КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2003

ШАГ ВПЕРЁД, ШАГ НАЗАД

ДВУХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ. Цена до 200 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Prology PAS-2150 • Ryval Designs A2.50 • Ivolga BG-1002 • Swing ET 162 • Mystery MA2.300 • Kenwood KAC-6201 •
MacAudio Pulsar 2 • Sony XM-2165GTX • Power Acoustic LT980/ 2 • Xetec XI-240.2 • Eton PA 502 • МЁД & ДЁГОТЬ

Первый усилитель — это знаковый этап в жизни мужчины. Настоящего мужчины, с машиной и музыкой в ней. Кем он был до этого? «Магнитола-четыре колонки?». Это для детей и юношества. А усилитель — это шаг вперёд, к мудрости и зрелости. Или два шага — по числу каналов? Или все-таки один, но в выбранном направлении? Это уже придется решать самостоятельно, как мужчине...

АППАРАТЫ ЭТОЙ ЦЕНОВОЙ КАТЕГОРИИ ПОЧти наверняка станут для их владельцев первыми. Но наверняка не последними, с двухканальниками такое случается крайне редко. Если первый шаг будет сделан вперед, в сторону фронтальной акустики, неминуемо появится ощущение нехватки баса и сформирует потребность в сабвуфере с соответствующим усилителем. И наоборот, шаг назад, в направлении багажника, породит могучий бас и как следствие — желание подтянуть фронты на соответствующий уровень, снабдив их отдельным усилителем. Неспроста мы привыкли считать, что аудиосистема стартового уровня имеет четыре канала усиления, из которых два работают на фронт, а оставшиеся два «качают» мостом сабвуфер. (Возможен вариант с моноблоком или редким трёхканальным усилителем, но суть от этого не меняется.) Но даже если ваша система «упакована» усилителями под завязку, это ещё ни о чём не говорит. Дорога к совершенству, как известно, имеет начало, но у неё нет конца.

Знаете, чем отличается двухканальный усилитель от любого другого? С трёх раз угадаете? Тем, что у него ровно два канала, а не сколько-то ещё. А стало быть, именно на «двушках» можно построить систему любой сложности — от «предстартовой» (с одним усилителем) до самой навороченной. Зачем тогда нужны четырёх-, пяти-, и болееканальные аппараты? С ними инсталляция проще, материальные затраты, при прочих равных, окажутся поскромнее, но такие системы строятся по принципу «все и сразу», это не всем удобно, кому по мотивам экономическим, кому по причине большей свободы в проектировании системы.

Итак. Мы уже поняли, что двухканальник можно смело рассматривать как основной (наряду с акустикой) строительный материал автомобильной системы, образно говоря, из них можно строить и фундамент, и стены, и крышу. Начнём с фундамента, как и положено. Если двухканальный усилитель предназначен для работы с сабвуфером, то у него непременно должен быть фильтр НЧ, крайне желательно, чтобы он был регулируемым, поскольку басовые возможности мидбаса могут различаться довольно сильно, и хорошо бы — покруче (в смысле наклона характеристики, хотя на самом деле это означает — в обоих смыслах, ничего бесплатного не бывает). Наиболее могучие представители племени двухканальных могут работать и с двумя сабвуферами (по одному на канал или мостом в последовательном включении), но герои сегодняшнего теста к таковым не относятся, а значит, один сабвуфер, на который работают оба канала, включённые мостом — это про них. Минимальный импеданс 4 Ом (этому требованию удовлетворяют все сегодняшние одноклассники), диапазон регулирования фильтра — от 70 до 120 Гц (если с запасом). Повышенная крутизна спада фильтра, к сожалению, входит в противоречие с ценовыми ограничениями, но тут уж ничего не поделаешь. Мощность? По нашим очень приближённым расчётам, получилось примерно от 160 до 300 Вт (в мосту, повторяю, на нагрузке 4 Ом). Что там ещё? Басовый «буст» не только ласкает слух любителей клубной музыки, но и позволяет порой довольно точно подстраивать басовую характеристику системы. (Это если «буст» регулируемый, если нет — то вторая функция отпадает, да и по «первому пункту программы» возможности будут ограничены.) Подтональный фильтр, он же «сабсоник», очень небесполезная вещь, поскольку позволяет избежать раскачки диффузора сабвуфера на инфранизких частотах. Значит, пусть будет, но только с подходящими частотами настройки, пожалуйста.

Это если шагнуть назад. Если вперед, тут критерии несколько иные. Если фронты обходятся без поддержки со стороны сабвуфера, тут на счету каждый герц низкочастотного диапазона, и тогда без фильтра можно вовсе обойтись. Но не надо забывать, что достижимый уровень неискажённой громкости (как и у сабвуфера без «сабсоника») окажется несколько ниже, чем с фильтром. При наличии сабвуфера фильтр ВЧ просто необходим по всем канонам акустики, а диапазон его перестройки должен быть примерно таким же, от 70 до 120 Гц. Здесь крутизна уже менее важна, хватит и стандартных 12 дБ/окт. Теперь о потребной мощности. Если в усилителе она будет меньше 60 Вт, то возможности современной автомобильной акустики будут использованы не полностью, а это, на наш взгляд, неправильно. Больше 100 Вт — это уже запас, который в большинстве случаев не будет востребован. Итак, от 60 до 100 Вт (на 4 Ом, стерео) это нормально, от 70 до 90 — оптимально. В эти ориентировочные цифры, разумеется, можно внести коррективы в зависимости от типа используемой акустики и/или личных пристрастий.

И еще: в усилителе, размеченном для работы на фронте, на первый план выходят такие характеристики, как уровень шумов, переходное затухание, скорость нарастания выходного сигнала и характеристики устойчивости при работе на комплексную нагрузку.

Собственно, если вы собираетесь строить несложное здание без архитектурных изысков, то перечисленных требований к «строительному материалу» уже достаточно. Переходим к более сложным проектам. Вариант первый: вы озвучиваете трёхполосную систему в варианте би-ампинга. Тогда потребуется диапазон перестройки фильтров, скажем, от 120 до 400 Гц, а с некоторыми купольными среднечастотниками — до 500 — 700 Гц. Объединяем его с теми пределами, которые были названы раньше, и получаем диапазон фильтров ВЧ и НЧ от 70 до 700 Гц. Сами знаете, что далеко не каждый двухканальный усилитель имеет фильтры с такими возможностями, но ведь и не каждый материал годится для «зданий повышенной этажности». Теперь переходим к высшим достижениям «акустического зодчества», которые у нас обычно называются поканальным включением. Чтобы твитеры и мидбасы (или среднечастотники) запитать от отдельных усилителей, потребуется фильтр с диапазоном регулировок от 2 до 5 кГц. А если ввести запас на случай рупорных твитеров, то понадобится нижняя граница, к примеру, от 1,5 кГц. Обратите внимание, у нас получилось, что в полосе от 500 до 1500 Гц ничего фильтровать не требуется, и это правильно: наш слух здесь не прощает неточностей в АЧХ, а совсем избежать их при сопряжении полос почти невозможно, так к чему нам лишние проблемы? Есть, кстати, вполне обоснованное мнение, что в диапазоне от 300 до 2500 Гц должен работать один излучатель, и если желаете перестраховаться, то лучше придерживаться этого правила.

Но постойте, ведь как только в акустике становится более двух полос, банальными фильтрами НЧ и ВЧ уже не обойтись, тут уже потребны полосовые фильтры (ПФ), которые представляют собой последовательно включённые ФВЧ и ФНЧ. Если внимательно перечитать те рассуждения, которые были приведены только что, то нетрудно сообразить, что самый универсальный ПФ должен обеспечить диапазон регулирования фильтр НЧ от 70 до 500 Гц и фильтра ВЧ — от 1,5 до 5 кГц. Такие фильтры встречаются, но редко, и чаще всего их носители (усилители, то есть) стоят весьма отдельных денег. Красиво решить проблему можно в том случае, если усилитель укомплектован «фильтрованным» линейным выходом, работающим по принципу дополнения, либо с независимым фильтром. Тогда с одной стороны широкополосный сигнал уже будет отфильтрован, вам останется во втором усилителе задействовать второй из фильтров, образующих ПФ. По правде говоря, недорогие двухканальные усилители с «фильтрованным» линейным выходом — большая редкость. Но уж хотя бы пара широкополосных выходов должна быть во всяком двухканальнике, и за их отсутствие мы будем нещадно штрафовать, как и за нерегулируемые фильтры или «ступенчатый» «буст», имеющий два положения: «ничего» и «много».

Можно назвать ещё пару бонусов, которые, на наш взгляд, не являются абсолютно необходимыми, но их наличие может положительно повлиять на решение о приобретении того или другого усилителя. Во-первых, это дистанционный регулятор баса. Как известно, акустический шум в салоне движущегося авто в первую очередь маскирует именно бас, поэтому оперативное управление его уровнем не лишено смысла. Хотя лично я не совсем уверен, что вам будет больше нечем заняться в пути. Во-вторых, это входы высокого уровня. Многие из штатных головных устройств автомобиля, будучи весьма удобными в эксплуатации, линейных выходов лишены напрочь, и как раз в системах, ожидающих своего первого усилителя, это случается чаще всего. Вот тут и пригодятся входы высокого уровня, хотя каждый, кто идёт на такой вариант подключения, должен понимать, что достижимое качество звучания будет ниже, чем при подключении по линейным выходам.

Вот такие, довольно непростые требования мы обязаны предъявить к простым, в общем, устройствам — двухканальным усилителям бюджетной категории. Пора теперь сделать первый шаг, главное — не ошибиться с его направлением...

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2003
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования