КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2003  

ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ

ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ • Цена свыше 350 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Impact HQ120.4X
Xetec 4G-600
Fusion FJL-4011
Lightning Audio X1.800.4
Poweramper QA60X
Kicker KX800.4
Dragster DH 1804
Audiobahn A4075HCQ
Phoenix Gold Ti 500.4
Xtant X604

Что получает обладатель четырёхканального усилителя повышенной ценовой категории в обмен на свои, немалые, вообще говоря, инвестиции? Мощность, технические характеристики, хорошего качества фильтры? Да, конечно. Соответствующего уровня звучание? И это тоже. А если проще?

ПРОЩЕ ГОВОРЯ, ОН ПОЛУЧАЕТ ПОЧТИ (БЕЗ ПОЧТИ НЕ ВЫХОдит, кроме совсем уж единичных случаев) гарантированную уверенность, что его приобретение справится с возложенными на него задачами. Утверждение, казалось бы, не бесспорное, но в данном случае оно опирается на реальные факты, добытые в результате нынешнего теста. Как правило, в ходе тестов мы заранее готовимся к сюрпризам, не всегда приятным. Тесты бюджетной техники нередко показывают, что изготовитель, чаще всего сознательно, пошёл на компромиссы, которые позволили разработке занять соответствующую ценовую нишу. Таковы законы рынка, и удивлять это никого не должно. На примере усилителей это бывает особенно хорошо заметно: нередки случаи, когда внешнему декору уделяется больше внимания, чем грамотному функциональному построению, не говоря о схемотехнике.

Те усилители, о которых пойдёт речь сегодня, если строго, относятся не к одной ценовой категории. Скажем, когда каждый канал усиления обходится покупателю в 90 - 110 у.е. - это одно, а когда цена за канал подходит к двум сотням - это уже другое. Но общее у тех и этих одно: производитель был избавлен от необходимости «экономить на спичках», что и не замедлило отразиться на качестве конечного продукта. Если коротко, то во время тестирования не было замечено ни одного серьёзного просчёта по части технических характеристик. И не надо думать, что мы здесь только и мечтаем, как бы обнаружить недоработки изготовителя, чтобы потом злорадно потирать руки, приговаривая: «Ага, вот видите!». Мы не налоговая инспекция, хорошие новости нас радуют. А у потребителя в результате создаются предпосылки для создания того ощущения, что вынесено в заголовок.

Ну а теперь чуть ближе к делу, и поконкретней. Каждый, кто «в теме», несомненно, знает, что у четырёхканальных усилителей два основных (есть и не основные) варианта использования. Первый - работа с акустикой фронта и тыла и второй - когда усилитель «качает» фронт и сабвуфер. Этот, по статистике, совсем основной. Главный. Чтобы усилитель мог работать в «главном» режиме, одна пара каналов (сабвуфер) используется с фильтром НЧ (LP), во второй почти всегда необходимо включить фильтр ВЧ (HP).

В варианте «фронт - тыл» желательно присутствие фильтров ВЧ во всех четырёх каналах, усилители рассматриваемой ценовой категории подразумевают наличие сабвуфера, пусть и со своим отдельным усилителем. Тогда становится ясно, что если две пары каналов разделены по функциям, то есть в одной из них можно включить только ФВЧ, а в другой - только ФНЧ, то усилитель ориентирован только на вариант «фронт - сабвуфер». В общем случае это не криминал, просто при покупке каждый должен определиться, что ему надо. Однако в усилителях этих ценовых категорий экономить на фильтрах уже не совсем этично, поэтому в таких (нечастых) случаях мы снижали оценку в графе «Оснащённость». Конечно, для основных случаев применения диапазона регулирования фильтров от 30 до 200 Гц более чем достаточно, но... А ну как вам захочется подключить би-ампингом бас (стерео) к одной паре каналов, а к другой - комбинацию из среднечастотника и твитера? Имеете право, за свои деньги. Короче, более широкий диапазон регулировок фильтров мы, как всегда, приветствуем. Естественно, при работе с сабвуфером басовый «буст» - не роскошь, а привычная и полезная опция. По основным вариантам использования как будто всё. Дополнительный вариант применения, своего рода «блюдо для гурманов» - это работа с трёхполосной акустикой «по частям». Для этого требуется ещё более широкий диапазон регулирования фильтров, примерно до 5 кГц, причём желательно в одной паре каналов обеспечить включение полосового фильтра (BP). «Гурманов», понятно, немного, так что из десяти участников теста лишь два оказались способны удовлетворить их запросы, они и получили наивысшую оценку в номинации «Оснащённость».

Возможность для четырёхканального усилителя работать с одной пары входов - штука полезная, хотя и не обязательная. Ведь здесь так: если уж получилось, что у головного устройства всего одна пара выходов (а такие головы для усилителей из сегодняшней подборки мы настойчиво не рекомендуем), то разветвить сигнал на две пары на входе усилителя - пара пустяков. В то же время при двух парах выходов головы ценой еще одного кабеля-межблочника достигается возможность регулировки относительного уровня между фронтом и сабвуфером (или фронтом и тылом), а это не только полезно, но и увлекательно.

Линейные выходы для четырёхканальника на первый (и на второй) взгляд тоже не входят в перечень совершенно необходимого, усилитель такого типа очень часто оказывается в системе единственным.

Подавляющее большинство сегодняшних одноклассников, как и любых автомобильных усилителей, имеет стандартные ограничения на импеданс нагрузки. Это значит, что в режиме стерео они могут работать с нагрузкой не ниже 2 Ом, а в мостовом включении - не ниже 4 Ом. О тех случаях, когда усилители позволяют работать с более низким импедансом, будет сказано в технической части теста.

Теперь о технических характеристиках. Начнём с чувствительности. Это то значение входного напряжения (RMS, конечно, другого не держим), при котором усилитель развивает максимальную мощность. Как показывает практический опыт установщиков, вовсе не обязательно (даже наоборот) выбирать чувствительность, равную максимальному выходному уровню головного устройства. Скажем, на нормальном CD этот максимальный уровень не достигается нигде, даже выход на уровень минус 1 - 2 дБ длится лишь какие-то доли секунды при продолжительности диска, скажем, 60 минут.

Но... Эти «но» ждут нас повсюду, вы должны были уже привыкнуть. Чувствительность соотнесена с максимальной мощностью усилителя, а она у каждого своя. У сегодняшних, например, как правило, довольно высокая. «Силовые резервы» таких аппаратов более чем уместны при работе с сабвуфером, но далеко превосходят возможности подавляющего большинства фронтов. Например, типичные для нынешних участников 150 Вт RMS на канал вызовут в акустике лишь хрипы, удары звуковой катушки и, рано или поздно, выход АС из строя. Это означает, что усилитель никогда не должен выходить на полную амплитуду, а следовательно, возможность загрубления чувствительности до уровня 5 - 6 В не столь бесполезна, как может показаться.

С шумами, кажется, всё ясно: чем их меньше, тем лучше. И хотя принято считать, что относительный уровень шумов должен быть в усилителе не выше, чем у CD-проигрывателя (типичный показатель - 96 дБА), мы с вами понимаем, что в наших усилителях основная шумовая составляющая имеет частоту преобразователя питания. Это уже не шум, а ультразвуковая помеха, которая даже не достигает твитеров, отфильтровываясь акустическим кабелем. Так что возводить этот критерий в абсолют не стоит. Узкое место автомобильных усилителей - это переходное затухание, проще говоря, разделение каналов. Оно у нас заметно хуже, чем у «домоседов», поскольку импульсный блок питания играет роль радиочастотного передатчика, «доставляя» сигнал от одной цепи к другой. Естественно, чем мощнее блок питания, тем более заметна тенденция к ухудшению этого параметра. Интересно, кстати, что в спецификациях сегодняшних одноклассников (большинство из них произведены в Корее) не фигурируют фантастические показатели 85 - 90 дБ, а указаны реальные значения: 50 - 60 дБ.

Значения коэффициента нелинейных искажений, как уже не раз было говорено, для транзисторных усилителей не очень характерны. Но стоит отметить, что у наших тестируемых измеренные значения к.н.и. на двухомной нагрузке стабильно выше, чем на нагрузке 4 Ом. Это означает, что режимы по току выходных каскадов выбраны оптимально, и это косвенно, но достоверно указывает на качество разработки. Чего от сегодняшних участников мы были вправе ожидать, класс обязывает...

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2003  
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования