АРХИВРУБРИКИПОНЯТИЯКОНТАКТЫ | |||||||||||
|
|||||||||||
Двухканальные усилители стоимостью 250 – 350 у.е. Просто стерео? Марк ГАСАНОВ Да знаю я! «Стерео» – это дома, а у нас усилители бывают шести- , пяти- , четырёх- , или, как сегодня, двухканальные. Но ведь никто вам не мешает получить при посредстве такого агрегата нормальное стерео для фронтальной акустики и поставить на этом точку. Или не поставить, а использовать несколько усилителей – отдельно для фронта и тыла, или для среднечастотников и пищалок, для сабвуфера и т.д. и т.п. Тем более что «наши» усилители (в отличие от тех, которые «не наши», то есть «стерео на диване») предоставляют для этого все условия. Точнее, должны предоставлять. Чтобы с инсталляционным комфортом вести сигнал по цепочке усилителей, на каждом должна быть пара линейных выходов, позволяющая запустить сигнал на следующий усилитель, потом, при необходимости, на следующий... Или не на усилитель, а на внешний кроссовер. Конечно, в усилителях мощности для car audio кроссоверы на входе есть всегда, а в той ценовой категории, о которой пойдёт речь в сегодняшнем тесте, бывает, что совершенно отдельным кроссовером снабжаются и линейные выходы. Это позволяет организовать на том оконечнике, который «следующий», полосовой фильтр, необходимый для построения систем с би-ампингом, три-ампингом (кто больше?), где для динамиков каждой частотной полосы применяется свой усилитель. Преимущества таких систем известны. Во-первых, использование раздельных усилителей мощности позволяет избежать перекрёстной модуляции через цепи питания, а во-вторых, применение раздельных кабелей для мощного басового и слабосильного высокочастотного сигнала тоже имеет свои преимущества. Но есть ещё одна особенность, относящаяся уже конкретно к мобильным системам. Если домашние (тем более студийные) громкоговорители работают в более или менее определённых акустических условиях, то для «наших» слабо детерминированы (типа заранее неизвестны) не только акустические условия, но и сама конфигурация громкоговорителей. Головки каждой частотной полосы (пищалки, среднечастотники, мидбасы) могут быть расположены ближе или дальше или вовсе работать на отражение от стекла. По ходу смелых экспериментов в одной установке окажутся и динамики, сильно различающиеся не только по чувствительности, но и по номинальному сопротивлению. Тут на первое место по значимости выходит такое достоинство многополосных активных систем, как возможность почти оперативно (при настройке) менять относительную громкость каждой пары динамиков. Конечно, это стоит денег, но и деньги того стоят. Вы же не первый раз читаете наш журнал, знаете, как устроены системы, из одноименной рубрики. Короче, мы не склонны рассматривать двухканальный усилитель как единственный в вашей аудиоустановке, хотя никто вам не запретит использовать его как «стерео», то есть в сольном варианте. Впрочем, с этого мы начали. Качество аппаратов мы оцениваем по нескольким направлениям. Инженерный уровень – это все те показатели, которые можно измерить (кроме габаритов) и которые приводятся в таблице технических характеристик. Конечно, значимость этих параметров будет разная. К примеру, нелинейные искажения современных транзисторных усилителей настолько малы, что фактически конкретные показатели уже не имеют значения: важно, чтобы они не достигали некоторого порога, при котором они начинают удивлять, вместо того, чтобы восхищать. Верхняя граница частотного диапазона – это, скорее, лишь дань традиции, унаследованная с тех времён, когда мощные транзисторы обладали ограниченным быстродействием. Куда более информативен в этом плане другой показатель – скорость нарастания выходного сигнала, который отражает способность усилителя реагировать на динамичный входной сигнал. Конечно, если усилитель будет использоваться как басовый, то скорость нарастания не важна совершенно, что бы ни говорили борцы за «быстрый бас». Там, в нижней части диапазона, все от другого зависит, это разговор особый. Зато внизу решающее значение приобретает нижняя частотная граница, с этим вовсе никто не спорит. Конечно, во многих случаях, например, когда используется сабвуфер с ФИ, частотный диапазон всё равно надо ограничивать и вроде бы нижний предел усиливаемых частот, так сказать, по басовому барабану. Но с позиций чистого и безутешного хай-энда всё не так просто: окраска басов почему-то меняется в зависимости от того, справляется ли усилитель с инфранизкими частотами (скажем, от 7 Гц) или нет. АЧХ здесь выступает в роли верхушки айсберга, наиболее легко измеряемой, суть процессов, скорее всего, в другом, менее очевидном. Тем не менее, субъективно качество басов связано с нижней границей частотного диапазона, даже когда известно, что информативного сигнала на таких низких частотах нет. Показатель «сигнал/шум» тоже имеет свою специфику. В наших усилителях основным «вкладчиком» шума является импульсный источник питания. При измерениях такая высокочастотная помеха взвешивающим фильтром (IEC A) ослабляется сильно, но не полностью, а услышать этот шум никак нельзя. Однако заметный уровень высокочастотных помех вызывает к жизни сложные нехорошие процессы, в конечном итоге влияющие на звучание. Очень непосредственно сказываются на нем, в частности на построении сцены, показатели переходного затухания. Поскольку эти два показателя непосредственно зависят от того, какова чувствительность усилителя, мы при измерениях всегда устанавливаем ее равной 1 В. Кроме того, на оценку инженерного уровня влияют качество передачи широкополосного прямоугольного сигнала (меандра) и поведение усилителя на нагрузке, имеющей емкостный характер. Известно, что у громкоговорителей, использующих пассивные кроссоверы, импеданс на некоторых частотах имеет емкостный характер, известно и то, что усилители мощности такую нагрузку не любят. В ходе этих испытаниях мы намеренно на время осложняем жизнь аппаратам, включая параллельно с резистором эквивалента нагрузки конденсатор 0,47 мкФ, при этом проблемы усилителя с устойчивостью, если они есть, проявляются немедленно, во всей красе, иногда в форме срабатывания системы защиты. А иногда – бывает и такое – в форме ее несрабатывания. Здесь в условиях лаборатории усилитель спасает от мгновенной смерти быстродействующая система защиты на источнике питания. В условиях установки на автомобиле такой усилитель не сбережет ничто, и многие практики через это проходили. Справедливости ради отметим: режим, который мы используем в этом тесте, очень тяжелый, так что, кто через него прошел без явных патологических последствий, заслуживает серьезной похвалы. С оценкой инсталляционных возможностей немного проще, поскольку на неё влияет не так много параметров. Во-первых, это чувствительность: её диапазон должен быть достаточным для подключения любых головных устройств (примерно от 0,4 до 5 В), а лучше – и современных эквалайзеров и лайн-драйверов тоже. Тогда диапазон надо расширить, скажем, до 10 В или чуть меньше. Во-вторых, это возможности кроссовера: частотный диапазон регулировок, форма частотной характеристики и организация работы с полосовым фильтром (бандпассом). Присутствие басового эквалайзера (бас-буста или его вариантов) следует считать полезным. В зависимости, разумеется, от того, как этот «буст» устроен и какую коррекцию позволяет вводить. В этой части, вы увидите, у двухканальников этой группы есть немалое разнообразие. Некоторым дополнительным плюсом является наличие входов высокого уровня, что позволит задействовать в инсталляции штатное головное устройство автомобиля. В отличие от штатной акустики, которая безобразна в любой машине – это проверено неоднократно: штатные «головы» бывают очень недурны, кроме того, часто они сочетаются с другими системами машины, и возникает мотивация оставить штатный источник на месте. А линейных выходов производители автомобилей чаще всего не предусматривают, специально для того, чтобы затруднить установку нештатного оборудования. У каждого свой бизнес, и входы высокого уровня на недешевых усилителях – своего рода ответ Чемберлену. Заметили? В нашей «шкале ценностей» пока не фигурирует такой важнейший показатель, как выходная мощность усилителя. Действительно, если аппарат используется для работы с широкополосными громкоговорителями, безразлично, будет у него выходная мощность 80 или 150 Вт – для нормальных фронтов любого калибра и марки такой мощности заведомо хватит за глаза, даже с учетом запаса на пики записи с большим динамическим диапазоном. Конечно, тот же усилок может быть включен и как сабвуферный – тогда дело другое, и для этого случая мы аккуратно измерили мощность всех участников теста, на нагрузке 4 и 2 Ом. Как правило, усилители могут работать в двухканальном (стерео) режиме на нагрузку не ниже 2 Ом, соответственно, при включении мостом – не ниже 4 Ом. Там, где попадётся исключение из этого правила, я вам непременно доложу. Мощность на двухомной нагрузке – показатель важный не только для тех, у кого сабвуфер с таким импедансом. Отношение максимальной мощности на 2 Ом к мощности на 4 Ом самым явным образом характеризует энергетические возможности источника питания усилителя и его выходных каскадов. Идеально, когда мощность при переходе на двухомную нагрузку возрастает ровно вдвое. Это идеально, поэтому никогда не встречается. Но если отношение мощностей меньше 1,4 – 1,5, это значит, что источник питания слабоват и в звучании такой усилитель будет проигрывать своим более мускулистым собратьям. Итак, суммируя все, договоримся считать одним из главных достоинств двухканального усилителя его универсальность – в этом случае его можно использовать в разных ипостасях. Тем более это существенно для сегодняшних тестируемых, вообще говоря, не самых дешевых. Выбор ответственный, а деньги на деревьях не растут, поэтому не расслабляйтесь. Audio Art 2400 HO • PPI 2240 • m-Dimension m-Pro 7.2x • Phoenix Gold QX 350.2 • Rockford Fosgate Punch 160.2 • Audio System Twister 450 f2 • MTX Thunder 225 HO • Hertz H230 • Мед & Деготь
|
|||||||||||
АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"