КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ПОСЛУШАЕМ Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2003  

Из Флоренции в Москву с ритм-энд-блюзом в сердце

АЛЬБОМ «HEART of Rhythm'n'Blues» был создан почти случайно. Разговаривая с Марком Линчетто, владельцем студии Velut Luna, я как-то упомянул, что в его студии рождаются великолепные диски с классической, камерной и «старой» джазовой музыкой, но никогда для аудиофильской записи не выбирается более живой, энергичный, заводной жанр. Разве он меньше заслуживает того, чтобы стать шедевром современной звукозаписи? Марк тогда ничего не ответил, но через неделю представил мне Витторио Маттеуччи и его группу US Band. Они и исполнили все произведения, записанные на этом альбоме, от начала и до конца.

И тогда, раз уж речь идёт о студии, расположение музыкантов и подробности процесса были как на ладони, оставалось немного - реализовать мою давнюю мечту записать технические дорожки для идентификации звуковой сцены и нюансов звучания инструментов в условиях живой записи и зафиксировать происходящее на снимках.

После выхода в Италии диск «Heart of Rhythm'n'Blues», в том числе благодаря техническим дорожкам и фотографиям, сделанным в студии, стал очень популярен. И, узнав от Андрея Елютина о предстоящем вскоре выходе юбилейного, 50-го номера журнала «АвтоЗвук», издательский дом TechniPress, продюсировавший этот диск, решил сделать подарок издательскому дому «Салон АВ».

«ACS» и «АвтоЗвук» представляют наши страны в EISA - ассоциации, объединяющей лучшие в Европе аудиожурналы. Благодаря сотрудничеству членов EISA уникальный проект «Heart of Rhythm'n'Blues» станет достоянием не только итальянских, но и российских аудиофилов.

Ведь где бы вы ни были, на трёх холмах Флоренции, в плотном трафике Москвы или Рима или среди каналов Санкт-Петербурга, самое главное - это музыка, сопровождающая путешествие. Приятного прослушивания!

Рокко Патриарка
Главный редактор журнала «ACS» («Auido Car Stereo»), Италия

Ритм-энд-блюз для аудиофилов

«Heart of Rhythm'n'Blues»: музыкальный проект издательства TechniPress

Почему аудифильские диски - это обязательно классическая музыка или джаз? Разве сердце аудиофила не может быть наполнено бессмертными композициями в стиле Rhythm'n' Blues?.. Поскольку никто раньше такого не делал, мы всерьез увлеклись работой и попытались самым точным образом воссоздать звуковую сцену и атмосферу зала на примере традиционного R&B в исполнении великолепных итальянских музыкантов. Это нам, кажется, удалось...

ДИСК, НЕСОМНЕННО, ЯВЛЯЕТСЯ вызовом. Вызовом, который звуковое событие - богатое, захватывающее, мастерски исполненное слаженным и сыгранным ансамблем во главе с непредсказуемым, мощным и взрывным Витторио Маттеуччи, бросает всем желающим принять участие в этом действе настолько, насколько это может позволить современная техника. Испытание трудное, учитывая сложность живой записи, и еще более оно усложняется особенностями музыкального жанра, соединяющего электрические и акустические инструменты. Одним из немногих мест, которые мы сочли подходящим для записи нашего проекта, стал великолепный зал «Аудиториум» в городе Кьюппано в провинции Виченца.

Для нашего проекта были использованы наиболее прямые, трудные в осуществлении способы записи. Пройдя фазу «on stage», мы оказались во власти цифры, да так больше из-под нее и не вышли. Самые современные средства были направлены на достижение главной цели: избегать всего, что могли бы каким-то образом исказить ценнейший сигнал, пойманный микрофонами. Звукорежиссер проекта Марко Линчетто, тонкий ценитель красоты «реального» звука, остроумно и умело перенес живую музыку на этот диск и получил результат, которым он может по праву гордиться.

Участники ансамбля US Band тоже приняли вызов и азартно включились в реализацию нашего замысла, отдавая себе отчет в железной решимости составителей сборника не производить купюр и наложений, чтобы сохранить самобытность события «live». Группа внесла в исполнение решающий вклад: бьющееся сердце необузданной музыкальной страсти и сыгранность. Если честно - редкую для современных итальянских исполнителей. Именно взаимопонимание музыкантов и солистов, без которого даже самая современная техника оказывается блестящей, но стерильной, безжизненной скорлупой, сделало возможным осуществление нашей затеи.

О МУЗЫКАНТАХ:

Витторио Маттеуччи

Критичный и независимый дух уроженца Ливорно в сочетании с доброй дозой венецианского реализма могут стать убийственной смесью для человека из артистической среды. Давно покинув родной город, Витторио не утратил ни своего ливорнийского акцента, ни типичного для обитателей тех мест остроумия, обогатив его взвешенной и целенаправленной активностью венецианцев. В этом, наверное, секрет разносторонности Витторио. В театре он автор, актер и певец на сцене рядом с US Band, вместе с которой прошел многолетний путь. Он шут и гений, ориентир для музыкантов, солист с голосом увлекающим, порой неистовым, интенсивным и страстным, какой бывает только у тех, кто сочетает работу актера и певца.

Удивляться нечему: Витторио был автором, певцом и актером с самого начала, когда он сыграл главную роль и как актер, и как автор музыкальной части в «Мнимом больном» и в «American Pictures» (представленных, в том числе, перед самой необычной аудиторией в Италии - заключенными тюрьмы особого режима Порто-Адзурро), а также в спектаклях «Сколько стоит железо», «Загадка букета роз» и «В бездну Чикаго».

Как личность разносторонняя, он сумел сработаться со студией Диснея для исполнения по-итальянски музыкальных фрагментов нескольких наиболее знаменитых мультфильмов последних лет («Мулан», «Геркулес»), где его талант актера и музыканта раскрылся с новой стороны. Он сыграл главные роли в многочисленных театральных постановках и сумел в каждую из них привнести свой гасконско-студенческий темперамент в сочетании с профессионализмом, от которого иногда немеешь.

За музыкальной деятельностью в US Band (в которой он является постоянным певцом-солистом, участвуя во всей музыкальной и телевизионной деятельности) последовала работа на ТВ и участие в мероприятиях, вызвавших мощный резонанс. Например, вечер памяти Лучо Баттисти в прямой трансляции с Капитолийской площади в качестве хориста «Demo Band» Демо Морселли (1998), а в 1999-м - проект Филиппо Баудо «Песня века», завершившийся сольным участием (опять вместе с Демо) в двух выпусках «Шоу Маурицио Костанцо».

Но это еще не все. Буквально на следующий день после завершения записи этого диска Витторио вошел в итальянский состав «Notre Dame de Paris», произведения голливудских масштабов на музыку Риккардо Коччанте, завоевавшего громадный международный успех. В первой итальянской постановке Витторио исполняет труднейшую роль Фролло и вновь демонстрирует свой талант певца и актера.

Марко Страно

Разносторонний саксофонист, получивший образование международного уровня, Марко Страно может похвастаться сотрудничеством с блестящими художниками, среди которых - Клаудио Фазоли, Франко Д'Андреа, Фурио ди Кастри. Кенни Уилер и другие. Активно работает как в формате «live» (с группой Summertime и с Marco Strano Ensemble), так и на телевидении (Roxy Bar, Festivalbar, «Ваши дела», Рождественский концерт в Ватикане), так и в грамзаписи, где он записан в составе многих дисков и имеет два сольных CD: «Caleidoscopio» (1997) и «Detour» (2000), оба под маркой Velut Luna.

Паола Казула

Паола Казула в этом проекте делает почти невозможное, сочетая вокал с работой финансового консультанта. Имея классическую подготовку меццо-сопрано, благодаря которой она отлично выступает на конкурсах оперных певцов, она характерно и непринужденно выступает в самых разных жанрах, среди которых - Gospel (с группой Summertime), Rhythm'n'Blues и традиционная итальянская эстрадная музыка. Паола приняла участие в обоих CD Марко Страно в качестве солистки, а во втором выступила и как соавтор нескольких композиций.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ

Записывая этот диск, специалисты TechniPress и Audiorecords стремились добиться максимального вовлечения слушателя в атмосферу звука. Немалая роль в успехе этого замысла принадлежит сыгранному, полному энергии и исключительно открытому к диалогу ансамблю.

Специальная техника прямой микрофонной записи использовалась для максимального выделения особенностей звучания ансамбля в максимально возможном оригинальном виде, а также для сохранения особенностей саундстейджа и звуковой картины.

Великолепная акустика «Аудиториума» городка Киппьяно (конструкции, как бы созданной для звука, которую неплохо бы «клонировать» в тысячах других мест по всей Италии) гарантировал отсутствие артефактов и необходимости в «искусственных добавках» к звуку, записанному «live in session». Впрочем, об этом более подробно говорит Марко Линчетто в техническом комментарии.

Непосредственно акустически записывались все инструменты, кроме электронных клавишных, баса и гитары. Эти инструменты звучали через свои комбики на сцене, звук которых потом записывался и переводился в цифровую форму.

С точки зрения звуковой картины мы хотели добиться от Hi-Fi-системы точной локализации инструментов и передачи размера сцены. Именно поэтому ниже приводится как схема расположения музыкантов (для баса и гитары - комбо-усилителей), так и их фотографии во время записи.

Записанный материал оказался исключительно интересен, и мне не давала покоя идея добавить к двенадцати музыкальным произведениям, входившим в оригинальный проект, несколько действительно специальных технических треков.

И по договоренности с Витторио, музыкантами и Марко Линчетто я предложил записать технические дорожки в отдельно в полном составе ансамбля, по группам инструментов, и инструменты по отдельности, чтобы можно было более точно оценить работу воспроизводящего тракта.

Один фрагмент музыканты исполнили все вместе (tutti). Он разделен на две строфы с несколько различающимся ключом звучания и фиксирует положение инструментов, а также взаимодействие между собой нескольких источников звука в акустически контролируемом, но свободном от публики помещении. Это исполнение тестового фрагмента приведено на первой из технических дорожек (трек 13). Затем все музыканты по очереди целиком исполнили свои партии (дорожки 14 - 21), иногда с очень курьезными поворотами, как, например, финал после долгой паузы, сыгранное сначала всей духовой секцией (дорожка 15), а затем духовыми по отдельности (дорожки 16 - 18).

Дорожки, на которых инструменты звучат по отдельности, подчеркну, были повторно исполнены и записаны, а не извлечены из многодорожечной записи всего ансамбля. Музыканты при этом оставались точно на тех же местах, что и при исполнении всем составом. Эти записи позволяют точно установить «происхождение» звука отдельного инструмента и сравнить влияние помещения, значительно более заметное на tutti. Следующие два трека, не имеющие отношения к предыдущей композиции, исполнены ударными соло (дорожка 22) и парой бас - ударные (дорожка 23). Помимо выявления отдельных элементов звучания инструмента, это полезно для оценки записи ударных, сделанной для этого проекта по специальной технологии с применением акустической клетки - новейшей разработки, предоставленной фирмой Suono Vivo из Рубано. Акустическая клетка (также называемая «оркестровой камерой») - система звуковых экранов, внутрь которой были помещены при записи ударные для возможной коррекции их вклада в общую звуковую картину.

Дорожка 24 записана не так, как все предыдущие. Здесь секция духовых располагается перед слушателем: тромбон слева, труба по центру, а саксофон - справа. Напомним (хотя, наверное, этого и не требуется), что локализация при воспроизведении является результатом микрофонной записи, а не действий на панорамном микшере. Тромбон и саксофон находятся не по краям звуковой сцены, а ближе к центру. На их звучание оказывает влияние естественная акустика помещения.

Последний трек (25) - это соло, или, если угодно, «дуэль» двух саксофонистов (Марко Страно и Джованни Бигарелла), вступающих в динамичную «перепалку». Этот фрагмент впервые звучит на дорожке 8 (отметка времени 3:55), к которой вы можете вернуться, чтобы услышать его в музыкальном контексте. Саксофоны располагаются справа и слева от центра звуковой сцены, и здесь также их положение определяется микрофонной записью.

Марко ЛИНЧЕТТО, Velut Luna
ТЕХНИКА ЗАПИСИ

При записи на CD музыки в исполнении электрических инструментов с ритмическим аккомпанементом ударных возникают совсем иные проблемы, чем при записи струнного квартета или небольшой барочной группы. Это на первый взгляд тривиальное утверждение, и все же в среде аудиофилов существует убеждение, что возможность пуристского подхода к записи применима и к этому типу музыки. Лично я согласен с этим утверждением лишь отчасти.

Объясню: я убеждён, что есть полный смысл записывать в формате «simil live». То есть когда музыканты играют все вместе в реальном пространстве зала, а не по одному в асептической студии. Однако для меня немыслимо даже предположение о возможности установки перед этой стеной неистового звука пары микрофонов в конфигурации стерео и после этого надеяться получить что-то, хоть сколько-нибудь отличное от расплывчатой магмы перемешанных звуков.

Именно такой подход к записи этого проекта музыки soul и rhythm'n'blues привел меня к необходимости документировать этот исключительно сложный эксперимент с учетом требований аудитории, внимательной к скрытым деталям работы звукорежиссёра.

Эта запись по договоренности с музыкантами делалась в концертном зале без публики, что-то вроде «live» в студии. И делали мы её следующим образом.

В группу входили электрическая гитара (на сцене крайняя справа), бас-гитара (в центре перед ударными) и ударные (в центре). Ударные были закрыты полуоткрытой клеткой из акриловых панелей, которая позволяла звуку распространяться по всему фронту от правого до левого края, но при этом не слишком забивать остальные инструменты. Электронные клавишные располагались слева от центра сцены, секция духовых, состоящая из тромбона, трубы и саксофона, - правее от центра, солирующие вокалисты (один или два) находились в центре, слегка выдвинувшись вперед, бэк-вокал (два голоса) непосредственно рядом с солистами - слегка отодвинуты назад, солирующие саксофон и труба - слева от центра, слегка отодвинуты назад относительно солирующего голоса.

Запись производилась в одном и том же физическом пространстве, но в три последовательных приема, чтобы обеспечить максимальный контроль баланса, особенно в отношении голосов. В музыке этого типа при живом исполнении голоса обязательно усиливаются, чтобы правильно сбалансировать их с несопоставимо более сильным уровнем звука инструментальной основы. При записи существуют два способа решить эту проблему: при одном из них солист поет одновременно с музыкантами, но в отдельном акустически изолированном помещении. При втором солист поет в том же помещении, то есть используя то же акустическое пространство, но во вторую очередь. Я выбрал последнее решение, которое показалось мне более соответствующим цели достижения реализма исполнения. Кроме того, этот подход позволил нам использовать естественную акустику зала, и нам не пришлось воссоздавать отклик помещения искусственно, как это обычно происходит, если запись голоса производится в отдельном пространстве, лишенном естественного отражения.

Давайте перейдем к описанию использованной системы. Для обработки использовался формат 24 бита/48 кГц по 24 отдельным трекам с преобразователями AD Prism Sound ADA 8, соединенными с тремя записывающими устройствами Tascam DA 78. Премикс для прослушивания и наложение на месте производились при помощи нового цифрового микшера Tascam DM 24. Предусиление микрофонов было выполнено on stage тремя микрофонными предусилителями Milennia Media HV-3D (по восемь каналов каждый), которые подключались к микрофонам кабелями Van Den Hul, Thender и Dromos длиной, не превышающей 7 метров. И, наконец, сами микрофоны:

Главные - 3 x Schoeps MK 2s
Ударные - 2 x B&K 4004 над ударной установкой и 3 x AKG C 414 ULS в режиме кардиоиды на большом барабане и рабочих барабанах
Бас - 1 x Schoeps MK 2h перед усилителем
Гитара - 1 x Schoeps MK 2h перед усилителем
Клавишные - стереолиния с предусилением Milennia
Секция духовых - 3 x Sennheiser MKH 40
Голоса - 2 x Neumann U 87ai (кардиоида) + 2 x Schoeps MK 2s A-B
Бэк-вокал - 2 x Neumann U 87ai (кардиоида) + 2 x Schoeps MK 2s A-B
Саксофон и труба соло - 2 x Neumann U 87ai (кардиоида).

В качестве вспомогательного устройства был использован сетевой кондиционер Dromos SPD 6.

Мониторинг на сцене шел через наушники Beyer Dynamic DT 931/Sennheiser HD 580/Grado SR 325 Prestige, подключенные к бестрансформаторному ламповому усилителю, созданному Риккардо Чеолином по техническому заданию Velut Luna.

Конечные акустические мониторы Spendor 5 100, предварительный усилитель Audia Flight и оконечный Audia Flight 100, подключённый по схеме bi-wiring кабелем MIT CVT 770.

Исключительно деликатный этап микширования был выполнен мною вместе с Маттео Коста в его студии сведения на рабочей станции Sadie Artemis II. Мастер-диск был изготовлен Марко Лаккини в миланской студии Audiomaster при помощи автора этих строк на рабочей станции Sonic Solution USP. А микширование и изготовление мастер-диска 5.1 для многоканальной версии DTS (она готовится к выпуску) были полностью выполнены Маттео Коста на SADiE ARTEMIS II.

Хочу подчеркнуть, что сигнал после выхода предусилителей Milennia на АЦП Prism Sound, больше не выходил из 24-битового формата, и каждый цифровой переход из одной системы в другую выполнялся с контролем джиттера при помощи генератора синхронизирующих импульсов Lucid, обеспечивающего точность в 0,00005%. Небольшие корректировки баланса в цифровой форме - единственные исправления, внесенные в оригинальный сигнал на фазе изготовления мастер-диска. Фоновый шум, который иногда слышится, вызван шипением ламповых усилителей гитары и электрического баса. Комбик бас-гитары еще и немного жужжал, но таков был выбор музыкантов. Надеюсь, вам это не помешает...

Vittorio Matteucci & US Band
Heart of Rhythm'n'Blues

01 - Medley: Soul man / Hold on I'm coming / Living in America 7'21" (I.Hayes / D.Porter - J.Brown)
02 - I wish 3'59" (S.Wonder)
03 - Think 3'12" (A.Franklin / T.White)
04 - Papa's got a brand new bag 3'24" (J.Brown)
05 - A natural woman (You make me feel like) 3'59" (G.Goffin / B.B.King / J.Wexler)
06 - Kiss 3'44" (Prince)
07 - Respect 3'00" (O.Redding)
08 - Medley: Satisfaction / I got you 5'16" (M.Jagger / K.Richards - J.Brown / Wright)
09 - Knock on wood 4'10" (S.Cropper / K.Floyd)
10 - When a man loves a woman 3'49" (Lewis / Wright)
11 - Shake a tail feather 2'57" (A.Williams / O.Hayes / V.Rice)
12 - So sad 5'53" (V.Matteucci / M.Strano)

Технические дорожки

13 - Полный состав 0'27"
14 - Партия гитары 0'27"
15 - Партия духовых 0'28"
16 - Партия саксофона 0'27"
17 - Партия трубы 0'28"
18 - Партия тромбона 0'28"
19 - Партия ударных 0'28"
20 - Партия бас-гитары 0'27"
21 - Партия клавишных 0'27"
22 - Ударные 2'02"
23 - Бас-гитара и ударные 0'59"
24 - Три духовых 0'42"
25 - Два саксофона 0'56"

Рубрики • ПОСЛУШАЕМ Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования