КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Системы Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2002  

БРОНЗА 24 карата

Toyota AVENSIS

ВООБЩЕ, НА БРОНЗЕ ПРОБУ НЕ СТАВЯТ. НИ ПО ПРОСТОЙ СИСТЕМЕ НАШЕЙ ПРОБИРНОЙ ПАЛАТЫ, ГДЕ «950» ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВАМ ПОДМЕШАЛИ МАКСИМУМ 5% НЕ ТОГО, ЧЕГО ВЫ ХОТЕЛИ. НИ ПО ТРАДИЦИОННО НЕВРАЗУМИТЕЛЬНОЙ АМЕРИКАНСКОЙ, О КОТОРОЙ НАМ ИЗВЕСТНО ТОЛЬКО, ЧТО 24 КАРАТА - ЭТО НАИБОЛЬШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ НУЖНОГО НАМ ЭЛЕМЕНТА. БРОНЗА САМА ПО СЕБЕ СПЛАВ, И ЧТО В НЁМ ГЛАВНОЕ - СКАЗАТЬ ТРУДНО...

Эта машина, то, что в ней установлено и то, как это играло, принесли владельцу бронзовую награду на соревнованиях. Бронзовую. Но на каких соревнованиях и с какими соперниками! На финале первенства Европы по автозвуку в Катовице в октябре этого года. Так какую пробу будем ставить? Сплав относительно простых компонентов оказался на этот раз более чем благородным.

К аналогии со сплавом придётся возвращаться не раз. Поскольку во многих отношениях эта установка стала такой какой стала благодаря не количеству и крутизне, а благодаря найденной удачной пропорции. Соавторы высокопробной системы - её владелец и «оператор» Сергей Сотсков и московская студия «Блюзмобиль». Профессиональные установщики к таким личностям, как Сергей, обычно относятся без большой симпатии. Потому что «больно умные все стали». Мастера считают, часто - с полным основанием, что им лучше знать, что ставить, куда и как, а дело заказчика - по возможности ясно обрисовать желаемый конечный результат - и в сторонку, мы позвоним.

Сергей - случай другой, у него есть свои представления о том, в какую форму должна воплотиться система в его машине, представления очень отчётливые, порой даже категоричные. Впрочем, в «Блюзмобиле» к такому подходу готовы, так что работа над машиной шла гладко, хотя и не в один присест.

Сергей был категорически против цифрового процессинга, считая, что, пока не выжато всё из акустических методов настройки звуковой сцены, не след прибегать к искусственным задержкам. Всегда успеется. Выбирая архитектуру фронтальной акустики, Сергей остановился на двухполосном варианте, классическом до банальности. Из тех же соображений: то, что возможности двухполосной акустики в формировании слитной, высокой и равномерной звуковой сцены исчерпаны, факт далеко не очевидный, во всяком случае, Сергей его готов мотивированно оспаривать, что и воплотилось в «Авенсисе».

Система, задуманная Сергеем и воплощённая блюзмобилевцами, проста чрезвычайно. Головное устройство - эксклюзивный в своё время аппарат Kenwood KDC-PS909. Это - CD-тюнер без оконечных усилителей, с высоким уровнем выходного сигнала (до 8 В по балансному выходу), и построен он, в последний раз в истории торговой марки, по принципу аудиофильского минимализма, без каких-либо звуковых примочек.

Отличительная особенность «Кенвудов» повышенного класса - смягчённое звучание на верхних частотах. Динамически точное, сбалансированное, но всегда смягчённое, можете из любопытства заглянуть в наши тесты, это неоднократно отмечалось. Так что это не Сотсков выдумал и не мы, это - марксистско-ленинская объективная реальность. И, чтобы давалась она слушателю именно в тех ощущениях, в каких надо, Сергей задумал завершить звуковой тракт акустикой с характером прямо противоположным. MB Quart с их металлическими пищалками славятся как раз ярким, до безжалостности аналитично проработанным верхом. Поселив в начале и в конце тракта компоненты с такими противоположными характерами, Сергей рассчитывал добиться той гармонии, которая сопровождает союз двух сильных, но непохожих личностей.

То, что разделяет источник и акустику - усилитель, - выбрано по принципу наибольшей нейтральности и справедливости. Phoenix Gold ZX 450 - один из таких. Из немногих таких, если честно.

Сигнал на входы четырёхканального ZX идёт двумя путями: с нефейдерного выхода головного устройства - на одну пару каналов, запущенную в режим ФНЧ с частотой среза 70 Гц, а с выхода Front - на другую пару. Там фильтр кроссовера работает как ФВЧ на те же 70 Гц. Между источником и фронтальной парой каналов поставлен графический эквалайзер Phoenix Gold EQ 232, в своей категории (не классе, а вообще в категории аналоговых графических эквалайзеров современности) явно и безусловно лучший.

На выходе фронтальной пары каналов - акустика MB Quart QM 218.61Q со штатными пассивными кроссоверами, на выходе сабвуферных каналов, включённых в мост, разумеется, сабвуфер. Вот, собственно, вся схема. Шесть компонентов, если считать акустику за один компонент, или десять, если всё по отдельности. Сумма компонентов - призовая аудиосистема европейского уровня.

В ней нарушено сразу несколько сложившихся стереотипов систем этого класса. Вот они: источник Kenwood для таких аудиосистем выбирают редко. Почему? Да потому, что чаще всего не умеют пользоваться. Источник Kenwood «женят» на деликатной европейской акустике, а два мягких, интеллигентных характера в сумме придают звучанию музыки некоторых жанров характер более сдержанный и застенчивый, чем это полагается по замыслу музыкантов. Звучит комфортно, с хорошей микродинамикой, но без огонька. С другой стороны, акустика MB Quart, хоть и германская по происхождению, приносит призовые кубки в основном за океаном, там другие критерии оценки звучания и там в ходу кикпанельные установки, умеряющие пыл металлических квартовских твитеров. Здесь яркость звучания была поставлена в рамки иным способом, зато в полной мере проявили свои достоинства традиционные козыри MB Quart: очень широкий частотный диапазон, как следствие - отличная передача атмосферы, и, как всегда, великолепные кроссоверы, не допускающие амплитудной и фазовой «каши» в области раздела частот. В этой установке корректная работа разделительных фильтров была особенно важна. Мидбасы и пищалки разнесены на расстояние существенно больше типичного: ВЧ-головки по результатам подбора оптимального положения оказались подняты высоко по стойкам, при этом отвёрнуты от направления на слушателей на довольно большой угол.

Конструктивно 6-дюймовые мидбасы оформлены в подиумы, изготовленные по ставшей уже узнаваемой блюзмобилевской композитной технологии. Двери изнутри виброизолированы, но, надо отметить, только двери, полной виброизоляции не делалось.

Та же технология использована и при изготовлении корпуса сабвуфера в багажнике. Закрытый ящик объёмом 29 литров растянулся по всей ширине багажника за спинкой заднего сиденья. Благодаря этому глубина корпуса получилась небольшой, даже меньше глубины динамика. Для того чтобы за магнитом 12-дюймовой головки остался зазор, необходимый для нормальной циркуляции воздуха в системе вентиляции звуковой катушки, посадочное место под сабвуфер выдвинуто из плоскости ящика с помощью ещё одного композитного подиума. В его толще разместились и пассивные фильтры фронтальной акустики, так что со стороны багажника обеспечивается доступ к ним для подбора уровня аттенюации сигнала на ВЧ-головке, а длина проводов от усилителя до кроссовера минимальна: усилитель расположен на другой стороне сабвуферного корпуса.

Снаряжен сабвуфер 12-дюймовой головкой Cerwin-Vega! HED12. Первоначально корпус делался под другую головку, Mac Absolute 300, и для неё такой объём был оптимален. Однако потом Сергей решил поменять головку на другую, а HED12 намного мягче и требует большего объёма. Решило проблему заполнение внутреннего объёма ящика акустическим волокнистым материалом InterTechnik. Как потом показали измерения резонансной частоты головки в воздухе и в оформлении, акустический объём корпуса стал равноценен примерно 35 литрам, что для HED12 - в самый раз. При этом работает сабвуфер без частотной коррекции - сигнал НЧ-канала пропущен мимо эквалайзера.

А дальше в судьбе системы Сергея наступил следующий этап - настройка и проверка в бою. Потом - снова настройка и снова проверка. Интересный момент: на сегодня в России в ходу две методики оценки качества звучания и две серии соревнований, на них основанных. Метод FSQ аналитичен и даёт однозначные указания: где на какой частоте призвук, докуда играет сабвуфер, на каком уровне громкости начинаются искажения и так далее. Методика EMMA, основанная на традиционных подходах IASCA, напротив, интегральна, в ней звучание оценивается по более крупным блокам характеристик.

Сторонники каждой из методик в последние год-два заработали себе фрикативные язвы на голосовых связках, доказывая, что их методика - единственно правильная, корректная и объективная, а вторая - никуда не годится. Спортивная судьба «Тойоты» Сергея Сотскова доказывает, что ненужного травматизма поборников конкурирующих методик можно было избежать без вреда для общего дела. Оценки одной и той же системы, полученные по разным методикам, оказываются настолько уверенно коррелированы, что методический вопрос ясен как божий день: хороший звук и грамотные судьи - и система получит ту оценку, которой заслуживает, как её ни суди. А оценки у грамотного участника растут от соревнований к соревнованиям, поскольку грамотность в том и состоит, чтобы не почивать, а тонкости вовремя подстраивать. Желаете доказательств? Да пожалуйста, тут у нас целое досье.

 

Июль 2001, Нижний Новгород (FSQ) 4-е место
Сентябрь 2001, С.-Петербург, «Sound Drive» (FSQ) 1-е
Октябрь 2001, Москва, закрытие сезона (FSQ) 3-е
Апрель 2001, Москва, открытие сезона (FSQ) 2-е
Апрель 2001, Москва, «Даёшь Звук!» (FSQ) 1-е и спецприз «Лучший звук»
Май 2002, Нижний Новгород (FSQ) 2-е
Июнь 2002, Саратов «Аэлита-Автозвук» (FSQ) 1-е
Июль 2002, Москва «Экзотика-2002» (EMMA) 1-е
Сентябрь 2002, Москва, «Даёшь Звук!» (FSQ) 2-е
Сентябрь 2002, Москва, Финал чемпионата России (EMMA) 1-е и спецприз «Лучший звук»

 

Ну как, убеждает? К моменту еврофинала в Катовице «Тойота» оказалась доведенной до уровня национального «золота». В Европе оно пока что было конвертировано в «бронзу», но это пока. Ведь вместе с огромным призовым кубком на руках у Сергей оказался почти невесомый, но крайне ценный предмет - копия судейского протокола, из которой ясно, что надо дотягивать, чтобы заработать награды благородного, а то и драгоценного достоинства. Едва ли не самой серьёзной претензией судей оказались слышимые шумы в звуковом тракте. Очень, надо сказать, тихие (я машину слушал, могу подтвердить), но всё же не нулевые, а по уровню еврофинала это - основание для претензий. Так что к следующему сезону Сергей наметил программу действий, результаты которой, сомнений нет, смогут оценить судьи финала Европы 2003 года в Санкт-Петербурге. В Питере - это всё-таки у себя дома, и, будем надеяться, в родных стенах бронза 24-каратного достоинства превратится в золото простой и понятной 950-й пробы...

«МАСКА» KENWOOD KDC-PS909 УСТАНОВЛЕНА В КОНСОЛЬ С НОВОЙ ВНЕШНЕЙ РАМКОЙ.

В ЗАКРЫТОМ СОСТОЯНИИ - БУДТО ЗДЕСЬ И ВЫРОСЛА.

МИДБАСЫ НА КОМПОЗИТНЫХ ПОДИУМАХ, ОКРАШЕННЫХ В ЦВЕТ МАШИНЫ.

ПИЩАЛКИ УСТАНОВЛЕНЫ НА СТОЙКАХ ДОВОЛЬНО ВЫСОКО, ТАК СВОДИТСЯ К МИНИМУМУ ВЛИЯНИЕ ГОРБА НАД ПРИБОРАМИ.

КОРПУС САБВУФЕРА С КОМПОЗИТНЫМ ПОДИУМОМ.

В НЁМ УТОПЛЕНЫ И САБВУФЕР, И КРОССЫ ФРОНТАЛЬНОЙ АКУСТИКИ.

ЧЕЙНДЖЕР СКРОМНО УСТРОИЛСЯ В УГЛУ.

НА ТЫЛЬНОЙ СТЕНКЕ САБВУФЕРА ЛЕГКО ПОМЕСТИЛАСЬ ВСЯ ЭЛЕКТРОНИКА.


ГЕРОЙ И ЕГО НАГРАДЫ. САМАЯ БОЛЬШАЯ И САМАЯ ПОСЛЕДНЯЯ - ПО ЦЕНТРУ ЛОБОВОГО СТЕКЛА.

Рубрики • Системы Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования