КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковёр! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2002  

КЛАСС

PPI PCX-280

Петр ХОХЛОВ

ВСЕ, КАЖЕТСЯ. УЖЕ ПРИВЫКЛИ, ЧТО УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА КЛАССЫ A, B, D И ТАК ДАЛЕЕ, К КОТОРЫМ ТЕПЕРЬ ДОБАВИЛСЯ КАК БУДТО ЕЩЁ И T. НО НА СЕЙ РАЗ РЕЧЬ ПОЙДЁТ НЕ О НИХ. УСИЛИТЕЛИ, ВХОДЯШИЕ В НОВУЮ ЛИНЕЙКУ ОКОНЕЧНИКОВ ОТ PRECISION POWER, INC НОСЯТ НАЗВАНИЕ POWER CLASS PRO COMPETITION AMPLIFIER, ЧТО БУКВАЛЬНО ОЗНАЧАЕТ «УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ КЛАССА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО

Двухканальный усилитель

КТО

PPI PCX-280

ПОЧЕМ

$420

ЧЕМ БОГАТЫ

Линейные входы: два

Линейные выходы с независимым

подключением фильтров

ФВЧ и ФНЧ с регулируемой частотой

среза (30 — 4000 Гц)

Регулируемый подъём басов

ЭТО — ПЛЮС

Широкий диапазон регулирования фильтров

Уникальный регулятор басов

с выбором центральной частоты

Широкий диапазон чувствительности

Очень низкие искажения

на четырёхомной нагрузке

ЭТО — МИНУС

Невысокая устойчивость

на емкостной нагрузке

Неспортивное поведение на 2-омной нагрузке

ОДНИМ СЛОВОМ...

Precision Power в лучших традициях

РЕЙТИНГ

**********

Можно лишний раз отметить, насколько прозаичными становятся самые навороченные названия после их перевода с языка Альмы Гейтс на наш — великий и могучий. Но вообще-то, ничего закручено, да? Тем более что каждому, кто немного в теме, известно, что участники соревнований непременно подразделяются на классы профессионалов и любителей, что вполне резонно. Так что с терминологией всё как надо. Ну, а с технической стороной мы разберёмся, на том и стоим.

В линейку PCX входит девять моделей усилителей с числом каналов два-четыре и десятый — пятиканальный. Мощность на четырёхомной нагрузке от 50 до 200 ватт на канал. Немало, в общем, но и не так чтобы соревновательно. Это если брать соревнования по SPL, звуковому давлению, то есть. Правда, есть ещё одиннадцатая модель, с индексом 1500, которая выдаёт минимум киловатт на 2 ома, и она для SPL, видимо, сгодится. Ну, а остальные, надо думать, ориентированы на соревнования по SQ (качеству звучания).

PCX-280 — один из младших в линейке, так что и размеры его соответствующие: 298 х 255 х 60 мм. Последние два размера — сечение овала: PPI сохраняет верность найденной однажды форме. Впрочем, отличие, конечно, есть, и его трудно не заметить: по середине «спины» новых усилителей появился мускулистый выступ. Покрытие — традиционная эмаль «металлик». На одной из торцевых стенок сосредоточились только разъёмы «силы» (без дистанционного включения REM) и регулятор QBASS — это, если кто не знает, фирменное обозначение «буста» от PPI. QBASS по спецификации имеет максимальный подъём 18 дБ, хотя, как видно на фото, на корпусе присутствует надпись «16 дБ». Регулятор инкрементальный (ступенчатый, значит), на пятнадцать положений — практически по 1 дБ на щелчок. Здесь же находится гнездо, к которому можно подключить дистанционный регулятор подъёма басов (он предлагается как опция); как водится, дистанционный регулятор имеет приоритет перед местным.

Всё самое интересное расположилось на другой торцевой стенке. Во-первых, это выходные штыри, подсоединение кабелей к которым (как и к питанию) производится посредством съёмной колодки. Удобно, что и говорить, особенно если вам надо отсоединить по-быстрому усилитель, не разбрасывая провода по багажнику. Но при этом очень хотелось бы знать, когда, наконец, маркировку контактов на колодках можно будет прочесть без помощи микроскопа экстренной силы.

Входов высокого уровня как таковых здесь нет, но есть аттенюатор на 12 дБ, так что, по идее, можно подключить усилитель и к спикерным выходам «головы». Только надо помнить, что на нагрузку 10 кОм усилительные микросхемы не всегда хорошо работают, возможно, придётся их подгрузить навесными резисторами, ом по 50 на канал. Кроме двух входов есть в PCX-280 и пара линейных выходов, причём выбор типа фильтра и его частота среза перед этими выходами выбираются независимо от тех, что подключены к входам усилителя. То есть в данном усилителе двойной комплект фильтров, и это очень полезно при построении сложных систем. Мало того, действие басового регулятора распространяется как на основные (мощные), так и на линейные выходы, а это значит, что если у вас включены последовательно два (или больше) усилителей, то можно управлять одним регулятором QBASS.

Здесь же находятся две кнопки, с помощью которых можно выбрать центральную частоту «буста» из ряда 30/36/44/60 Гц.

Как видно на графиках, попадание настроек регулятора QBASS Plus (так он называется) просто стопроцентное. Максимальный подъём ровно 18 дБ. Правда, почему-то кнопки переключения центральной частоты названы Q select. Это немного сбивает с толку: буквой Q обыкновенно обозначают добротность, а она как раз не зависит от центральной частоты, и форма АЧХ остаётся неизменной, что похвально и косвенно говорит о том, что инженер, работающий за полторы тысячи рублей, может работать хорошо, если это — в час, а не в месяц.

Диапазон регулирования фильтров НЧ и ВЧ заявлен один и тот же: от 30 до 4000 Гц. В действительности, как показали измерения, у ФВЧ диапазон регулирования примерно от 25 до 7000 Гц, а у ФНЧ он простирается от инфразвуковой области до 3,6 кГц. Так что к данным, приведённым в таблице соответствия между номером «клика» регулятора и частотой среза, надо относиться с пониманием. Ещё хотелось бы обратить внимание на то, что в нулевом положении регулятора QBASS всё же сохраняется небольшой подъём АЧХ (около 1,2 дБ) на центральной частоте.

PPI, как и большинство других изготовителей car audio, данные по мощности приводит таким образом, что при снижении импеданса нагрузки мощность увеличивается вдвое. На самом деле, как мы знаем, этого не бывает никогда, если только усилитель, обнаружив низкоомную нагрузку, не производит определённые действия с источником питания. (Такое пару раз встречалось, но за такие отдельные деньги...) По измерениям PCX-280 перекрывает обещанные показатели как на четырёх-, так и на двухомной нагрузке (см. таблицу). Но при переходе на нагрузку

2 Ом мощность увеличивается на 47 процентов. Это как-то не очень соревновательно. При этом на большой мощности и с двухомной нагрузкой в сигнале появляется заметная помеха с частотой около 15 кГц, которая, впрочем, бесследно исчезает при мощностях ниже 60 Вт. При четырёхомной нагрузке эта помеха возникает только при глубокой перегрузке усилителя, то есть в таком режиме, которого в реальной жизни быть не должно. Поскольку этот эффект появляется, лишь когда частота основного сигнала ниже 2,5 кГц, можно предположить, что его возникновение связано с работой адаптивного источника питания.

Уровень шумов в PCX-280 достаточно низкий, хотя он существенно не дотягивает до заявленного показателя. Справедливости ради отмечу, что нам не встречался ещё автомобильный усилитель с уровнем шумов -110 дБ. При работе с четырёхомной нагрузкой нелинейные искажения очень низкие, на нагрузке 2 Ом они несколько подрастают, но не настолько, чтобы это могло вызвать беспокойство. Меандр воспроизводится этим усилителем практически идеально, при этом скорость нарастания выходного сигнала довольно высокая. Но при работе на нагрузку, имеющую емкостной характер, потребляемый ток увеличивается примерно в три раза, и появляются дополнительные колебания с частотой всего около 120 кГц и магнитудой не меньше 20% от основного сигнала. То есть питать акустику с супертвитером я бы от этого усилителя не стал.

Какое же будет резюме? Усилитель PCX-280, несомненно, интересен своими богатыми возможностями фильтров и регулирования басов. Очень кстати его линейные выходы с независимыми фильтрами будут при построении систем с раздельным усилением по полосам. Широкий диапазон регулирования чувствительности будет особенно полезен, если в вашей системе используются внешние активные фильтры или эквалайзеры, а также если вы стремитесь непременно оставить в машине штатную «голову» без линейных выходов. И вообще, по набору функций PPI соответствует усилителям более высокой ценовой категории. Но лучше использовать его на четырёхомной нагрузке и избегать применения чересчур нежных и маломощных пищалок.

Рубрики • На ковёр! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2002  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования