КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 4 / 2004

ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ...

ЧЕТЫРЁХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

Цена до 200 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Вспоминается известное общее место о том, что жизнь начинается в сорок. Продвигаемая в основном сорокалетними. Спустя некоторое время эти же люди начинают утверждать, что, по собранным ими новым данным, — в пятьдесят. И опять они, заметим, правы. Но никто, обратите внимание, ни одна живая душа не пыталась утверждать, что жизнь начинается в двадцать. Потому что этого мало даже для начала...

Sony Xplod XM-444

Oris TA-240.4

Power Acoustik A600-4HP

RTO GX-7004

Ground Zero GZRA4100X

SPL Z4X-800

Ample Audio A414X

Lanzar Vibe 431

Mystery MA4.300

Dragster DAB 4110

JBL GTO 4000

ПОСТУПИМ КРУТО И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНО. ВВЕДЁМ ЭДАКИЙ МАСШТАБНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ 10 между возрастом и числом каналов усилителя. Это в мировоззренческом отношении круто, согласитесь. Тогда двадцатилетию будет соответствовать появление в системе двухканального усилителя. Неоднократно, говоря о таких аппаратах, мы характеризовали их как «необходимую деталь», «обязательную программу» или «прожиточный минимум». И это правильно, но необходимое не означает достаточное. То, что для юноши — возраст, для зрелого мужчины (о возрасте женщин не говорят) — период жизни. Например, длиной в двадцать лет. Которому предшествовал другой и который продолжится еще одним таким же, если не злоупотреблять. Так и во взрослом car audio: то, что в первой системе было усилителем, становится одним из усилителей. Только у нас взросление происходит быстрее, примерно с тем же масштабным фактором.

И все же, если не довольствоваться лишь абсолютно необходимым, а определить минимально достаточное, то во сколько начинается жизнь? Получается, что именно в сорок, с учетом нашей мировоззренческой договоренности. Четырехканальный усилитель — это то, что способно обеспечить нормальную работу нормальной, классической аудиосистемы, фронт и сабвуфер. То есть для этого теоретически достаточно было бы усилитель иметь трехканальный, но это теоретически, четырехканальных — навалом, а трехканальные есть у считанных фирм по одной-две модели. Опять как в жизни, тридцатилетние акселераты — редкость в мире, которым правят сорокалетние.

Итак, жизнь начинается. Два канала на сабвуфер, два на фронт — это самая лобовая, самая распространенная и самая, по существу, рациональная архитектура системы небольшой сложности. Есть и другая, можно переложить на внешний усилитель функции усилительной микросхемы головного устройства буквально: два канала на акустику фронта, два оставшихся — на акустику тыла. Но такая система, в отличие от первой, обречена на апгрейд, поскольку места для сабвуфера в ней нет, а место для него в жизни всегда есть. Так что схема «фронт — тыл» на основе 4-канального усилителя — это для тех, кто сразу решает, что начало жизни происходит в пятьдесят.

Что должно быть в усилителе, чтобы с ним началась жизнь? По первому варианту использования две пары каналов могут быть неравноправными: в одной из них можно установить фильтр НЧ, в другой — фильтр ВЧ. Но чтобы не ограничивать свободу волеизъявления потенциального пользователя, лучше, конечно, чтобы хотя бы ФВЧ включался в каждой паре каналов. Такие варианты фильтрового обеспечения в бюджетных усилителях (а именно о них сегодня идёт речь) не так уж редки: в одной паре каналов подключается только ФВЧ, а во второй — как ФВЧ, так и ФНЧ. Так что, будем считать, полный набор фильтров — это наиболее предпочтительный вариант, хотя, как уже было сказано, в бюджетном секторе аппаратуры (и не только в нём, вообще говоря) нередко приходится идти на компромиссы.

Кстати, у тех, кто ещё не слишком хорошо ориентируется в нашей тематике, может возникнуть вопрос: все ли усилители могут работать в широкой полосе, то есть когда фильтры не задействованы вовсе? Отвечаю сразу, чтобы потом к этому не возвращаться: да, все, если, конечно, брать усилители широкого назначения. Исключение могут составлять лишь басовые моноблоки, и чаще всего лишь те из них, которые работают в классе D, — они без ФНЧ не обходятся принципиально. Каким должен быть диапазон перестройки частоты среза фильтра? Это, конечно, зависит от назначения усилителя. Если он предназначен для работы по первому и второму из перечисленных вариантов («фронт + саб» или «фронт + тыл»), то достаточно перестраивать фильтры в диапазоне от 60 до 120, если с запасом — от 40 до 200 Гц. Если верхний предел повысить, скажем, до 250 (лучше до 300 Гц), то появляется возможность использовать усилитель с передними басами и с набором, состоящим из среднечастотника и пищалки. Среднечастотник, правда, должен быть диффузорным, а не купольным, но таких пока что большинство. Более широкий диапазон фильтров позволит «пустить в дело» купольные СЧ-головки, а то даже и твитеры в поканальном включении. Впрочем, такие решения относятся уже к продвинутым и далеко не простым системам, и требовать таких возможностей от усилителей по цене менее (иногда сильно менее) 50 кое-чего за канал было бы нетактично.

Значит, договорились, чтобы не вызвать нареканий с нашей стороны, пожалуйте нам полный комплект фильтров с диапазоном от 40 до 200 Гц. Если диапазон шире, то это, конечно, плюс, но тогда мы будем следить за тем, чтобы поведение фильтров оставалось предсказуемым, то есть крутизна и добротность не должны зависеть от выбранной частоты среза. В положительный зачёт пойдет и наличие басового регулятора («буста»); если буст ступенчатый, это уже не так положительно, и тогда оценка зависит от чувства меры и такта производителя. Скажем, если переброс движка выключателя даёт сразу подъём на 18 дБ (часто встречающаяся глубина буста с плавной регулировкой), то эта опция будет полезна далеко не каждому. А если 6 — 9, ну, даже 12 дБ, то толк в таком бусте есть. Линейные выходы — вещь хорошая при наращивании аудиосистемы, но рассчитывать на использование усилителей этой ценовой категории в сложной инсталляции вряд ли целесообразно, поэтому линейные выходы будем рассматривать как факультатив. Но как раз для этих усилителей в ряде случаев весьма желательно наличие входов высокого уровня, это позволит использовать их в дополнение к уже существующему головному устройству, не слишком обременённому выходами. Итак, нормальный четырёхканальный усилитель должен иметь полный комплект фильтров и, по крайней мере, одну позицию из следующих: регулируемый буст, линейные выходы и входы высокого уровня. Если перечисленные опции представлены в количестве, большем единицы, то аппарат (только в пределах данного теста) имеет право рассчитывать на повышенный балл в графе «Оснащённость».

Вот ещё интересное наблюдение. В наставлениях к четырёхканальным усилителям нередко встречается caution (предупреждение), что, мол, нельзя одновременно подключать линейные входы и входы высокого уровня. Для двухканального усилителя — нельзя, это и глупому ясно. А в четырёхканальниках? Если одну пару подключить по RCA, а другую — по высокому уровню? Не знаю как глупому, не пробовал, а каждому, кто представляет себе устройство усилителя, должно быть понятно, что никаких противопоказаний на этот счёт быть не должно. В ходе теста мы проверяли это и подтверждаем: никаких признаков деградации сигнала замечено не было. Так что не верьте наставлениям, в которых (при наличии в усилителе входов высокого уровня) сказано, что «если ваше головное устройство снабжено одной парой линейных выходов, надо использовать кабель-разветвитель». Используйте RCA в одной паре каналов и входы высокого уровня — в другой, по крайней мере, у вас появится возможность регулировки фейдера. В общем, кому надо верить, вы уже знаете.

Теперь о мощности. Кажется, не раз и не два в нашем журнале было писано, что 80 Вт на канал (4 Ом) это для усилителя своего рода оптимум. Такая мощность позволяет полностью использовать возможности серьёзных фронтов в обычном включении и сабвуферов при мостовом. Но те аппараты, которые вошли в нынешний тест, это, как правило, младшие представители фирменной линейки четырёхканальников, и такая мощность для них, вообще говоря, не характерна. Но будем реалистами: возможности и качественные показатели 50-ваттного внешнего усилителя несравнимы с таковыми у усилительной микросхемы головного устройства. Сказано же: нормальная жизнь начинается после сорока. Или после пятидесяти. Или...

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 4 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования