не так просто, поскольку шумят они, в основном, на ультразвуковых частотах работы преобразователя питания, которых мы, слава Богу, не слышим (зато слышат летучие мыши, и, видимо, поэтому так редко поселяются в наших автомобилях. И на том спасибо). Но если в воспроизводимом усилителем сигнале много шумов преобразователя, то они могут стать источником других искажений, так что и здесь показатель «отношение сигнал/шум» небесполезен. И уже совсем нелишним является показатель переходного затухания. В наших испытуемых (опять же из-за импульсного источника питания) это значение заметно ниже, чем в их домашних аналогах. А способность усилителя «держать» звуковую сцену напрямую связана с этим показателем, что не так уж очевидно: ведь хорошим считается уровень проникновения сигнала «не в свой» канал, скажем, 70 дБ, а плохим – 40. Сорок децибел – это в тысячу раз ниже по уровню и в миллион – по мощности. Но ухо, в силу своих до конца не познанных способностей, это ловит и докладывает мозгам об узкой или плоской звуковой сцене.

Теперь частотная характеристика. Этот показатель тоже можно считать ориентировочным. Но опять же способность к воспроизведению чистых, прозрачных басов заметным образом связана с нижней границей частотного диапазона. Как ни странно, даже тогда, когда она намного ниже нижней граничной частоты акустики.

Ну, а кроме того, мы обращаем довольно пристальное внимание на то, как усилитель передает форму широкополосных сигналов. По ней можно судить и о фазочастотной характеристике, и о запасе устойчивости аппарата. На всякий случай мы проверили и работу усилителей на емкостной нагрузке, которую они ох, как не любят (параллельно резистору 4 Ом подключалась емкость 0,47 микрофарады). На частоте 10 кГц ее импеданс около 34 Ом, а на частоте 80 кГц суммарный импеданс снижается до примерно 3 Ом с фазовым углом в пределах 45 градусов. В «жизни» такая нагрузка встречается нечасто, но по реакции на нее можно сделать некоторые выводы. Редкий усилитель такое «издевательство» может проигнорировать – чаще всего на сигнале появляются более или менее ярко выраженные колебания, а во многих случаях сразу же срабатывает защита. Хотя, казалось бы, от чего? Три ома – это, извините, далеко не короткое замыкание, да и сигнала на 80 кГц уже вроде не должно быть. Однако, как написано в умных книжках, для транзисторных усилителей самое страшное – не падение активного сопротивления нагрузки, а именно сочетание пониженного сопротивления с большим фазовым сдвигом между током и напряжением. Выходные каскады начинают при этом заниматься «самоедством». В нагрузку дают мало, а от источника питания берут много. Могут, ежели что, и того...

И теперь еще два слова о фильтрах. Из соображений экономики и целесообразности в кроссоверах усилителей чаще всего применяются фильтры второго порядка с крутизной спада 12 дБ/окт. В сегодняшнем тесте исключений из этого правила не было, так что к этому вопросу мы больше возвращаться не будем. Однако соотношения между элементами не всегда выбираются так, чтобы обеспечить классическую баттервортовскую добротность (0,707 для фильтров второго порядка). При случае я это обязательно отмечу.

Наконец, пресловутые щелчки включения и выключения. В сравнительно недавние еще времена нередки были усилители, которые чувствительно «давали по ушам» (это примерно 1 В (RMS)), что нынче, похоже, считается таким же моветоном, как взвизги кассетника при реверсе. Но если какой-то из аппаратов хотя бы выходит за пределы десятков милливольт, то это ему обязательно будет «поставлено на вид».

Ну вот, теперь, когда позиции сторон выяснены, можно переходить и непосредственно к тесту.


Рубрики • Тест • Четырехканальные усилители Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования