КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковёр с докладом Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2002  

гравицапа

Alpine PXA-H900 Multimedia Manager

Константин ЛУШЕНКОВ

Без гравицапы пепелац только ТАК летает...
А с гравцапой за пять секунд - в любую точку вселенной...

ГРАВИЦАПА: ЗАГАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО, ЭФФЕКТ, ПРОИЗВОДИМЫЙ КОТОРЫМ, ВЫХОДИТ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. С ВИДУ МАЛО НА ЧТО ПОХОЖЕ, И МЕНЬШЕ ВСЕГО - НА ТО, ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ. АНАЛОГИЯ ПОЛНАЯ...

Гравицапа существовала только в том мире, где всё это происходило, ну, вы помните. Так и PXA-H900 принадлежит только миру car audio. Вне этого мира такое устройство невозможно. Усилитель присутствует и в домашнем аудио, эквалайзер там тоже тело не инородное, а вот отдельный кроссовер для многоканального усиления - трудно, но все же можно представить. Декодеры всевозможных многоканальных систем переводят игру уже на поле домашнего театра, а система адаптивной подстройки трактас координированной частотной, фазовой и временной коррекцией - такого нет ни в какой домашней системе. Самый просторный и богатый дом для этого тесен, это - только в машине. Все перечисленное, и не только, в PXA-H900 есть, кроме усилителя, на который это устройство больше всего похоже с первого, поверхностного взгляда.

С появлением PXA-H900 фирма Alpine нарушила собственную традицию называть устройства этого семейства «процессорами». Официально они именуются PXA-H900 - Multimedia Manager. Но и такое название не исчерпывающим образом проясняет назначение этой штуки. Потому что на самом деле PXA-H900 - это всё сразу. Не почти всё, а всё. Полный список того, что находится внутри гравицапы, займет немало места, но ничего не поделаешь, будем разбирать по порядку.

На входе (разумеется, цифровом и оптическом) стоит 24-битовый ЦАП, работающий по алгоритму Sign-Magnitude, это - последнее достижение техники цифро-аналогового преобразования, по точности качественно превосходящий и MASH, и сигму-дельту, и все прочие. Особенно когда он построен на отобранных микросхемах Burr-Brown и резисторных матрицах с лазерной подгонкой. Помимо основного режима - преобразования сигнала с обычных компактов или DVD, «гравиЦАП» может читать диски, записанные по системе HDCD (CD-совместимый формат высокого разрешения, с 20-битовым кодирование вместо 16-битового).

Но это самое, можно сказать, простое. Одновременно с цифро-аналоговым преобразованием PXA-H900 ведет мощнейшую обработку сигнала, причем только цифровую. Эпитет «мощнейшая» в данном случае не только оправдан, но и документально подтвержден. Обработкой сигнала внутри PXA-H900 заняты четыре параллельно работающих процессора (на этот раз - в компьютерном смысле слова), каждый - с быстродействием до 100 миллионов операций в секунду. Из любопытства (а может, из осторожности) специалисты Alpine проверили: по нормам, действовавшим в США до 1985 года, устройства с такими характеристиками тамошним министерством обороны относились к категории суперкомпьютеров, и их экспорт в СССР должен был быть запрещен из соображений национальной безопасности.

Зачем такая вычислительная мощь? Да если разобраться, то и этого еле хватает. Начнем с того, что PXA-H900 готовит сигнал для системы, имеющей, в общей сложности, 11 (одиннадцать прописью, чтобы не было сомнений) независимых каналов усиления. Это так: фронт, размеченный под трехполосное поканальное усиление (6 каналов долой); тыл, в мультимедийном смысле (ещё два); центр и два независимых сабвуферных. Вроде все сходится. Начиная с этого места все возможности PXA-H900 будут автоматически умножаться на 11.

Например, кроссовер. Как он обычно действует - что в аналоговой аппаратуре, что в цифровой прошлого поколения? Он действует по принципам желаемого и возможного. То есть, когда написано «частота среза 630 Гц, крутизна 12 дБ/окт.», это обычно означает: «мы, вообще-то, хотели, чтобы было 630 и 12». Как при этом получается на деле, вы много раз видели на наших страницах. По-разному получается. Это - принцип желаемого. Принцип возможного означает, что и пределы по частоте, и выбор крутизны, и то, в каких каналах что можно, а чего нельзя, определяется производителем в меру его умения и щедрости. Свойство гравицапы, как известно - «в любую точку вселенной». В любом канале частота среза снизу может выбираться от 20 Гц до... правильно, 20 кГц, сказано же «в любую». Частота среза сверху - в тех же пределах и по той же причине. Крутизна характеристики? А в какую точку вселенной вам надо? 6 дБ/окт. или 24? Выбирайте. А можете выбрать и 30 дБ/окт., чего вообще никто больше не предлагает. Исключения в этой свободе (и то довольно условные, мягко говоря) - в сабвуферных каналах, где верхний предел 200 Гц, и каналах для пищалок трехполосного фронта (не ниже 1,1 кГц). Кого это хоть в чем-нибудь ограничит, просьба покинуть планету. При этом сабвуферных каналов два, оба независимые, и при настройке системы запросто можно учесть, что на левом сабвуфере посидела муха, а на правом - ещё нет, и сдвинуть частоту среза на 1/6 октавы. Аккурат размер мухи на частотной оси. Или же воспользоваться не предлагаемой никаким другим устройством возможностью поставить раздельные сабвуферы для переднего баса и суббасовой подпорки сзади, выставив для них свои диапазоны частот, откорректировав АЧХ в соответствии с индивидуальными характеристиками, а потом ещё и совместить волновые фронты временными задержками.

Возвращаясь на минуту к «принципу желаемого», ответственно заявляю: такое вижу впервые. АЧХ кроссоверов на экране компьютера были настолько похожи на иллюстрации к учебнику по электрическим фильтрам, что смотреть на то, как они получаются в реальном времени, собрался большой и заинтересованный коллектив работников редакции. Цирковой номер: набираются на дисплее, скажем, те же 630 Гц, и курсор на экране измерительной станции подтверждает: да, 630. Даже добавляет от себя: 630,0. Запятая-ноль, без разговоров, на любой частоте, при любом наклоне, в любом канале. Представляете, какой объем данных и с какой скоростью надо перелопачивать, чтобы в реальном времени обеспечить такую точность регулировки? Отсюда и попадание гравицапы в комконовское эмбарго, слава богу - бывшее. Все то же относится и к работе графического эквалайзера. Третьоктавная регулировка АЧХ во всех каналах независимо - это выходит 175 виртуальных движков, хотел бы я посмотреть на аналогичное устройство на обычных потенциометрах. Если по сантиметру на каждый (и то мало, палец едва влезет), получилась бы изящная конструкция под два метра в ширину. Эквалайзер в любом канале работает, как мы убедились, на базе того же принципа гравицапы: все что пожелаете, и без малейшего компромисса. Мы сравнили АЧХ полосных регуляторов на разных частотах и убедились, естественно, что они безукоризненно идентичны, и попробовали обычную штуку, на которой спотыкаются многие аналоговые приборы: синхронная регулировка усиления в соседних полосах. Что получилось - вы можете увидеть на графике. Опять учебник...

В случае с гравицапой и это, и все прочие регулировки проводятся с пульта, тоже мало на что похожего - «двуручного» и отделанного, как отделывают мало какую аппаратуру, что для дома, что ещё для чего. Общение пульта с PXA-H900 происходит через отдельный блок дисплея. На этот раз - только дисплея, без кнопок, как это было в PXA-H с другими, меньшими номерами.

Самое простое, что показывает блок дисплея, даже не на экране, а сепаратными огоньками вокруг экрана - это режимы работы мультимедийных декодеров. Которые опять-таки способны на всё. DTS, Dolby Digital, старая добрая Dolby Pro Logic да ещё европейская MPEG-2 (не путать с mp3, система та же, слой другой).

Самое же высокотехнологичное в устройстве гравицапы - система автоматической настройки звука. Даже две. Одна - адаптивный эквалайзер, настраивает амплитудную и фазовую характеристики низкочастотной части тракта с целью совмещения фронтов излучения и подгонки частотной характеристики под именно тот салон, где все происходит. Вторая - автоматическая же система расстановки временных задержек по каналам, для формирования единой звуковой сцены. Вторая система впервые в истории car audio работает на основе технологии «длинного импульса» TSR, которая прежде применялась исключительно при акустической настройке студий и концертных площадок и требовала доставки на место работ могучего компьютера с ещё более могучим периферийным оборудованием. У PXA-H900 впервые хватает для этого собственной вычислительной мощности. Всё вот это вот происходит при включении в специальный разъем (под крышечкой на верхней панели основного блока) измерительного микрофона. При этом можно запомнить до шести сочетаний регулировок, хоть в зависимости от числа людей в салоне, хоть в функции настроения с утра. С пульта, одной кнопкой.

Ну и, разумеется, всё, что можно делать автоматически, можно сделать и вручную, выставив АЧХ и временные задержки по своему разумению. Это делается с пульта, причем благодаря толковому интерфейсу осваивается этот многодельный процесс довольно быстро. А можно - с компьютера, разъем для которого там же, где и гнездо микрофона. Там же - кнопка RESET, как у любого нормального компьютера. Не дай бог, конечно, вспомнить потом все установленные регулировки будет делом увлекательным, как сборка паззла на 1000 кусочков. Впрочем, данные о регулировках можно предусмотрительно сбросить на компьютер и хранить как зеницу ока. На этой дискете будет находиться всё, потому что делать всё - это как раз основная и единственная функция гравицапы...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО

Мультимедийный менеджер

КТО

PXA-H900

ПОЧЕМ

4559 чатлов

ЭТО - ПЛЮС

Умеет всё и всё умеет лучше всех

ЭТО - МИНУС

Извините, нету

ОДНИМ СЛОВОМ...

Самое совершенное устройство, когда-либо побывавшее в редакции

РЕЙТИНГ

Инженерный уровень 10

Функциональные возможности 10

Дизайн 10

Эргономика 10

Звук 10

ИТОГ 50/50

||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

 

Измерения (Юрий ЕВТУШЕНКО)

Непросто провести измерения у аппарата, умеющего делать всё. Что касается нежелательных явлений (шумы и искажения), то трудно было бы ожидать, что такого класса аппарат окажется хоть в чём-то несостоятелен. Нелинейные искажения при выходном сигнале 3 В RMS (близко к предельному значению для PXA-H900 ) не превышают 0,005%, кривая уровня шумов во всех каналах подрагивала на экране спектроанализатора вблизи отметки -110 дБ в полосе пропускания кроссовера и на 10 дБ ниже - за её пределами. Что касается хорошего и доброго, то этого много, а посему ограничимся лишь парой примеров. График, иллюстрирующий работу кроссоверов, получен при произвольно, для примера, выбранных частотах среза и возможных наклонах характеристики (наклон 6 дБ/окт.) показан только у канала FLOW (означает Front LOW), чтобы не загромождать окончательно и так пестрый график. Но ввести такую характеристику можно в любом канале. Помимо прямых своих функций, деления частот, кроссовер PXA-H900 может работать подтональным фильтром с частотой от 20 Гц и выше и любой, как водится, крутизной характеристики. А может и ультразвуковым фильтром, для примера показано, как можно задавить частоты выше 18 кГц. По умолчанию в тракт включен фильтр, резко отрубающий все выше 20 кГц.

График, иллюстрирующий работу эквалайзера, демонстрирует результаты нашего эксперимента: в пяти соседних полосах виртуальные движки выведены на одну отметку. Результат - в стиле гравицапы: в любую точку за пять секунд.

МЁД & ДЕГОТЬ

Самое простое - заподозрить внеземное происхождение этого устройства. Это сразу ответило бы на все вопросы. Однако не будем покидать пределов Земли и констатируем факт: на нашей планете имеется аппарат с неограниченными возможностями. Если неймется и охота к чему-нибудь придраться, можете сказать, что три вольта на выходе - мало, мол. Хотя почему, собственно, мало? Зато всё остальное не оставляет места критике. Просто невозможно работать. Возникает, конечно, вопрос о цене. Цена капитальная, ничего не скажешь. Однако если говорить об установке с бюджетом в десятку или больше, а в эту категорию попадает большинство «мобильных театров», то четыре тысячи с хвостиком оказываются уплаченными за компонент системы, полностью обеспечивающий её работу так, как требуется, никак иначе и без каких-либо ограничений. Запятая-ноль.

Рубрики • На ковёр с докладом Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования