КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2004

Ars longa

Четырёхканальный усилитель SoundStream Van Gogh VGA500.4

Пётр ХОХЛОВ

В том смысле, что «искусство вечно». Но вечное не означает неизменное, и Ван Гог, тот самый, Винсент — тому лучшее доказательство. Когда мы впервые услышали о новой модели SoundStream, признаться, немало удивились: кому пришло в голову назвать усилитель именем человека, добровольно лишившего себя уха. Подумали тогда: «Уж не моноблок ли?» Но дело оказалось совсем в другом, и название для новой серии было выбрано правильно.

ИМЯ ДЛЯ НОВОЙ СЕРИИ ВЫБРАЛ ЛИЧНО ГЛАВНЫЙ конструктор SoundStream Карл Камминс, поскольку отводил для неё такую же роль, какую сыграл Ван Гог в изобразительном искусстве: не забыв ничего из классического наследия, продвинуть искусство на шаг вперед. Знакомство с VGA 500.4 подтверждает: да, так оно и вышло.

У вечного искусства Van Gogh взял ставшую классической компоновку усилителей SoundStream; принципы внутренней энергетики, когда блок питания существенно мощнее, чем делает большинство изготовителей при такой же мощности на выходе; фирменные технологии систем защиты и мониторинга. Но всюду при этом сделан шаг вперед.

Начнем с внешности. Старожилы отрасли помнят, что есть два периода деятельности SoundStream и два типа фирменного облика усилителей. Старые (или же классические) Rubicon и Class A выглядели, как очень обеспеченный человек, предпочитающий ходить в дорогих джинсах. Дорогих, но джинсах. «Тарантулы» нового поколения одеты в вечерние платья с блестками, независимо от обстоятельств и 24 часа в сутки.

Van Gogh облачился в великолепного покроя костюм, в котором классические лекала и веяния моды сочетаются с необыкновенным чувством меры. И на сегодня (а может, и на завтра) усилители этой серии — безусловно лучшие по дизайну за всю историю марки. Это становится очевидно, уже когда открываешь упаковочную коробку.

Второе открытие совершается сразу же после этого, при попытке извлечь аппарат из упаковки ценой привычных усилий. Лично я с ходу и не припомню усилителей c таким весом при таких габаритах. Сравнительно тонкая здесь только нижняя крышка, всё прочее — массивный и тщательно обработанный металл. Компоновка — классика SoundStream. Радиатор оккупировал одну из длинных стенок корпуса, весь интерфейс и регулировки занимают противоположную стенку и близлежащую область верхней части. В тех же традициях фирмы гнезда для силовых и акустических проводов утоплены внутрь корпуса, полностью изолированы, а зажимные винты находятся на корпусе сверху. Излишне говорить, что такая компоновка превращает процесс инсталляции и настройки в удовольствие без риска ошибки.

Силовые зажимы допускают использование кабеля до 9 мм в диаметре. Зажимы для акустического кабеля тоже серьёзные, 5-миллиметровая жила туда входит как в перчатку (но не как в варежку). Внутреннего предохранителя у «Ван Гогов» (как и у их исторического прототипа, как мне кажется) не предусмотрено, а заглянув в наставление, можно обнаружить, что рекомендованный номинал внешнего предохранителя 150 А. Кроме обычной пары светодиодов, сигнализирующих о наличии питания и срабатывании защиты, еще один сообщает об открытом входе, режиме, чреватом с точки зрения проникновения на вход помехи опасно высокого уровня, а ещё два работают в системе мониторинга вторичного питания и реагируют на «проседание» питания более чем на 10% на положительной и отрицательной шине. В результате наукоёмких экспериментов удалось выяснить, что светодиоды чувствительны к напряжению на внутренних шинах, пока с его стабилизацией справляется блок питания, а уже потом начинают сигнализировать о низком напряжении на внешнем плюсовом зажиме. Кстати, эти же индикаторы косвенно, но довольно наглядно демонстрируют величину емкостей на выходе блока питания, от которой, как ни от чего другого, зависят макродинамические возможности усилителя. После окончательного снятия питания светодиоды горят ярким пламенем еще по меньшей мере минуты три, пока не опустошат конденсаторы.

Усилитель может работать в режиме с четырьмя, тремя или двумя входами. Режим «3 ch.» означает, что каналы 3/4 включаются в мост, при этом активным является вход 4. Режим «2 ch.» — четырёхканальный, но работают два входа — 1 и 2. Тут инженеры SoundStream отступили от общепринятых (казалось бы) канонов.

Обе пары каналов равноправны, если не считать, что 1 и 2 снабжены парой линейных выходов. В каждой паре предусмотрен входной аттенюатор (12 дБ), позволяющий расширить диапазон рабочих входных напряжений. В соответствии с давней традицией вместо обычного «буста» использован фильтр Хокинса (Hawkins), но эту традицию «Ван Гог« творчески переосмыслил. В классической форме фильтр Хокинса сочетает в себе цепь подъёма с фильтром ВЧ, выполняющим роль «сабсоника». Традиционно для SoundStream частота настройки такого «пакетного» фильтра регулируется одним потенциометром, при этом получается подъем на требуемой нижней граничной частоте и немедленное подавление того, что лежит ниже, и, стало быть, не требуется. «Хокинсом» можно делать то, чего очень трудно добиться при использовании «буста», а именно, плавно корректировать АЧХ громкоговорителя, если у него слишком низкая полная добротность. У «Ван Гога» вместо двух регуляторов (частота и величина подъема) налицо три: отдельно «Хокинс», отдельно — «сабсоник». Оба эти фильтра отключаются при включённом фильтре ВЧ, а в широкополосном режиме (как и с фильтром НЧ) им пользоваться можно, и это правильно, если иметь в виду то применение, о котором было сказано чуть выше.

Диапазон регулирования фильтров во всех каналах одинаковый, 50 — 5000 Гц, причём фильтры ВЧ и НЧ регулируются раздельно. Диапазон перестройки, как вы понимаете, достаточен для того, чтобы с любой акустикой можно было сократить перечень используемых пассивных фильтров, будь то мидбасы, среднечастотники или твитеры.

Максимальная мощность (14,4 В,
к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 136/248
Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,017/0,020
Входная чувствительность, В 0,22 — 17,7
Отношение сигнал/шум, дБА 96,5
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 54/49
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7 — 53000
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 15
Габаритные размеры, мм 419 х 283 х 64

Выходной мощности этого усилителя хватит с запасом для любых фронтов, в том числе и самых басовитых, при этом обращает на себя внимание прирост мощности на 2-омной нагрузке: больше 80%, это — следствие классической традиции SoundStream в отношении блока питания. В мостовом режиме на 4-омный сабвуфер будет подано свыше 450 Вт — и этого тоже с лихвой (кто сомневается — пусть прочтёт тест 12-дюймовых сабов из этого номера, там про мощности всё сказано). Верхний предел диапазона регулирования чувствительности соответствует включённому аттенюатору, без его использования верхний предел чувствительности 4,6 В, и этого достаточно для всех CD-ресиверов без исключения. Единственный из измеренных параметров, способный вызвать некоторую насторожённость — переходное затухание. Но мы с вами знаем, что это одна из форм расплаты за применение источника питания эксклюзивной мощности. Второй из показателей, который стоит после знака дроби, соответствует переходному затуханию между каналами 1 и 3, а также между 2 и 4. Между каналами L и R (то есть 1 и 4 или 2 и 3) показатели на 3 дБ лучше. При переходе к нагрузке емкостного характера ток потребления возрастает лишь на 10%, а в выходном сигнале появляются крайне незначительные ВЧ-составляющие. Так что по части устойчивости проблем не предвидится никаких.
Фильтры у «Ван Гога» — настоящее произведение искусства. Диапазон перестройки фильтра ВЧ от 36 до 4500 Гц, и от 51 до тех же 4500 Гц — фильтра НЧ. Существенно, что нижние границы фильтров перекрываются, и это правильно. Крутизна спада ФВЧ 12 дБ/окт и ФНЧ — 24 дБ/окт. Понятно, что для работы с сабвуфером «крутой» ФНЧ — это то что надо. Фильтр Хокинса с раздельной регулировкой оказался сочетанием низкодобротного «буста» с диапазоном перестройки от 31 до 95 Гц и подтонального фильтра, частота среза которого регулируется от 8 до 115 Гц. Настраивая их совместно и с умом, можно добиться почти любой желаемой формы АЧХ, что было недостижимо при прежней, «пакетной» архитектуре фильтра Хокинса. В качестве примера на графике (зелёным) приведена одна из таких характеристик.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Четырёхканальный усилитель
КТО
SoundStream VGA500.4
ПОЧЕМ
$899
ЭТО — ПЛЮС
Высокая мощность
Великолепные фильтры
Удобная настройка
Высокая устойчивость
ЭТО — МИНУС
Невысокое переходное затухание
ОДНИМ СЛОВОМ...
Как любой Ван Гог, стоит денег.
И так же, как Ван Гог, он их стоит
РЕЙТИНГ
Мощность 9
Технические характеристики 8
Оснащённость 9
Фильтры 9
Удобство установки 9
ИТОГ 44

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования