КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР C ДОКЛАДОМ Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2003  

Прецедент

Сабвуфер Kicker SoloX S18X1

Константин ЛУШЕНКОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Все, приплыли. Прецедент создан. Впервые у нас в тесте оказывается компонент, который в одиночку переместить с места на место практически нельзя. Если не тащить волоком, что не совсем тактично по отношению к изделию стоимостью полторы тысячи «зелеными».

KICKER SoloX - ЭТО НЕ ПРОСТО результат масштабирования известных уже квадратных «Солобариков». Оставив в названии модели только «соло», без «барика», Stillwater Designs недвусмысленно указала на уникальный характер своего последнего произведения.

Уникален не только размер. Калибр 18 дюймов нечаст и сам по себе, а при «пересчете по курсу» с квадрата на привычный круг получается, что S18X1 имеет площадь диффузора, эквивалентную обычному сабвуферу калибра 22 дюйма. Такая площадь, это нетрудно посчитать, наблюдается у пяти 10-дюймовых головок, работающих одновременно, или у трех с половиной «двенашек». Это если они не длинноходовые, у которых площадь диффузора меньше. А SoloX притом еще и длинноходовый, в этом у одного большого диффузора преимущество перед несколькими маленькими (у маленьких другие достоинства, о них - на других страницах этого же номера).

Впрочем, размер - самое обыденное в этой конструкции. Уникальной ее делает устройство всех узлов и их ансамбля в целом. Начнем с того, что у SoloX две корзины, вставленные одна в другую. Внешняя - литая, на ней закреплен магнит, и именно благодаря (или по их вине?) этим двум деталям масса готового изделия оказалась равной 48 кг (с упаковкой и причиндалами - около 60, еще раз спасибо всем сотрудникам редакции, принявшим участие в тестировании на этапе переноски). Вторая корзина носит название SPAIR (Simple Pull Apart Insertable Replacement). Так решили в Stillwaters задачу замены диффузора, ежели вдруг. Конструкции со сменными диффузорами, в сборе со звуковыми катушками, естественно, существуют, но там приходится отворачивать диффузор с гофром сверху, центрирующую шайбу снизу, узел крепления проводов, в общем - целое дело. SPAIR - это действительно simple. Внутренняя легкая штампованная корзина - основа для крепления всех узлов подвижной системы. К верхнему краю крепится гофр диффузора, нижний этаж - счетверенная, как зенитный пулемет, центрирующая шайба, здесь же - выводы двух звуковых катушек. После того как отданы крепежные шпильки по периферии (много, правда, двенадцать штук), внутренняя корзина с диффузором и всеми потрохами вынимается одним движением. Обратным движением она ставится на место, причем обычно больной вопрос центровки катушки при сборке инженеры Stillwaters решили элегантно: весь съемный узел центруется по точно обработанному выступу на фланце, ничего центровать не надо, все встает на место с ювелирной точностью.

При снятом узле, называемом в описании BAM (Basket & Motor Assembly), а мы его снимали-надевали на бис неоднократно, открывается зрелище мистическое. На полюсном наконечнике магнитной системы живет нечто алюминиевое, явно внеземных форм. Это - еще одна придумка неугомонных оклахомцев. Узел охлаждения привода динамика с фирменным названием ARCTIC (Aluminum Rapid Cooling и так далее, аббревиатуры американцы подбирать умеют). «Арктический» радиатор венчает полюсный наконечник, в котором сделаны продольные щели, так что воздух внутри зазора, потревоженный движением звуковой катушки, завихряется до неприличия и интенсивно отдает тепло всему, что ему попадется. ARCTIC попадается первым, тепло это забирает быстро, в силу высокой теплопроводности, а при кратковременной работе, как на SPL, например, служит тепловым аккумулятором, принимая на себя первый тепловой удар.

Диффузор SoloX, как и следовало ожидать - целая конструкция «инженерной системы» и состоит из трех крупных силовых элементов, не считая мелочей. Внешняя вогнутая мембрана, по всей площади усиленная ребрами, изготовлена из традиционного для Kicker полипропилена со слюдой внутри и титановым покрытием снаружи. Между мембраной и звуковой катушкой установлен конический переходник, благодаря которому усилия от катушки передаются на больший радиус диффузора, все это дополнено внешним усиливающим куполом, что в результате порождает замкнутую конструкцию с такой структурной жесткостью, что обсуждать ее в приличном обществе неудобно.

Фирменный гофр заимствован у квадратных «Солобариков», у нас уже не однажды был шанс убедиться, что его причудливая форма с ребрами на углах рождена не в отделе дизайна и развода, а в департаменте проектирования и испытаний - настолько линейно движение диффузора «Солобариков» квадратного поколения, измерения это бесстрастно и неукоснительно подтверждали. У SoloX в этот узел внесено одно изменение, необходимое при таких размерах диффузора - кольцевое ребро жесткости, скрытое под гофром.

В числе причиндалов, прилагаемых к SoloX и доводящих немалое нетто до совсем уже неподъемного брутто, находится и стальная рамка 5-миллиметрой толщины с отверстиями с дюймовой резьбой под крепежные шпильки - такова технология установки SoloX в ящик. Головку таких габаритов, как нетрудно понять, приворачивать саморезами не станет даже самый отъявленный халтурщик или конченый идиот, да это и не невозможно: крепежные шпильки нужны и для того, чтобы стягивать внешнюю корзину с магнитом и внутреннюю с диффузором. Поэтому делается так: внутрь ящика вставляется стальная рамка, что возможно лишь при квадратном динамике, закрепляется на ящике прилагаемыми технологическими зажимами, потом в ящик сажается (вдвоем! См. инструкцию) корзина с магнитом, со страшной силой заворачиваются шпильки и только после этого надевается и крепится диффузор. Зато уж более надежного крепления и представить себе невозможно.

Состоящее из более чем тридцати страниц формата А4 описание к SoloX содержит, разумеется, исчерпывающий набор характеристик, подробное описание вариантов акустического оформления с размерами и чуть ли не рабочими чертежами, указания по монтажу, сборке и разборке и даже фирменные хохмы, последняя страница, обычно озаглавленная «для заметок», здесь разбита на три раздела: «Телефоны девчонок», «Где можно поживиться на халяву» и «Кто мне должен денег». В общем - увлекательное чтение. В его серьезной части есть указания, как проводить разминку динамика. Рекомендуется мощность 100 Вт, частота 25 Гц, продолжительность сформулирована как overnight. Каемся, оставить это чудовище включенным на ночь в пустом помещении редакции не отважились, чтобы не перепугать обитателей здания. Вместо этого подведенную мощность увеличили до 200 Вт RMS, а продолжительность сократили с 11 до 18, и тогда начали измерения.

Результаты, однако, легли с заводскими параметрами очень кучно, это и не удивительно, для такого изделия вопрос о разбросе параметров головок из разных партий не стоит, партия, как у нас когда-то, одна, S18X1 вагонами не производится, надо думать.

Чуть выше у нас получилась резонансная частота, но, как потом показали расчеты, расхождения в итоговых АЧХ при замене «наших» цифр «не нашими» минимально.

Цифры, что те, что эти, впечатляют. Масса подвижной системы оказалась равной 800 граммам (столько весит хороший 5-дюймовый мидбас), тем не менее, звуковое давление, заявленное изготовителями, должно составить 89,7 дБ/Вт. По нашим измерениям вышло еще больше (редкий случай): 91,2. Силовой фактор B x L, по расчетам, достиг уникального показателя 38,7 Т м (заявленное значение 40). Эквивалентный объем, как мы и ожидали, изрядный, почти 180 литров, но на деле это не так и много, в мартовском тесте 15-дюймовых головок почти у половины Vas был больше 200 литров, а у тезки нынешнего героя, Kicker Comp VR - так и вообще под четыреста. При этом резонансная частота и Qts очень низкие, так что перспективы вменяемого оформления для динамика с невменяемыми размерами выглядели реалистично.

Изготовители рекомендуют для S18X1 семь основных вариантов оформления. Четыре из них - это закрытые ящики объемом 3, 6, 9 и 12 кубических футов. На графике эти же объемы даны в литрах. Тут все ясно: уже минимальный рекомендуемый объем 84 литра - это нормальная музыкальная АЧХ, более чем осмысленная, если учесть, что наши измерения подтвердили филармонические способности кикеровских «квадратов». Нелинейные искажения в среднем не превысили 2,1% при звуковом давлении 96 дБ на 1 м и даже на частоте 31,5 Гц составили всего 3,1%. У большинства сабвуферов там уже начинается беда из-за роста амплитуды колебаний диффузора.

Фазоинверторов рекомендуется три. Самый миниатюрный - объемом 140 л с настройкой на 35 Гц. При удвоении его объема и прежней настройке АЧХ становится «злее», это американцы любят. Третий вариант - чисто эспиэльный. Для него фирма гарантирует кратковременную допустимую мощность 10000 Вт (нули пересчитайте, сделайте милость), при условии, что частота сигнала ни в коем случае не будет превышать 56 Гц. И вообще, для всех фазиков приведено предупреждение: при использовании этого типа оформления фильтр-«сабсоник» обязателен (что и мы тоже всегда говорили).

Расчеты по измеренным параметрам полностью подтвердили заводские рекомендации, и их мы дополняем парой-тройкой своих вариантов. Минимальный (и оптимальный для музыки) объем ЗЯ может составлять всего-то 65 литров. Прибавьте к ним еще 4 (это объем воздуха, вытесняемый магнитом и рамой) и получите сабвуфер, неправдоподобно компактный для головки такого дикого размера. Наиболее музыкальный ФИ выходит тоже невеликим, если не гнаться за американской мечтой в виде горба на 35 Гц. Объем 90 литров с низкой настройкой - и результатом станет АЧХ совершенно консерваторского типа. Для SPL все получается просто и ясно. Оптимальный объем - действительно 280 литров, мы проверили, а «боевая» частота выбирается настройкой на нее тоннеля. Семейство таких АЧХ приведено.


Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
Максимальная мощность (по данным
изготовителя), Вт Peak/RMS 10000/5000
Неравномерность АЧХ (25 - 100 Гц), дБ
ЗЯ 3,5
ФИ 6,5
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 91,2
Средний к.н.и. (96 дБ, 30 - 125 Гц), % 2,1
Максимальное звуковое давление (в свободном поле), дБ 128

Параметры Тиля - Смолла
Заявка / Факт
Fs, Гц 22,18 / 24,3
Vas, л 177,61 / 174,2
Qts 0,281 / 0,272

ЗЯ по рекомендациям изготовителя: «Say when...»

Три рекомендованных фазика: два под американский звук, один - под всемирный SPL (красной показана верхняя частотная граница 80 Гц, по закону об SPL).

Наши рекомендации отличаются более плавными АЧХ и меньшими объемами.

140 л - действительно оптимальный объем для SPL, а частота настройки может выбираться по вкусу.

Даже контактные зажимы SoloX - венец эволюции, ими можно пользоваться как пружинными, винтовыми «под лепесток» и винтовыми «под провод».

Результаты разборки: все подвижное...

и все тяжелое.

SoloX в разрезе (и в разобранном виде).

Фрагмент инструкции к SoloX, касающийся техники безопасности: «Приключения Палочного Сэма».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуфер 18 дюймов
(реально - 22)
КТО
Kicker SoloX S18X1
ПОЧЕМ
$1500
ЭТО - ПЛЮС
Конструкция на грани гениальности
Все характеристики на грани идеальности
Бесподобная инструкция заслуживает отдельного издания
ЭТО - МИНУС
Какие минусы? Покажите пальцем
ОДНИМ СЛОВОМ...
Самый большой и самый лучший,
без оговорок
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 10
Форма АЧХ в салоне 9
Максимальное звуковое
давление 10
Искажения 9
Компактность оформления 10
ИТОГ 48

МЁД & ДЁГОТЬ

А вы знаете, дегтя-то нет. Не дослали дегтя оклахомские черти, совсем совесть потеряли. Цена? Да за эти деньги столько всего дают, и по количеству, и по качеству, что в пересчете на единицу меры - задаром. Хотя, вообще-то, это все же деньги. Даже с точки зрения требований к оформлению, где мы ожидали беды, ее не произошло, по компактности (в масштабах происшествия, конечно) SoloX обходит типичную «пятнашку». А во всем остальном обходит и самую нетипичную, да так, что не угнаться...

Редакция выражает глубокую благодарность студии «Осмос+» за качественное и оперативное изготовление оснастки для испытаний этого динамика.

Рубрики • НА КОВЕР C ДОКЛАДОМ Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования