![]() |
|
|||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||||||||||
|
![]() | |||||||||||||
ГЕРОИ — ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ НАИБОЛЕЕ ДОступной ценовой категории — до 200 у.е. Большинство из них не поражают размерами, скорее наоборот. Эдакие квадратики, 250 — 300 мм и по цене не более полтинника за угол, или, если желаете, за канал усиления. В последний раз, когда мы обращались к этой «касте» четырёхканальных аппаратов (давно, в 2001 году), ценовая граница была установлена на отметке 225 зелёных единиц. Теперь, как видите, пришлось, а лучше сказать — появилась возможность, сместить её вниз. Тенденция налицо: техника широкого применения становится всё доступнее. Становится ли она лучше? В среднем — да, сейчас у целого ряда производителей можно за меньшие, чем раньше, деньги получить и лучший, чем раньше, продукт. И основной вклад в такие хорошие новости вносят не достижения науки и технологии, а современные методы организации производства, именно те, которые приводят в бешенство антиглобалистов. Плоды применения этих методов внимательный читатель заметит в этом тесте не один раз, а один раз заметит даже и совсем невнимательный. Такова жизнь-жестянка: эксперименты и технический авангард в этой категории аппаратуры экономически неуместны, здесь приживаются только проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя конструкторские решения, от отдельных до конструкции целиком, в пакете, так сказать. Разумеется, усилители этой ценовой категории не потрясают показателями выходной мощности, ватты оптом — это не для них. Да, в общем-то, и не для нас. Нормальная компонентная акустика держит 50, максимум — 60 Вт RMS, коаксиальная — и того меньше. Конечно, должен быть запас: усилитель никогда не должен доходить до клиппирования (именно маломощные аппараты наиболее успешно хоронят пищалки). Кроме того, у музыкального сигнала пик-фактор (отношение пиковой мощности к среднеквадратичной, то есть RMS) не меньше двух. Честные 60 — 90 Вт RMS, разумеется, на четырёхомной нагрузке это совсем не 40 — 50 «разводных» ватт у головного устройства, которые на деле оборачиваются мощностью 16 — 20 Вт RMS. Внешние усилители по определению обладают качественно иными возможностями, да и звуковой почерк у них тоже отличается в лучшую сторону. Так что для нормального применения тех мощностей, которыми располагают участники этого теста, будет достаточно. По крайней мере, для работы с фронтом и тылом. Но, как мы знаем, это лишь один вариант использования четырёхканальников, не самый употребительный. Самый — это когда два канала работают с акустикой фронта, а два оставшихся нагружены мостом на сабвуфер. То, что именно такое включение для бюджетных усилителей будет основным и наиболее вероятным, считают и многие производители. Именно для такого использования предназначены аппараты, где в одной паре каналов только фильтры ВЧ (HP), а в другой — только НЧ (LP). Однако чтобы автомобильная аудиосистема имела перспективы развития, лучше, чтобы в усилителе был полный комплект фильтров. Теперь прикинем, какую мощность надо иметь в сабвуферном канале системы, для которой, по всей логике, предназначены «квадратики». Те сабвуферы, что по карману не только владельцам запредельно недешевых авто, допустимой мощностью обладают, по современным понятиям, относительно небольшой, а чувствительностью — наоборот, выше, чем у сверхмощных дорогих головок, которым вряд ли суждено встретиться с менее кусачими по цене усилителями. В таких допущениях мощности 200 Вт будет достаточно. Такую же мощность в мостовом варианте на 4 Ом развивает подавляющее большинство нынепредставленных. Однако в последнее время даже недорогие сабвуферы рассчитываются на компактное оформление, и, как следствие, чувствительность имеют пониженную, природу не обманешь. Тогда получится, что неплохо бы иметь в сабвуферном канале уже не 200, а 300 Вт. Лишь трое могут при мостовом включении удовлетворить это требование, компактные и низкочувствительные сабвуферы не для «квадратиков». До сих пор мы говорили только о «лобовом» применении четырёхканальных усилителей. Но для них напрашивается ещё один вариант подключения, который во всём мире называют би-ампингом, а у нас в ходу собственное словосочетание — «поканальное подключение». Для этого применения недорогие и компактные «квадратики» подходят в наилучшем виде. Сравнительно невысокая мощность здесь не помеха, мидбасы клиппирования не боятся, а в высокочастотном канале его и возникать не должно, там уровень намного ниже. Но в бюджетном классе мало у кого фильтры позволяют установить частоту раздела 3 — 4 кГц и выше, и тем большего уважения заслуживают те, которые всё-таки позволяют. В этом варианте использования особенно желательно, чтобы усилитель мог работать с двумя входами или чтобы у него была пара линейных выходов (вы можете соединить выходы со свободными входами). Итак, полный комплект фильтров, возможность работы с двумя входами или пара линейных выходов и ещё, наверное, плавный басовый регулятор — это то, за что мы ставим поощрительно высокую оценку в номинации «Оснащённость». Входы высокого уровня, подтональный фильтр и дистанционный регулятор усиления опции полезные, но не столь необходимые и на оценку влияют меньше. Кстати, хотелось бы обратить ваш пытливый взгляд на то, что схожие надписи на усилителях — «4/2 input» и «4/3/2 input» — говорят о совершенно разных функциях. Первая (надпись) означает, что четырёхканальный усилитель может работать также и с одной парой входов. Вторая — чтобы использовать усилитель как трёхканальный (два канала включены мостом) или двухканальный (обе пары каналов — мостом) не потребуется разветвитель, а с одного входного гнезда сигнал поступит на оба канала. Ту же функцию иногда выполняют переключатели Stereo/Mono для каждой пары каналов. О технических характеристиках писали давно и правду, и в этом плане у бюджетных четырёхканальных усилителей отчасти предсказуемые особенности. Компактность корпуса приводит к тому, что недорогие четырёхканальники редко отличаются хорошими показателями по переходному затуханию, особенно между разными группами каналов. При наиболее распространённых вариантах применения последний параметр мало кого волнует, но при использовании для би-ампинга совсем игнорировать его не стоит. Относительная простота схемы у многих «бюджетников» вызывает проблемы (разной степени тяжести) с устойчивостью при работе на комплексную нагрузку. Разумеется, наши испытания усилителей на устойчивость с применением непрерывного сигнала (20 кГц) и конденсатора 0,47 мкФ, включённого параллельно эквиваленту нагрузки, намного суровее реальных условий работы. В том плане, что непрерывного ВЧ-сигнала в музыке не бывает. Но склонность к генерации проявится и на импульсном сигнале и в конечном итоге скажется на звучании. На звук влияет и меньшее, а уж это — будьте любезны. Впрочем, эта тема уведет далеко, а усилители уже собрались и ждут...
|
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"