КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Одноклассники Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2002  

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗВЕНО

Четырёхканальные усилители по цене от 250 до 350 у.е.

Марк ГАСАНОВ

У АНТРОПОЛОГОВ ПРОБЛЕМЫ: ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗВЕНО ЭВОЛЮЦИИ ЛЮДЕЙ ТАК И НЕ НАЙДЕНО. НАШИ ПРЕДКИ, ЖИВШИЕ 300 - 400 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД, ОЧЕНЬ ДАЖЕ ПОХОЖИ НА НАС. ПРАОБЕЗЬЯНЫ, ЖИВШИЕ МИЛЛИОН ЛЕТ НАЗАД, - ТОЖЕ ПОХОЖИ НА НЫНЕШНИХ, НО ПРИМАТОВ. ОСТАЁТСЯ (ПО ВКУСУ И ВОСПИТАНИЮ) ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННЫМ И КОСМИЧЕСКИМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА...

Нам жить проще. К примеру, четырёхканальные усилители явно занимают промежуточное положение между двух- и многоканальными усилителями мощности. Причём могут оказаться в роли и одних, и других.

Если за систему начального уровня принимается такая, в которой используются только усилители головного устройства, то первой ступенью эволюции будет подключение сабвуфера со своим усилителем (обычно двухканальным в мостовом включении) либо (реже) специализированным басовым одноканальным. Вторая ступень начинается с установки четырёхканальника, два канала которого используются (опять же, в мосту) для работы с сабвуфером, а два оставшихся «качают» фронты. По моему мнению, именно такое построение следует считать системой начального уровня, поскольку полностью раскрыть возможности фронтальной акустики (почти любой) без внешнего усилителя нереально. Если, конечно, это акустика, а не «продукт распада», что продаётся за 300 рублей на Митинке. В этом варианте про тылы надо либо забыть, либо подключить их к усилителям «головы». Дальше идёт система, в которой используется один, но многоканальный (пяти-шести) усилитель, он позволяет «озвучить» и тылы, дополнительно к фронтам и сабвуферу, или же устроить поканальное усиление на фронте плюс сабвуфер, да всё - в одном корпусе. Вот именно в этом смысле четырёхканальные аппараты и являются «промежуточным звеном», или, точнее, этапом развития системы: от «недоделанной», с единственным двухканальным усилителем, к «законченной», в которой используется усилитель многоканальный.

Дальше всё сложнее, хотя, наверное, и не так безнадёжно, как в антропологии. Есть мнение, что многоканальные усилители - тупиковая ветвь эволюции. То есть всё, что они делают, с тем же (или большим) успехом можно реализовать с помощью комплекта из двух- и четырёхканальника, а при переходе к раздельному усилению по частотным полосам «двойки» и «четвёрки» становятся основным материалом для построения системы. Конечно, можно использовать и многоканальники, к примеру, при работе с трёхполосным фронтом, но сильноточный бас лучше всё же отделить от относительно слабых серединки и верха, поэтому здесь будет предпочтительнее вариант 4 + 2. Совсем бескомпромиссная формула 2 + 2 + 2, как говорится, «слабо экономически обоснована».

Зная особенности применения четырёхканальных усилителей, нетрудно сформулировать требования к их функциям. Первое. Допускается наличие в разных группах каналов лишь одного типа фильтров (ФВЧ или ФНЧ), разумеется, отключаемых, хотя полная комплектация фильтрами весьма желательна и поощряется при подведении итогов. Второе. Диапазон регулирования фильтров тем лучше, чем он шире, но абсолютный минимум, позволяющий реализовать классическую схему «фронт - сабвуфер» - от 70 до 120 Гц. Если диапазон регулировок продлён до 300 - 500 Гц, это уже позволит примерить к усилителю серединку в трёхполосной системе, а если 4 кГц и выше, то можно попробовать его и в ВЧ-канале. Третье. Басовый регулятор (bass boost) желателен, особенно там, где диапазон фильтров не самый широкий; и, конечно, плавно регулируемый «буст» лучше фиксированного, типа «всё или ничего». Бас-буст - это своего рода акселератор басового канала. Представьте себе, что в машине вместо педали газа выключатель на два положения: холостой ход - полный газ. Было бы забавно.

«Четвёрки» в классическом включении - конструкции довольно самодостаточные, но не на сто процентов (про тылы не забыли?), поэтому наличие в них пары линейных выходов весьма желательно, особенно если усилитель может работать только с четырьмя входами. Это четвёртое. Входы высокого уровня - вещь специальная. Лучше, когда они есть, но их отсутствие в подавляющем большинстве инсталляций минусом не является. О чувствительности. Чтобы добиться успешного «сочленения» усилителя с любой (ну, почти любой) «головой», надо, чтобы она регулировалась в пределах от 0,3 до 4 В, но при работе с внешними (активными) фильтрами или эквалайзерами верхний предел желательно иметь примерно вдвое выше. Встречаются, хоть и не часто, усилители, где этот показатель существенно превзойдён, однако я не склонен считать этот «запас» существенным преимуществом и за одно это орденов раздавать не намерен.

Есть один показатель, который волнует почти всех потребителей, даже в технике не очень подкованных. Их, пожалуй, даже в первую очередь. Её величество мощность. Вроде 100 Вт лучше, чем 70, а 150 - лучше, чем 100. Так? Тут, как всегда, надо исходить из того, как вы собираетесь усилитель использовать. При работе с фронтом слишком низкая мощность (меньше примерно 60 Вт RMS) увеличивает риск его перегрузки, при этом в клиппированном сигнале возрастает доля высокочастотных составляющих, которые могут привести твитер «в изумление», нередко - последнее в его жизни. Слишком большая мощность (выше 100 - 120 Вт, в зависимости от акустики) при неумеренном употреблении может вывести из строя мидбас. Можно, конечно, так настроить усиление, что угроза мидбасам (и твитеру тоже) не возникнет, но это будет означать, что возможности аппарата используются не полностью. При этом если считать относительный уровень шумов (в дБ) независимым от мощности (а так, в сущности, и есть), то абсолютный уровень шума (в милливольтах) у мощного усилителя окажется выше, так что шум можно будет услышать, хотя бы и на стоянке. Так что для фронта/тыла можно считать, что оптимум пролегает в области от 60 до 120 Вт - в зависимости от резервов акустики (30 - 60 Вт соответственно). При мостовом подключении сабвуфера максимальная выходная мощность тех же усилителей окажется в диапазоне примерно от 200 до 400 Вт, что примерно соответствует допустимой среднеквадратичной мощности большинства 10 - 12-дюймовых сабвуферных головок. В данном случае, поскольку обогащение басового сигнала высокочастотными составляющими спектра не представляет прямой опасности для сабвуфера, можно брать аппарат без большого запаса по мощности по отношению к тепловой (RMS) мощности сабвуферной головки.

Что же касается остальных технических характеристик, то вы, надеюсь, в них уже достаточно хорошо ориентируетесь. Напомню только, что значения коэффициента нелинейных искажений (к.н.и.) современных транзисторных усилителей находятся в пределах 0,01 - 0,03%. Для нас этот показатель интересен не сам по себе, а любопытно то, насколько его значение меняется при переходе от четырёхомной нагрузки к двухомной, косвенным образом это отражает стабильность работы усилителя при больших токах. Дополнительно о «натасканности» оконечника на низкоомную нагрузку свидетельствует величина приращения выходной мощности при переходе от 4 Ом к 2 Ом. Мы считаем, что если величина приращения не дотягивает до отметки 50%, то низкоомная нагрузка не для этого усилителя. Кстати, в пределах этого теста для всех участников изготовителем специфицирована минимальная нагрузка 2 Ом в «нормальном» режиме («стерео») и 4 Ом - при включении мостом. Так что сегодня к этому возвращаться не будем.

Отдельного пояснения требует наша методика проверки на устойчивость. Дело в том, что усилитель, как и любое устройство с обратной связью (ОС), при определённых условиях может превратиться в генератор. Для этого достаточно, чтобы сдвиг фаз между выходным током и сигналом ОС превысил 90 градусов. Ток через ёмкость, как мы знаем, опережает напряжение, а сигнал ОС отстаёт. Поэтому совсем не обязательно, чтобы усилитель работал на «чистую» ёмкость (такого и не бывает в действительности), достаточно лишь немного емкостного характера нагрузки. А это бывает сплошь и рядом в громкоговорителях с пассивными фильтрами вблизи частоты среза фильтра ВЧ. Мы имитируем такие условия с помощью конденсатора 0,47 мкФ, включаемого параллельно эквиваленту нагрузки 4 Ом. Если при этом на широкополосном испытательном сигнале (меандр) 20 кГц появляются незначительные (до 30% относительной амплитуды) колебания, а ток потребления возрастает не более чем в 2 - 2,5 раза, то считаем, что испытания на устойчивость пройдены в той или иной степени успешно. Если усилитель при этом покинул наш несовершенный мир, из теста он исключается, о мёртвых, сами знаете... Если же остался жив, то о результатах вы непременно прочтёте. Предвижу вопрос о числе жертв этого теста. Ни одной (неудачный месяц).

Впрочем, начнём, пожалуй.

 

MTX Thunder 4244 • Boss REV-835 • SoundStream PIC 4.480 • Kicker IX404 • Phonocar PH544 • Earthquake PH 250.2 • Xtant 404m • Impact HQ 100.4 • Nakamichi PA2004 • МЁД & ДЁГОТЬ

Рубрики • Одноклассники Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2002  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования