D Вид на салон Clio: в поле
зрения – мидбасы и кроссоверы в дверях и среднечастотники в поворотных
подиумах.
D Monster Cable: этой марки
в Clio все провода, кабели и арматура.
D Поворотные подиумы для
среднечастотников в кикпанелях – беспрецедентное средство настройки
звуковой сцены.
D Источник сигнала – Pioneer
DEH-P8100. Очень удачный выбор для качественной системы.
D В дверях, помимо мидбасов,
расположились и внушительные блоки пассивных фильтров на компонентах
высшего разбора.
D Немного татуировки: мотив
росписи капота – творчество Emerson, Lake and Palmer.
D Верхняя часть полки-оболочки
для сабвуферов – тоже композитной конструкции.
D В голубой неоновой подсветке
причудливые формы «салонного» сабвуфера особенно впечатляют.
D Весь интерьер багажника
оснащенной Clio – продукт композитных технологий.
|
RENAULT CLIO SYMBOL
Рубрику ведет Алексей ГВИШАНИН
IN and OUT
ТОЛКОВЫЙ ПЕРЕВОДЧИК, ВСТРЕТИВ В АНГЛИЙСКОМ ТЕКСТЕ ТАКОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ, ТРАНСЛИРУЕТ ЕГО, СКОРЕЕ ВСЕГО, КАК «СВЕРХУ ДОНИЗУ». ТАКОВ
СМЫСЛ ЭТОГО ОБОРОТА. А БЕСТОЛКОВЫЙ, ИЗ ТЕХ, ЧТО ПЕРЕВОДЯТ ФИЛЬМЫ
НА НАШЕМ ТЕЛЕВИДЕНИИ, НЕ ДОЛГО ДУМАЯ БРЯКНЕТ: «ВНУТРИ И СНАРУЖИ».
НА ВРЕМЯ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ ПОЗВОЛИМ СЕБЕ РОСКОШЬ ПОБЫТЬ БЕСТОЛКОВЫМИ.
ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ИМЕННО СНАРУЖИ И ВНУТРИ. ЭТО НЕ ДУРНОЙ ПЕРЕВОД. ЭТО
– КОНЦЕПЦИЯ...
Концепция заключалась в создании машины, которая
была бы одновременно выставочно-демонстрационной, то есть позволяла
бы возможно нагляднее ознакомиться с техникой тех брэндов, на которых
сделана система, и «звуковой», то есть такой, на которой можно было
бы реально услышать и оценить, как все это будет играть при правильной
установке.
В обычном понимании это означает два совершенно разных
автомобиля. Машина, сделанная для звука, прежде всего, не должна
звучать снаружи. Если она это делает, то значит, что-то сконстролили
не так. Потому что звучание наружу означает, что система свою энергию
направляет не туда, куда надо. Виброизоляция недостаточна, сабвуфер
настроен не оптимально для салона, а для «на улицы» и так далее.
Да и установку номинального уровня сигнала для таких систем надо
делать совершенно по-разному.
И еще: в системах с лучшим звуком установка акустики
нередко бывает внешне очень непрезентабельной. Одна из лучших систем,
которые нам приходилось видеть, Opel Tigra, собранная в Италии на
акустике AD и усилителях Sinfoni, внешне выглядела совсем неброской.
Среднечастотники в торпедо закопали в звукопоглощающее покрытие,
а в центре внимания тех, кто заглядывал в салон, оказывались отечественные
конденсаторы МБГО, с их пленительной окраской в цвет «детской побежалости».
Но это – машина другая. Мы сейчас говорим о Renault Clio, фотография
которой у нас проходила в прошлом номере, с репортажа о закрытии
соревновательного сезона в конце октября.
Задание фирмы Bonanza, поставщика техники марок Mac
Audio, Pioneer и Monster Cable, было именно как в заголовке (только
по-русски): сделать так, чтобы звук внутри был на уровне «соревновательном»,
и в то же время исхитриться таким образом, чтобы всякому, подошедшему
к машине, когда она стоит на стенде компании на выставке (а выставок
у нас теперь хватает), не надо было объяснять на пальцах, что, мол,
играет. Посетитель должен сам услышать, что играет. И задолго до
того, как увидит и машину, и стенд, где она припаркована.
Студию «Блюзмобиль», которой поручили работу, в выборе
типа (и количества) компонентов не ограничивали. Логично при этом
было бы предположить, что там немедленно отреагируют на такую свободу
на купеческий манер: «от сих до сих и по два раза». Однако после
изучения машины и необходимых в технологии любого грамотного установщика
предварительных прикидок заказ был довольно лаконичным. Два 2-канальных
усилителя, один комплект компонентной акустики верхней линейки Mac
Absolute плюс пара маленьких коаксиалов не самой топовой линейки
(это вот поставщиков удивило, несколько раз перезванивали, не ошибка
ли, мол) и две пары сабвуферов. Ну и головное устройство, разумеется.
Серьезное – Pioneer DEH-P8100. Серьезное, но не сбивающее с ног
заветной строчкой в перечне основных потребительских характеристик.
Принцип «по два раза» в целом соблюден, но «от сих до сих» вышло
довольно коротким. «Остальное сами сделаем», – пояснили в «Блюзмобиле».
«Внутри» установку с самого начала проектировали
так, чтобы при формировании звуковой сцены система опиралась не
на «костыли» цифровой временной коррекции, а на законы акустики,
воплощенные в схеме установки излучателей и свойствах разделительных
фильтров.
Давно понято, что действительно наилучшей схемой
фронтальной акустики является трехполосная. В случае ее применения
есть возможность расположить и ориентировать излучатели так, чтобы
получить максимально равномерную, корректную во всех отношениях
звуковую сцену и правильный тональный баланс при минимуме частотной
и временной коррекции.
В Clio именно такую акустику и применили, невзирая
на то, что готовой, «из коробочки», трехполосной в нынешней гамме
Mac Audio нет. Трехполосную из двухполосной получили путем добавления
среднечастотного излучателя, а сам излучатель сделали из некогда
широкополосного коаксиального динамика Mac Mobile 87. Выбор такой
основы для среднечастотника тем, кто разбирается в прикладной акустике,
должен быть ясен: чем меньше диаметр диффузора, тем позже начинает
сказываться направленность его излучения. Значит, можно максимум
информативного сигнала, в полосе частот, определяющей характеристики
пространственного восприятия, сосредоточить на одном излучателе.
Такой излучатель в умелых руках получается, если взять маленький
коаксиал и ликвидировать у него узел пищалки. Только основу надо
выбирать грамотно: с наиболее равномерной АЧХ в области средних
частот и высокой чувствительностью, чтобы при небольшой площади
излучающей поверхности звуковое давление было достаточно высоким.
Mac Mobile 87 для этой цели подошел идеально, и после
некоторого хирургического вмешательства среднечастотники оказались
готовы к установке на приготовленные для них места. Приготовление
мест под наиболее критичное звено трехполосной акустики – отдельная
тема. Оптимальным местом для диффузорных (не купольных, это важно,
сейчас не станем углубляться почему) среднечастотников в трехполосной
системе являются кикпанели или их окрестности. То есть те «регионы»
передней части салона, которые наиболее удалены от сиденья водителя
и переднего пассажира. При такой установке нивелируется разность
хода звуковой волны от правого и левого излучателей. Но это еще
полдела. Для оптимальной установки требуется и угол ориентации оси
динамика выбрать соответственно. Здесь в «Блюзмобиле» применили
сразу две свои разработки. Одна из них – пассивные фильтры для трехполосных
систем с возможностью ступенчатого переключения частоты среза фильтров.
Второе – поворотные подиумы. Впервые они были показаны у нас на
страницах в установке в Saab. Сейчас поворотные узлы усовершенствованы,
и настройка системы стала намного удобнее.
Усилители, выбранные для этой системы, Vac Conctrete
– самые мощные и одновременно самые высоколинейные в производственной
гамме марки. Один из них работает на трехполосную фронтальную акустику,
целиком, поскольку применяются только пассивные фильтры, а второй
– на сабвуферную систему. Именно систему. В Clio, по существу, два
независимых сабвуфера. Один, на двух головках Mac Absolute 300,
«качает» на салон. Две 12-дюймовые головки установлены в композитный
корпус-оболочку, заменивший заднюю полку. Второй сабвуфер – это
два раздельных объема (тоже из стеклоуглепластика), спрятанных внутри
задних крыльев, в каждом – по головке Mac Absolute 250. Характеристики
первого сабвуфера оптимизированы для работы «на салон». Второго
– «на улицу». Включать их можно либо отдельно, либо параллельно:
для усилителей серии Mac Concrete нет никакой разницы, будет нагрузка
4-х или 1-омная. Только мощность на выходе изменится.
Скоро начало нового сезона соревнований. И нового
сезона выставок – тоже. Так что мы услышим голос Clio довольно скоро.
А вот как услышим, снаружи или внутри, будет зависеть от обстоятельств...
|