КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2003  

ГАСИМ СВЕТ...

ПОТОЛОЧНЫЕ МОНИТОРЫ • Цена от 499 у.е.

Олег ЛИХНИК

... и смотрим кино. Только не в кинозале и не в комнате, а в автомобиле. И, что интересно и характерно только для автомобильной видеотехники: и свет, и кино производятся одним и тем же устройством. Так уж устроен сложившийся на сегодня стереотип потолочного монитора.

ЭТОТ СТЕРЕОТИП СЛОЖИЛСЯ. А ДРУГОЙ - существенно изменился. Телевидение и видео в машине сперва перешли из категории причуд в категорию роскоши. А потом и ее покинули. Суммарная стоимость видеосистемы приличного качества в машине сопоставима со стоимостью аудиосистемы, причем довольно несложной. С той разницей, что в современном автомобиле аудиосистема, пусть примитивная, «голова» - динамики, все же есть от рождения. А штатное видео возникает одновременно с седьмым и восьмым цилиндрами двигателя. В этом случае экран, как правило, появляется в приборной панели и снабжается устройством, блокирующим вывод видеосигнала при движении экипажа. (То, что эти устройства у нас предпочитают найти и отключить, объясняется традиционным российским фатализмом.)

Мониторы, предназначенные для установки на потолок салона, от таких блокировок свободны, они - не для водителя, их расположение выводит рулевого из зрительного зала. Конечно, как и любой свободный гражданин, он может переместиться на заднее сиденье, но в этом случае он уже перестаёт быть водителем, поэтому права у него те же, что у всех.

Появление мониторов (и даже телевизоров) потолочного крепления стало возможным только благодаря широкому распространению жидкокристаллических дисплеев (ЖКД, или LCD в английской аббревиатуре). Качественные показатели этой техники неуклонно растут, цены снижаются, ЖК-дисплеи, как уже было сказано, перестали быть эксклюзивом, что и позволило нам впервые предложить вашему вниманию групповой тест этого вида аппаратуры.

О качественных характеристиках мониторов мы ещё поговорим, а сейчас, наверное, самое время рассказать (или напомнить, кому как) о принципе действия этих простых по идее, но очень непростых в реализации устройств. Жидкий кристалл - это действительно жидкость, которая под влиянием приложенного к ней напряжения приобретает упорядоченную (кристаллическую) структуру и, как многие кристаллы, способность пропускать лучи света с определённым направлением поляризации. Теперь представим себе, что две ячейки с ЖК расположены одна над другой, обычно одну из них называют поляризатором, вторую анализатором. Когда плоскости поляризации перпендикулярны, такая светоклапанная ячейка не пропустит падающий на него свет, поверхность останется непрозрачной. Когда плоскости поляризации совпадают, падающий свет пройдёт насквозь и достигнет «донышка», которое в таких индикаторах делается чёрным. Когда вы видите на ЖК-дисплее цифру, это значит, что перед вами дно нескольких расположенных предумышленным образом ячеек. Сопротивление ячейки очень высокое, ее свойства изменяются под воздействием напряжения, а тока она почти не потребляет, поэтому-то часы и калькуляторы работают от одной батарейки годами.

Чтобы получить светящийся дисплей, надо заставить работать его не в отражённом, а в проходящем свете, расположив с обратной стороны источник, только в этом случае тёмными останутся уже «перекрытые» ячейки, а открытые пропустят свет находящегося за ними источника. Чтобы получить цветной дисплей, нужно взять утроенное количество ячеек и в каждой из них расположить светофильтр одного из базовых цветов: красного (R), зелёного (G) или синего (B). Для тыловой подсветки обычно используют люминесцентную лампу с холодным катодом - у неё относительно «правильный» спектр и минимальное потребление энергии. Видите, как просто? Это в принципе. А на практике...

Начнём с того, что, в отличие от алфавитно-цифрового ЖК-индикатора, активная поверхность дисплея (та, что приходится на ячейки) должна занимать максимум площади. Девяносто процентов это минимум, и то для дисплеев устаревшей конструкции. Лучше, если девяносто пять, и вообще - кто больше? Но тут возникает технологическая проблема: по перегородкам между ячейками, занимающими меньше 5% его площади, надо провести проводники, да внахлёст, чтобы строки и столбцы нигде не замыкались, иначе невозможно будет «адресовать» данную ячейку. Но этого мало. Чтобы выход из строя одной ячейки не приводил к «пропаданию» сразу строки и столбца, в каждой из них должен стоять свой коммутатор - транзистор. Куда ставить? А туда же, в ячейку, только транзисторы необходимы прозрачные, тонкоплёночные. Известная аббревиатура TFT как раз и означает Thin Film Transistor - тонкоплёночный транзистор. А есть ещё светофильтры... В общем, изготовление активного ЖК-дисплея - триумф микроэлектроники и сверхточных технологий.

Правда, ни одна технология не позволяет избавиться от принципиальных недостатков LCD. Можно минимизировать, но не избавиться совсем. Начнём с самого главного - направленности. Какими бы тонкими ни были составляющие «сэндвича», всё равно свет от лампы проходит через «колодец», образованный стенками ячейки. Сделать слои совсем тонкими мешает не только технология, пострадает способность ячейки перекрывать световой поток (и без того не безграничная), то есть уменьшится контрастность. Существуют ещё температурные ограничения. При низкой температуре подвижность ЖК нарушается, он не успевает за видеосигналом, отчего страдает чёткость изображения. При высокой температуре, наоборот, подвижность кристаллической решётки увеличивается, она не столь чётко модулирует луч, и ухудшается контрастность изображения. Поэтому большинство изготовителей указывает рабочий температурный диапазон, чаще всего это от -10 до +50 или от 0 до +60 градусов. В этом диапазоне специфицируется и контрастность (типичное значение 150:1). А потому наши измерения при комнатной температуре стабильно дают более высокий результат. Можно считать, что такая температура и является оптимальной для ЖК-дисплеев. Лишний довод в пользу машины с кондиционером.

И ещё о спецификациях. Многие производители ЖК-мониторов указывают полное количество пикселей, другие же дают значение «белых» ячеек, то есть групп из трех цветных пикселей. В первом случае для дисплея будет приведено значение 1440 х 234, во втором случае тот же дисплей будет характеризоваться показателем 480 х 234. Для единообразия мы в таблице будем приводить количество пикселей «по белому», как это делают в компьютерной технике. Диагональ любых дисплеев, экранов и кинескопов традиционно принято указывать в дюймах, и это не лишено удобства, когда экран 25 дюймов, а следующий типоразмер - 29. Совсем не так практично, когда размеры экранов толкаются в области 6 - 7 дюймов, сплошные дроби. Поэтому мы в таблице даём два значения диагонали: в традиционных единицах по спецификации изготовителя и в более мелких, но естественных для ЖКД метрических - «по жизни». Кстати, существует авторитетное мнение (моё, что уж там), что эмоциональное воздействие картинки пропорционально площади экрана, в пределах разумных ограничений. А площадь широкого (16 х 9) дисплея с диагональю 7 дюймов практически равна площади дисплея обычного формата (4:3) с диагональю 6,5 дюйма (три процента погоды не делают). Поэтому две трети сегодняшних одноклассников совершенно эквивалентны по площади экрана, и их сравнение между собой более чем правомерно. Геометрические искажения, как известно, для ЖК-дисплеев не характерны, у них нет «сведения-несведения», благодаря жестко заданной решетке пикселей круг всегда выглядит круглым, а прямые линии такими и остаются. Исключение составляют режимы «растяжки» изображения на дисплеях широкого формата. Так они и были предназначены для того, чтобы заполнить экран картинкой с соотношением сторон 4:3, сознательно жертвуя геометрией. Поэтому на геометрии в дальнейшем останавливаться не станем, за исключением вышеупомянутых «растянутых» режимов.

Теперь о звуке. Каким он должен быть? Профессиональные мониторы, к примеру, вообще не рассчитаны на воспроизведение звука - там его подадут, куда необходимо, и воспроизведут с тем качеством, которое потребуется. Большие панели (та же плазма) тоже могут быть «молчаливыми» - им всё равно не воспроизвести звук с качеством, адекватным изображению. Что же касается «наших» мониторов, то они обязаны быть самодостаточными, потому хотя бы, что в ряде случаев они будут существовать независимо от основной аудиосистемы. Поэтому почти все потолочные мониторы снабжаются модулятором и инфракрасным передатчиком для работы с беспроводными наушниками. Кстати, бытующее мнение, что «уши» должны быть того же брэнда, что и монитор, мягко говоря, не совсем верно. Почти все они работают на частоте 2,3 и 2,8 МГц (левое и правое «ухо» соответственно) и взаимозаменяемы. Проверено. Конечно, ИК-наушники страшновато воспроизводят верх, во многих случаях появляются посторонние шумы, «звон» и паразитная модуляция, не хай-энд, даже совсем. Поэтому для монитора хорошего качества крайне желательно присутствие выходов на проводные наушники. Нужен ли AV-выход? Для серьёзного монитора - да, поскольку, как уже было говорено, больше одного монитора это нормально, и последовательно их соединить проще. Точно так же количество AV-входов должно быть больше одного, при этом двух уже достаточно, многие мониторы имеют возможность для подключения телевизионного тюнера по своей шине, минуя AV-входы.

Итак, требования к интерфейсу мы сформулировали. Теперь о функциональной оснащённости. Что должен уметь монитор? Управляться с тюнером, желательно с помощью того же пульта ДУ. Воспроизводить видеосигнал с кодировкой цветности в системах PAL и NTSC. В NTSC, знаете ли, новинки появляются раньше, и потом, в наши дни думать о том, в какой системе записан фильм, уже как-то несовременно. Широкоформатные дисплеи по определению имеют более высокую оснащённость, чем обычные, поскольку позволяют без искажений показывать фильмы, записанные в любом формате. Но, разумеется, в «строгом» 4:3 (то есть без «растяжки» изображения) картинка будет занимать не всю ширину экрана, так что разрешающая способность понизится. Ну, и конечно, ИК-передатчик, это не роскошь, а необходимость.

По поводу измерений хотелось бы отметить, что на этот раз мы решили промерить и звуковой тракт, там, где есть выход наушников или линейный. Допуск на частотный диапазон взяли строгий, +0/-1 дБ. Линейный усилитель, как и усилитель наушников, искажений в тракт вносить не должны, и без них есть кому этим заняться. Относительный уровень помех мерили без взвешивающего фильтра, как это принято у телевизионщиков.

Да, чуть не забыл про свет. А то что гасить будем?.. Поскольку потолочные мониторы рассчитаны на установку вместо штатных плафонов освещения салона, все они имеют встроенные светильники. У них, закономерно, есть три режима: включение от дверных концевиков, а также включение и выключение независимо от состояния дверей. Надо только подсоединить три провода, но это дело нехитрое. Так что об этом хватит. В таблице технических характеристик мы решили указать значения тока, который потребляет монитор. Это для ориентира, если будете смотреть кино на стоянке. Ну а у нас стоянка закончилась, пора двигаться дальше...

Farenheit T-6403CM • Aurora SS-7070 • Mobis MTV 6000 Plus • Prology VX-800 • Pioneer AVR-W610 •
Alpine TMX-R680A • МЁД & ДЁГОТЬ

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2003  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования