Мидбасы
фронтальной акустики – Focal 135K.
Головных
устройств в передвижной студии два: магнитола Alpine TDA-7570R и
монитор TME-M750.
Для
просмтора видеокассет служит JVC KV-V10.
Пищалки
Focal – в штатных местах на торпедо.
Два
12-дисковых чейнджера для звука, и еще два 6-дисковых – для видео.
Бас-гитариста
группы устроили только Kicker XPL.
Усилители
Crunch X2200. Демократично, но громко.
Тыловые
динамики – тоже Focal.
|
Передвижная А-Студия
Brabus
GW500
Андрей ЕЛЮТИН
Редкий случай. Обычно аудиосистемы у нас появляются
в сопровождении комментариев установщиков, оснащавших машину техникой.
Фигура хозяина машины, он же – заказчик музыки, всегда оставалась
за кадром, традиция рубрики, своего рода, вроде номеров «АвтоЗвук»
на машине при съемках. Сегодня за кадром как раз установщики. Это
была их идея: «Ребята заказывали установку, пусть они про нее и
расскажут...»
А действительно, пусть. В данном случае это и объяснимо,
ведь речь идет о тех, для кого музыка – единственная профессия.
Причем музыка в ее изначальной, композиторской и исполнительской
формах, а не в виде записи. Если бы речь шла о музыке в машине,
которую заказывал бы знаменитый звукорежиссер, мы бы хоть примерно
знали, чего ожидать. Хай-энд, класс А, лампы всякие... А здесь у
нас машина, которую группа A’Studio оснастила музыкой отчасти для
того, чтобы просто слушать с удовольствием, а главным образом, чтобы
работать. С этого начался наш разговор.
– А как это, собственно, вы собираетесь здесь работать?
Насколько я понимаю, ваше место – на сцене или в студии. Машина-то
тут при чем?
Байгали Серкебаев: Машина очень даже при чем.
Когда мы не на сцене и не в студии, то почти все время в дороге.
В основном, правда, учитывая наши расстояния, в самолете, а там
музыку не послушаешь. Вот и решили, что, когда мы путешествуем,
пусть даже на очень близкие расстояния, по земле и все вместе, надо,
чтобы это время не терялось даром. И сделали что-то вроде передвижной
студии, где мы решаем окончательно, как будет сводиться наш очередной
проект.
– Подождите, а это что означает, что вы в этой машине
только свои записи слушаете?
Баглан Садвакасов: Да нет, конечно. То есть свои
– тоже, но и вы ведь не только свой журнал читаете. Когда мы слушаем
свои новые записи, это работа, как бы сказать, не то чтобы рутинная,
штатная, что ли. Обязательная. Но нам надо слушать и то, что играют
или играли другие, чтобы... питаться. Или дышать.
– И что же вы, интересно, слушаете? Неужели, все одно
и то же?
Бывает, что и одно и то же. Вот сейчас мы после долгого
перерыва как бы вновь открыли для себя диск «Breakfast in America»,
была такая группа Supertramp, может, помните. Вот это оказалось
сразу для всех. В некоторых отношениях наши вкусы разнятся, так
ведь тогда мы не обязаны это слушать все вместе, мы же не в одной
камере сидим, а в одной машине.
– А можно, я сейчас соберу диски, какие найду у вас
в машине, и перепишу названия? Такой эксперимент. А то вдруг вы
скажете, что слушаете одного Бетховена, а в машине обнаружится Децл
и Вика Цыганова?
Байгали: Да пожалуйста, это не секрет.
– Так, посмотрим, что там нашлось. Depeche Mod «Exciter».
Ну, это более или менее логично. Тем более, сейчас на слуху. Shirley
Bassey. Вот это уже неожиданно. Дальше. Gary Moore «The Best»...
Баглан: Гари Мура я принес. Блюзовые музыканты
к нему относятся немного свысока – вроде бы чересчур популярно.
А на мой взгляд, гитарист он потрясающий.
– А какая вещь у Мура самая любимая?
Баглан: «Parisian Walkways». Особенно в одной
из «живых» записей, где он тянет гитарную ноту секунд тридцать,
кажется, а струна звучит все время по-разному.
– А ты сам так можешь? Тем более «вживую», не в студии.
Баглан: Что значит «так»? Если говорить о технике,
то я могу заставить струну звучать хоть полчаса, надо просто чувствовать
момент, когда гитара и комбик на сцене начинают «заводиться». Но
это – техника. А манера музыканта складывается не из одной техники,
есть стиль, есть настроение. И те, что у Мура, мне ближе всего.
Байгали: А что касается «живых» записей, мне
послышалась какая-то скрытая ирония, мол, не те это люди. Если хочешь
знать, мы хоть завтра можем полный концерт отыграть «в акустике».
Да и запись тоже... Мы ведь один диск записали с помощью английского
звукорежиссера, в зале, с двух микрофонов, без всякой пересводицы.
Это у нас до сих пор одна из любимых записей. А то, что мы довольно
активно используем возможности звуковой электроники, так это не
потому, что не можем без современных эффектов, а потому, что они
нам нравятся.
– А вот я еще нашел Marcus Miller. Это чей вклад в
фонотеку?
Владимир Миклошич: Мой, разумеется. Бас-гитара
– мой инструмент, а у Маркуса Миллера в игре на нем мало конкурентов.
Разве что Джако Пасториус, но его диски у меня дома.
– Ну, это все своего рода профессиональный звуковой
материал. У гитариста – свой, у бас-гитариста – свой. Я даже, кажется,
могу угадать, кто Ширли Бэсси принес...
Баглан: Да мы и так скажем. Полина принесла.
Ее сейчас нет, она на съемках, а так бы она и рассказала, что и
почему.
– Да я про другое хотел спросить: а есть что-нибудь,
близкое сразу вам всем именно по настрою, по эстетике. Может, казахский
фольклор?
Владимир: Ну, если с этих позиций, то это может
оказаться и хорватский фольклор. Меня-то куда девать? А если серьезно,
то я могу даже ребят не спрашивать и ответить за всех, мы здесь
давно согласились. Наша любимая музыка – бразильская. То, что мы
делаем, традиционно относят к стилю World Music. А бразильская музыка
из всей мировой нам кажется самой интересной.
– Вот когда я из машины приносил диски, я там нашел
только одну кассету, и то с каким-то закорючками карандашом. Это
что?
Байгали: Это совсем сырая запись из студии. Ее
даже на CD-R пока нет смысла перегонять. А послушать можно, потому
мы и поставили в машину не CD-ресивер, а магнитолу.
– А вообще, что для вас важнее как носитель записи
– кассета или компакт? Ну, в смысле, на чем вы бы больше хотели
их видеть?
Байгали: Мы бы хотели их видеть, это прежде всего.
Хоть на глиняных табличках. А если серьезно, все-таки наш формат
– это CD. Кассета демократичнее, потому что дешевле, но это определяет
и публику, которая будет слушать запись в этом формате. Возраст
публики. Если кассета – формат молодежный, теперь практически подростковый,
то CD – это все же для более требовательного слушателя. Более зрелого.
Мы ведь, представляя себе свою аудиторию, видим не только тинейджера,
но и «твенти-самсинг«, как теперь называют эту возрастную группу
в Америке.
Баглан: А ты, кстати, можешь и по машине судить
о наших предпочтениях, это ведь как раз по твоей части. Магнитола
в машине одна, а CD-чейнджеров – четыре, в общей сложности на три
с лишним десятка дисков. Убеждает?
– Подождите, а зачем так много-то?
Байгали: Много потому, что не все для звуковых
записей. Нам ведь надо и клипы смотреть, свои и чужие. Поэтому два
чейнджера у нас под диски CD-Video плюс – видеомагнитофон внизу,
под сиденьями.
– А машина почему такая? Вы что, все время по бездорожью
ездите?
Байгали: А вот это как раз казахский фольклор.
В Казахстане джипы, особенно большие и мощные, как-то сразу полюбили,
так что, когда мы решали, где будет построена наша передвижная студия,
особых споров и не было. С одной стороны, это – «Гелендваген», машина
армейского происхождения, со всеми последствиями, а с другой стороны
– Brabus, то есть тихо, удобно и комфортно.
– Мы что-то увлеклись обсуждением музыки, может, все-таки
подойдем к машине, и вы расскажете, что там и зачем?
Байгали: Это значит, я расскажу, мне вроде бы
делегировали права, когда придумывалась система. Я попросил поставить
магнитолу Alpine TDA-7570R, чтобы все-таки кассеты можно было слушать,
но можно было и управлять чейнджерами, причем несколькими. Здесь
все идет по шине Ai-Net, так что можно было поставить все что угодно.
Остановились мы на двух двенадцатидисковых CHA-1214. И еще – два
видеочейнджера VPA-S001. Наши инженеры все, что нам нужно, перегоняют
на CD-Video, так что архив можно держать большой. А для других видеоматериалов
есть кассетный видеомагнитофон JVC KV-V10, это сейчас самый надежный
аппарат, у нас с ним проблем не было никогда.
Для того чтобы все это смотреть, нужна, конечно, уже
не магнитола. У нас стоит монитор Alpine TME-M750. Для четверых
одного небольшого экрана, конечно, маловато, наверное, будем потом
ставить еще.
А по звуку мы выбирали компоненты коллегиально, то,
что устраивало всех. И ближе всего нам оказалась акустика Focal,
она у нас и впереди, и сзади. А басом и усилителями руководил Володя,
пусть он и ответит.
Владимир: Я послушал разные сабвуферы, и мне
мало у каких звук понравился. Может, они играют и правильно, но
как-то скучно. Мне хотелось, чтобы бас был такой азартный, раскованный.
Ближе всего к моему идеалу подходили Kicker XPL, я их услышал в
одной машине и понял: вот это для нас. А про усилители многие спрашивают:
почему в такой дорогой системе стоят совсем не элитные Crunch X2200.
Отвечаю: у нас не моторизованный клуб любителей хай-энда. Нам надо,
чтобы в этой машине мы слышали звук так, как его услышат на хороших
и мощных системах взрослые и разумные люди. И здесь «Кранчи» подходят
на все сто.
– А что, ваш Brabus – предел совершенства? Или что-то
хочется поменять? Учитывая специальную роль «передвижной студии»...
Байгали: Если по мелочи, надо еще экранов поставить.
Видеоклипы теперь мудреные и динамичные, с заднего сиденья не все
разглядишь, а у нас это не развлечение, это работа. На инструменте
экономить нельзя, вам любой музыкант скажет...
|