КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2003  

АКУСТИКА HELIX СЕРИИ AVANTgarde была приговорена изготовителями к повышенному к себе вниманию заранее, еще когда для нее выбирали имя. Слово «авангард», хоть и легко находится в начале любого словаря, прежде, кажется, ни одним производителем car audio не выбиралось для своей техники, духу, видно, не хватало. Основания для претенциозного собственного имени у HXS 636 есть. Здесь используются некоторые конструктивные решения, неожиданные на первый взгляд, а возможно, что даже и спорные. Впрочем, в спорах рождается истина, а что хорошо в электроакустике - истину можно проверить. Так что давайте поглядим, что там приготовили германцы из Audiotec Fischer.

Как положено, комплект состоит из пары мидбасов (6,5 дюйма, точнее, 165 мм в германских мерах), пищалок и кроссоверов. Традиционно начинаем знакомство снизу. (И нечего ухмыляться, я имею в виду мидбас и ничего больше.) Сразу отмечаем высокое качество изготовления и финиша: полированная торцевая шайба со скругленным срезом осевого отверстия так и просится наружу. Ну, мидбас не сабвуфер, для него монтаж «вверх горшком» противопоказан. С другой стороны, инсталляции бывают разные, можно, к примеру, измыслить ящик с прозрачными стенками, в нашей отрасли это не осуждается. Резонансы литой корзины с тонкими спицами лежат за пределами рабочего диапазона любого мидбаса. Сквозь затянутые сеткой вентиляционные окошки хорошо видно каркас длинной звуковой катушки. В сочетании с широким гофром подвеса (12 мм) такая особенность даёт основания предположить, что мидбас способен развить нешуточное звуковое давление. Плоский подводящий провод вклеен в центрирующую шайбу - такой вариант крепления позволяет достичь максимальной долговечности подвода при серьёзном ходе диффузора. Винтовые контактные зажимы вполне удобны, и такая конструкция должна была бы стать нормой для акустики высокого класса, но отчего-то встречается реже, чем хотелось бы. Диффузор трёхслойный: снизу алюминий, дальше - слой полиамида (PMI), а ещё выше - рельефное напыление. Сразу могу сказать, что конус получился очень жёстким, а также, судя по всему, и вязким. Зато выпуклый центральный колпачок довольно-таки мягкий. Размеры магнита 90 х 14 мм, для дюймовой звуковой катушки это немало.

Мембраны в твитерах мы привыкли разделять на «чистый» купол и сбалансированный. Естественно, это вопрос терминологии: у купола может быть чуть увеличена плоская, то есть гибкая, часть мембраны, и в какой-то момент он становится ближе к сбалансированному куполу. В данном случае 40-миллиметровая мягкая мембрана твитера не подходит ни под одно определение. Во-первых, «купол» (а как его назвать?) как бы перетянут посередине кольцом жёсткости. Во-вторых, центральная часть мембраны зафиксирована, и здесь установлена фазовыравнивающая «пуля», причем, в отличие от тех, что мы видим у мидбасов, у этой калибр не авиационной пушки, а винтовочный. В итоге мембрана по форме напоминает две половинки торов разного диаметра, вложенных одна в другую. Центральное тело, как мы уже знаем, служит для расширения характеристики направленности мембраны, при таком её диаметре подобного рода меры вряд ли будут лишними. «Перетяжка» посередине призвана, скорее всего, повысить жёсткость мембраны и расширить её рабочий частотный диапазон. Зачем такие ухищрения? Ну, вы же знаете, чувствительность твитера (как и любого излучателя) растёт с увеличением размера мембраны, и для шестидюймовой компонентной системы это требование приобретает особенно категоричный характер. А диаграмма направленности лучше у мелких куполов. Вот поэтому и пришлось Фишерам искать новые пути. Такие вот, мягко говоря, не совсем обычные пищалки комплектуются стандартным набором установочных принадлежностей. Это, разумеется, «чашки» для монтажа «в тело» и обоймы для установки на поверхность параллельно к ней.

Крупный кроссовер на первый взгляд ничем особенным не отличается. На второй - можно заметить, что доступ к винтовым зажимам для проводов закрывается сетками. Впрочем, это лишь дополнительная мера по предотвращению замыканий, и все. Внутри - галогенная лампа накаливания для ограничения тока пищалки, а для выбора нужного уровня твитера (+2/0/-2 дБ) служит пара дополнительных зажимов. Рабочие элементы фильтров - три воздушных катушки и два полиэфирных конденсатора. Получается, что фильтр НЧ третьего порядка, а фильтр ВЧ - второго. И это в то время, когда в «наших» кроссоверах наиболее часты варианты, когда оба фильтра второго порядка, и несколько реже встречаются фильтры ВЧ третьего, их проще делать: катушка нужна по-прежнему одна, добавляется лишь второй конденсатор. В то же время именно для НЧ-головки нужен фильтр повышенного порядка, за счёт индуктивности катушки мидбаса крутизна фильтра НЧ всегда оказывается ниже полагающейся для выбранного порядка фильтра. Кроме того, сочетание третьего порядка НЧ-фильтра с фильтром ВЧ второго даёт наиболее правильные фазовые соотношения между входными сигналами на головках. Почему же не все так делают? Во-первых, не все это знают, а во-вторых, как уже было сказано, большинство делает всё «как у всех». Но, к счастью, есть ещё и меньшинство...

Бас в исполнении «Хеликса» чуть заметно затушёван по атаке, но с очень хорошо выписанным рельефом. В вокальных партиях проявилась интересная особенность: «Авангард» словно подчеркивает акустику помещения записи, создается интересный эффект присутствия. Скрипки звучат очень красиво, а саксофон поражает не красотой, а реалистичностью. По окраске верха больше всего понравилось звучание в нижнем положении аттенюатора, у «авангардной» пищалки действительно неплохие резервы. Колокольчики приобретают «природный» масштаб, и вообще, появляется интеллигентная сдержанность. В среднем положении верх чуть замутнён, а в верхнем те же колокольчики увеличиваются в размерах, и даже скрипки претендуют на особое положение. Avantgarde склонен к преувеличению общего размера звуковой сцены, от этого наиболее впечатляюще звучат на нем масштабные произведения вроде Requiem Das Irae Джузеппе Верди, эта запись крутилась у нас долго, соседи-«домоседы» приходили послушать, поскольку послушать было что...

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Акустика Helix HXS 636

Юрий ЕВТУШЕНКО

Несогласные всегда были и, я надеюсь, будут. Почему «надеюсь»? Потому, что именно те, кто берёт на себя смелость не только иметь, но и отстаивать мнение, расходящееся с общепринятым, двигают прогресс вперёд.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Акустика 6 дюймов
КТО
Helix HXS 636
ПОЧЕМ
$395
ЭТО - ПЛЮС
Высокое качество исполнения
Низкие нелинейные искажения
ЭТО - МИНУС
Крупный корпус твитера
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика для масштабного звука
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 7
Басовый потенциал 9
Звук 9
ИТОГ 42

С помощью серьёзного магнита удалось достичь в мидбасе очень достойного значения силового фактора: 5,65 Тл м. Однако и масса подвижной системы здесь куда как серьёзная (19,7 г), так что результирующая чувствительность невысокая. Правда, у тяжелой подвижной системы есть ещё один «побочный эффект» (ради которого её и делают тяжёлой) - это низкая частота резонанса, а значит, высокие возможности по части воспроизведения басов. У этих мидбасов басовая граница настолько низкая, что, в принципе, позволит получить конкурентоспособное звучание даже без сабвуфера. На практике, однако, это означает не то, что сабвуфер не надо ставить, а то, что «резать» его можно низко, предотвращая локализацию нижнего баса и в то же время не опасаясь перегрузки мидбаса. Теперь обратите внимание на очень низкие значения нелинейных искажений. Естественно, стандартное звуковое давление (90 дБ) крупным диффузором достигается при меньшем его смещении, но свою роль сыграли и качество подвеса, и конструкция магнитной системы. Особенно отмечу низкие искажения на нижней границе «зоны ответственности» твитера: вот где сказалась хитрая конструкция мембраны. На графике АЧХ видно, что у пищалки весьма необычная характеристика направленности:

50-градусная характеристика начинает приближаться к осевой на частоте 15 кГц и выше. При меньших углах этот эффект выражен более ярко, поэтому можно сказать, что в пределах угла 30 градусов характер звучания будет мало изменяться в зависимости от положения слушателя, а в наших условиях это очень важно. За это стоило бороться и изобретать мембрану «вне классификации».

Мидбасы явно оптимизированы для работы free air, но, в принципе, их можно устанавливать и в ЗЯ. В ящике объёмом 3,3 л вы получите нижнюю частотную границу 79 Гц при добротности Qtc = 1,2. Переднюю стенку хорошо бы сделать прозрачную, на АЧХ это не влияет, но не АЧХ единой жив человек...

Мощность, пиковая/RMS, Вт* 90/70
Диапазон воспроизводимых
частот, Гц (-3 дБ) 56 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт
(1м) (150 - 15000 Гц) 87
Средний коэффициент нелинейных искажений
(90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), % 0,681
Коэффициент нелинейных искажений
(90 дБ (1 м), 100 - 125 Гц), % 1,50

Параметры Тиля - Смолла
Fs, Гц 56,5
Vas, л 8,77
Qts 0,715
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования