КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2003  

ПРИВЕТ ОТ ЛЕОНАРДО

Сабвуфер SoundStream Davinci DV-10

Марк ГАСАНОВ
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Великий итальянец уважал монументальную живопись. Сразу приходит в голову роспись монастыря Девы Марии в Милане, где, как написано в одном из путеводителей, «Господь Бог изображён в натуральную величину».

ЗАМЫСЛЫ СТРАТЕГОВ ИЗ SOUNDStream были, скорее всего, не столь величественны, когда они своим наиболее достойным продуктам присвоили имя (то есть фамилию) легендарного итальянца, для этого были другие основания. Леонардо, быв великим художником, был и великим инженером, а сабвуфер его имени выглядит, как произведение искусства, а в действительности оказывается изделием, подчинённым жёсткой логике инженерной целесообразности.

Теперь, как у нас заведено, можно сразу написать о том, какой тут диффузор, какой литой корпус, но прежде давайте всё-таки посмотрим на это изделие. По пропорциям и форме сабвуфер меньше всего напоминает то, чем является. Главный мотив внешнего оформления определяет прочная стальная сетка, покрытая толстым-толстым слоем хрома, которая скрывает то место сабвуфера, где мы привыкли если не видеть, то хотя бы подозревать магнит. Хром тут играет вовсе не декоративную роль, а «толстый-толстый» сказано не по инерции. Слой таков, что продольные и поперечные элементы сетки им как бы склеены, и сетка становится монолитной. Магнита не видно вовсе, чуть позже станет понятно почему. Непривычно расположены и винтовые зажимы звуковой катушки: на литом и очень солидном корпусе они установлены навстречу друг другу и разделены пространством больше 10 сантиметров. Вот тут я и ошибся, по привычке написав «звуковая катушка» в единственном числе. Действительно, ведь что собой представляет обычная двухсекционная звуковая катушка? Это такая же звуковая катушка, только намотана она в два провода, и у каждого есть начало и конец. Соединив их последовательно, вы получаете нормальную катушку, а при последовательном соединении будет почти такая же катушка, только с меньшим количеством витков, намотанным проводом удвоенной толщины. Здесь вам, разумеется, тоже никто не помешает выбрать любой из двух вариантов (в зависимости от «пристрастий» вашего усилителя), но только катушек реально две. Конструкция называется DOV - двойные оппозитные катушки, и нечто подобное нам уже встречалось, но соврем, если скажем, что часто. Принцип работы по сути своей прост: когда одна из двух оппозитных катушек по мере роста смещения диффузора начинает выдвигаться из своего магнитного зазора, вторая входит в зазор, но только уже «чужой», и тем самым достигается повышенная линейность электромагнитной силы. Естественно, такой приём имеет смысл только в длинноходовых динамиках (точнее, длинно-длинноходовых). В данном случае можно заметить (если знать, куда смотреть), что выход катушки за пределы «своей» магнитной системы составляет примерно 13 мм, что, кстати, соответствует заявленному изготовителем показателю хода диффузора 0,51 дюйма. Отмечу, что этот показатель соответствует, скорее всего, так называемому линейному ходу диффузора: катушка может пройти и дальше, но это будет уже связано с так называемой компрессией - амплитуда перемещения будет расти медленнее, чем амплитуда тока.

На этом, впрочем, конструктивные хитрости не заканчиваются. Вот мы с вами уже, должно быть, прочно усвоили, что магнитные системы конструктивно бывают обычными и обращёнными. В первом случае магнит снаружи, а керн, служащий для замыкания магнитного потока - внутри. Во втором всё наоборот: магнит находится внутри звуковой катушки, а цилиндрический магнитопровод - снаружи. Не приходилось задумываться - а почему не делают магнитную цепь с двумя активными элементами - снаружи и внутри? Потому, что если недорого, то лучше и не надо, а если очень надо, то дорого. Если внешний и внутренний магниты из одинакового (бариевого) феррита, то не надо, вклад внутреннего магнита будет не таким уж существенным. Конструкторы из SoundStream нашли не лишённое целесообразности решение: снаружи они поместили магнит из обычного феррита, а внутри - из неодимового. Внешний намного больше внутреннего, а внутренний настолько же эффективней внешнего, поэтому получается полная справедливость. Выходит, что в этой конструкции с двумя раздельными катушками будет уже четыре магнита. Правда, в каталоге фирмы сказано, что магнитов даже пять, но где «живёт» пятый, сообщить забыли. Наиболее разумное предположение, что при таком длинном магнитопроводе ещё один магнит добавлен в разрыв керна, соединяющего внутренние магниты. По привычке изготовитель приводит в спецификации массу магнита - 320 унций, а это без малого 10 кило. Правда, в данном случае приведённый показатель не столь информативен, так как неясно, сколько тут приходится на неодим, а сколько на «барий». Однако даёт представление о монументальности конструкции.

После всего сказанного становится более понятно, чем вызвана столь необычная форма корпуса. Сухого расчета здесь гораздо больше, чем дизайнерских изысков. Хочется обратить внимание и на хитрую конструкцию, которая обеспечивает отвод тепла от нижней катушки и торцевой шайбы магнитной системы. Алюминиевый теплоотвод имеет высоту более 5 см, диаметр осевого отверстия примерно 30 мм. А полная монтажная глубина этого произведения монументального искусства чуть больше 190 мм. Это для ориентира. Подводящие провода прошиты сквозь центрирующую шайбу. Через верхнюю. Должна быть ещё точно такая же нижняя шайба (а кто иначе будет вторую катушку держать?), но её не видно. Гофр подвеса из вспененного полимера широкий (39 мм, а скорее - 1,5 дюйма), но это уже не выходит за рамки привычных для нас представлений. Диффузор из длинноволоконной целлюлозы, которую так любят за океаном, но в 10-дюймовом сабвуфере его большая часть перекрыта почти плоским пластиковым колпаком (105 мм).


Обычно мы довольно скептически относимся к заявкам производителя, когда к трёхдюймовой звуковой катушке предлагается приложить мощность больше 500 Вт. Но здесь случай особый, катушек-то две, и расположены они вдалеке друг от друга. Стало быть, по полкило на каждую - это реально, если, конечно, условия охлаждения обеспечены должным образом. В этой конструкции всё пространство между сравнительно тонкими спицами корпуса - окна охлаждения, так что с этим всё в порядке. И к тому же вычисленное значение силового фактора (17,6 Тл м) большое, но не слишком, учитывая конструкцию магнитной системы. А значит, широкий зазор должен облегчить участь катушки (катушек) в предельных режимах. Показатели нелинейных искажений оказались заметно лучше, чем мы привыкли ожидать от брутальных бас-машин такого рода, а значит, система с двойным магнитным полем (DUG) и здесь себя оправдывает. Показатель максимального звукового давления мы определили для двух вариантов: с максимально ровной АЧХ, а также для эспиэльного. Понятно ведь, что он будет интересен в первую очередь тем, кому надо этого самого давления достичь. Подчеркну, что в таких головках вычисленные показатели SPL имеют не умозрительное значение, а должны быть реально достижимыми - на это направлена вся конструкция сабвуфера. Впрочем, как показали, к примеру, измерения к.н.и., нет особых препятствий (кроме, возможно, финансовых) к тому, чтобы использовать DV-10 в музыкальных целях. При анализе возможных типов оформления мы исходили из этого.

Измеренные (и вычисленные) значения параметров Тиля - Смолла отличаются от заявленных несущественно, хотя и показательно. Частота резонанса совпала с точностью более высокой, чем разброс внутри одной серии. Головка оказалась немного мягче, чем было обещано, а полная добротность несколько выше (главным образом, за счёт электрической добротности). Изготовитель не рекомендует связываться с закрытым ящиком, а предлагает только ящик 14,2 л (0,5 кубика) с фазоинвертором, настроенным на частоту 47 Гц. Получается классическая «эспиэльная» характеристика с акустическим усилением 9 дБ на частоте 50 Гц.

Мы решили пойти дальше. С «нашими» параметрами в ЗЯ исчезающе малого объёма 8 л вы сможете получить ровнейшую характеристику. Другой вопрос - как в такой объём поместить чудо инженерной мысли, которому требуется не меньше 20 см глубины. Если принять, что сабвуфер вытесняет 5 л воздуха (на глазок - полведра), получим 13 л брутто. Минимальная сторона квадрата - 30,5 см, и глубина будет 14 см. Прямоугольный параллелепипед не пойдёт из-за того, что его объем, при условии нормального расположения головки, неизбежно окажется больше оптимального. Вот дожили! Тут надо придумывать что-то более мудреное, цилиндр или многогранную призму (как в одной из «Систем» этого номера). Музыкальный «фазик» можно получить, если взять ящик 10 л с настройкой ФИ на 34,5 Гц. В этом разе неравномерность АЧХ в диапазоне 25 - 100 Гц не превысит 5,5 дБ. Поместить трубу внутри такого корпуса - нереально абсолютно, только снаружи. Взяв при своих параметрах рекомендованный изготовителем ящик, с теми же настройками, получили практически то же самое. Те же +9 дБ и на той же частоте. Так что по нашим параметрам или по их, эспиэльный ящик получается 0,5 кубофута с настройкой на 47 Гц.

Максимальная мощность
(по данным изготовителя),
Вт RMS 1000
Неравномерность АЧХ
(ФИ, 25 - 100 Гц), дБ 5,5
Опорная чувствительность, дБ/Вт
(1 м) 82
Средний к.н.и.
(96 дБ, 50 - 125 Гц), % 2,53
Максимальное звуковое давление
(в свободном поле), дБ 112/121

Параметры Тиля - Смолла
Заявка Факт
Fs, Гц 35 35,4
Vas, л 11,0 12,6
Qts 0,374 0,429

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Сабвуфер 10 дюймов
КТО
SoundStream Davinci DV-10
ПОЧЕМ
$599
ЭТО - ПЛЮС
Повышенная линейность
Высокое реально достижимое давление
ЭТО - МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Старик Леонардо не постыдился бы
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 8
Максимальное звуковое
давление 8
Искажения 9
Компактность оформления 9
ИТОГ 43

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования