АРХИВРУБРИКИПОНЯТИЯКОНТАКТЫ | |||||||||||
|
|||||||||||
ЗАДАЧА С ЧЕТЫРЬМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ от 195 до 300 у.е. Петр ХОХЛОВ ДОПУСТИМ, НЕКТО ГРАЖДАНСКОГО ЗВАНИЯ СОЗРЕЛ ДЛЯ ПОКУПКИ УСИЛИТЕЛЯ, КОНКРЕТНО - ЧЕТЫРЁХКАНАЛЬНОГО. КАК ПРАВИЛО, ТУТ КОНКРЕТИКА И КОНЧАЕТСЯ, ЕСЛИ, КОНЕЧНО, ВЫ НЕ ЭКСПЕРТ СО СТАЖЕМ. ПРИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ПОКУПКЕ ВОПРОСОВ ДОЛЖНО ВОЗНИКНУТЬ МНОГО, НО ИЗ НИХ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ЧЕТЫРЕ ВАЖНЕЙШИХ. Bazooka EL 460 • Dragster DA 704 • JBL P80.4 • m-Dimension m-Pro 3.4x Mark II • Eclipse 36401 • Magnat Scorpion 800 • DLS CA 450 • SoundStream PIC 4.480 • Audiosystem Twister F4.240 • Boss RIP-795 • Impact HQ 80.4X • Kicker KX 300.4 • МЁД & ДЁГОТЬ Первый - вопрос вопросов - это выходная мощность. То, что написано на упаковочной коробке (со многими нулями), - это чаще всего для красоты, уберите коробку на антресоли и забудьте. Однако и показатель этого параметра в приложенной документации далеко не всегда информативен, поскольку у производителей различаются методики измерения. Впрочем, в отношении мощности оконечного усилителя нет того разброда, как, к примеру, с мощностью головных устройств. Там, как вы помните, большинство изготовителей считает своим долгом «засветить» показатель в 40 - 45, а то и 50 Вт, которые на деле (то есть при измерении на синусе) превращаются в 16 - 19 Вт RMS. В некоторых странах вообще законодательно предписывается указывать для усилителя синусоидальную среднеквадратичную мощность, а всё прочее - по желанию, но только в дополнение к ней. С усилителями, после того как коробка заброшена на антресоли, начинается другая история. Часто покупатель заинтересован в том, чтобы мощность по официальной спецификации была сравнительно небольшой - на случай участия в соревнованиях. Передовые производители идут навстречу таким стремлениям, поэтому мощность указывают при минимуме нелинейных искажений, а часто ещё и при «стояночном» напряжении питания 12,5 В (требования IASCA). Если помните, зависимость нелинейных искажений в транзисторном усилителе имеет вид «обратной галочки», то есть искажения плавно снижаются до некоторого порогового значения мощности, а потом начинается крутой рост. Насколько крутой - зависит от схемотехнического решения выходных каскадов, поэтому в целях сопоставимости результатов мы всегда проводим измерения при фиксированном значении суммарного коэффициента нелинейных искажений, равном одному проценту. Это та мощность, при которой ограничение сигнала уже видно на экране осциллографа, но на музыкальном сигнале искажения ещё малозаметны, а обогащение спектра высшими гармониками ещё не представляет угрозы для твитера. Вторая часть этого (первого пока что) вопроса остаётся невыясненной: а какой эта мощность должна быть? Мы уже писали (и не раз), что для того, чтобы «взять от акустики всё», не доводя усилитель до клиппирования, достаточно, чтобы тот был в полтора-два раза «мощнее», чем акустика, с которой ему предстоит работать. (Это правило не распространяется на сабвуферы, - для них перегрузка усилителя не очень-то страшна.) Получается, что для нормальных, среднестатистических фронтов достаточно усилителя с выходной мощностью 60 - 80 Вт RMS. Кстати, как показал нынешний тест, большинство усилителей-«четвёрок» в этой ценовой категории как раз и укладываются в заданные рамки. Почему все же нередко мощность у четырёхканальных усилителей за эти рамки выходит? Прежде всего потому, что эта же мощность будет использоваться для сабвуфера. А каналы в 99% случаев делаются одинаковыми. Так возникает второй вопрос: как предполагается усилитель использовать. Если 4-канальный аппарат в системе один, то он либо работает двумя каналами на фронт, а два оставшихся подключаются мостом к сабвуферу, либо (реже) «качает» фронт и тыл, а о сабвуфере заботится отдельный агрегат, двухканальный или моноблок. Прочие варианты - скорее исключения. Исходя из наиболее распространённой практики, в некоторых моделях усилителей каждая пара каналов снабжена лишь фильтрами одного типа - ВЧ (HP) или НЧ (LP). Для таких усилителей второй вариант использования отпадает, если, конечно, не прибегать к помощи внешнего кроссовера, который сегодня все чаще оказывается встроенным в головное устройство. В общем случае упрощённое «фильтровое обеспечение», конечно, недостаток, но при использовании в варианте «фронт - сабвуфер» это всего лишь отсутствие избыточности. Малая (но гордая) часть четырёхканальных усилителей используется в варианте би-ампинга (который у нас называют поканальным включением), когда отдельные каналы работают с мидбасом и твитером. Тут уже к фильтрам предъявляются самые строгие требования: они должны допускать установку частоты среза до значения 5 - 7 кГц, плюс неплохо бы иметь возможность организовать в одной паре каналов полосовой фильтр с такой же верхней границей фильтра НЧ. Такие усилители можно считать своего рода элитой, не забывая, впрочем, что в огромном большинстве случаев расширенные возможности фильтров полностью использованы не будут, а денег они стоят. Чтобы созрел третий вопрос, надо как минимум располагать головным устройством. Впрочем, в этом требовании нет ничего экстраординарного - мало кто начинает присматривать усилитель до покупки «головы», обычно бывает наоборот или одновременно. Короче, вопрос третий - это выбор способа подключения. Если в «голове» три пары выходов, то вопрос решается просто и изящно, и лишь в случае би-ампинга понадобится пара кабелей разветвителей или «тройников» RCA. Однако, как известно, даже очень приличного качества CD-ресиверы часто снабжаются лишь двумя парами выходов - фронта и тыла. В этом случае выход для подключения сабвуфера можно получить разными способами. Проще всего, если такая возможность предусмотрена в головном устройстве: выход REAR преобразуется в нефейдерный (сабвуферный) - и дело с концом. В некоторых усилителях встречается (правда, реже, чем хотелось бы) опция parallel и соответствующий переключатель. Это то же самое, но на стороне усилителя. Если же таких возможностей ни в «голове», ни в усилителе не предусмотрено, тут уже не обойтись без разветвителей, если тылы тоже будут озвучены. Самая тяжёлая клиническая ситуация - с подключением «голов» с единственной парой выходов. Нефейдерный выход тут уже никак не получить. Относительно недорогого и изящного решения можно достичь с помощью эквалайзера-разветвителя размера 0,5 DIN, у многих из них есть и сабвуферные выходы, и фронт с тылом, и все под рукой. А вообще, если вы заранее нацелены на развитую аудиосистему, лучше не покупать головные устройства с одной парой выходов. Линейные выходы в четырёхканальном усилителе желательны, но не в такой степени, как, скажем, в двухканальниках. И лишь в случае поканального подключения двух (и более) усилителей их присутствие становится действительно важным. Басовый регулятор («буст») - не роскошь, а в силу специфического спектра шумов в салоне очень полезная вещь. Естественно, «буст» нужен в тех каналах усилителя, которые предполагается нагрузить сабвуфером. То есть если пары каналов неравноценны, то он должен быть там, где предусмотрен фильтр НЧ. И последний по порядку (но не по важности) вопрос - как усилитель будет звучать. Строго говоря, сам по себе он не звучит никак, звучание приобретает характер только у содружества усилителя с акустикой и акустическими кабелями. Для подавляющего большинства усилителей можно подобрать как акустику, с которой он хорошо «споётся», так и такую, которая сделает очевидными (и ушеслышными) недостатки аппарата. Поэтому мы при тестировании избегаем прямой оценки качества звучания усилителей. Что же касается технических характеристик, то большинство из них существенно связаны с качеством звучания. Например, слишком низкое значение переходного затухания может оказать негативное влияние на построение звуковой сцены. Не надо забывать, что переходное затухание мы (в соответствии с существующими нормами) измеряем на частоте 1 кГц, а, к примеру, на 4 кГц разделение каналов будет примерно на 12 дБ хуже. Теперь предположим, что усилитель при работе на нагрузку емкостного характера склонен к генерации высокочастотных колебаний. Поскольку при использовании пассивных кроссоверов участки с емкостным импедансом скорее правило, чем исключение, это будет означать, что на определённых частотах возникнет эксцесс тока потребления и одновременно может появиться окрашенность звучания. И так далее, вопрос о связи измеряемого и слышимого огромен, ему, например, в свое время был посвящен полуторачасовой доклад Джона Аткинсона на заседании общества инженеров-акустиков AES, где эксперт журнала «Stereophile» обобщил опыт прослушивания и измерения компонентов за десять лет. Увлекательное чтение, но сейчас перед нами другие задачи. Усилителей много, и неудобно заставлять их ждать...
|
|||||||||||
АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"