КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2004

ВЫБОР КАНАЛА

ЧЕТЫРЁХКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ

Цена от 200 до 300 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Помнится, был когда-то фильм с тем же названием о бескомпромиссной борьбе американских телевизионщиков за право донести до зрителя объективную информацию. Надо сказать, перипетии этого непростого процесса были поданы весьма увлекательно, и зритель (именно этого фильма, а не телевидения вообще) выходил из зала с чувством такого глубокого удовлетворения и гордости за завоевания демократии, какому позавидовали бы и граждане развитого социализма.

Macrom M3A.450
Cadence Q4100
Magnat XCITE 561
Phoenix Gold Octane R5.0:4
Ground Zero GZHA4150X
MTX T404
Signat Fury 800
DLS CA 450
Xetec Xi-240.4
Audiobahn A4401T

В РАЗВИТОМ В ТУ ПОРУ С ТЕЛЕВИЗИОННЫМИ каналами всё было ясно, и проблема выбора не стояла почти никак. Уже потом пришло осознание факта, что даже выбрать ТВ канал, который бы тебя устраивал, не так просто, как кажется. «Канала для всех» нет и не будет, поскольку одним нужны развлекательные программы, другие согласны смотреть только кино, а третьи рассчитывают получить относительно объективную информацию. Последним совсем трудно.

Если под «каналом» понимать канал усиления, то выбор будет отнюдь не проще. Этот «канал» (как и тот) тоже не будет единым на все случаи жизни. Теоретически можно измыслить усилитель с таким набором функций, который подойдёт для любой инсталляции, но понятно, что такой «мастер на все руки» в десяти случаях из десяти будет использоваться не полностью. А кому охота оплачивать балласт из своего кармана? И кроме того, усилителя с универсальной мощностью не может быть даже теоретически. Распространённое мнение о том, что «запас карман не тянет» — заблуждение, иногда дорогостоящее.

Давайте разберёмся. Есть усилитель №1, который способен создать на нагрузке напряжение сигнала с амплитудой 20 В, и есть усилитель №2, которому по силам «накачать» все 40. В случае с 4-омной нагрузкой это будет 100 и 400 Вт пиковой мощности соответственно или же 50 и 200 Вт RMS и тоже соответственно. Если нагрузка (акустика) рассчитана на 70 Вт среднеквадратичных (RMS), а это очень типичное значение для хороших компонентников, то чувствительность второго усилителя надо будет снизить настолько, чтобы амплитуда выходного напряжения не превышала 24 В, то есть уменьшить усиление почти вдвое. Но чаще всего относительный уровень шумов от общего усиления зависит незначительно, а потому уровень собственных шумов на выходе второго усилителя будет (примерно) вдвое выше, чем у первого.

Но это ещё полбеды. Зависимость нелинейных искажений усилителя от амплитуды выходного сигнала имеет вид несимметричной «галочки». Сначала искажения с ростом выходной мощности медленно падают, потому что выходные транзисторы уходят от точки покоя, где есть «ступенька» в форме выходного сигнала, обусловленная моментом переключения. А за полшага к максимальной выходной мощности искажения взлетают ракетой, это уже обусловлено ограничением выходного сигнала. Оптимально, когда усилитель будет работать не слишком близко ни к состоянию покоя, ни к максимуму выходной амплитуды. А излишне мощный аппарат по жизни будет крутиться вблизи холостого хода, внося ничем не оправданные искажения. То есть вы приобрели более мощный и дорогой аппарат и за свои деньги получили не только увеличенное энергопотребление, но даже ухудшение качественных показателей. Вам это надо?

Впрочем, в приведённом выше примере есть элемент литературной гиперболы. Конечно, 400 Вт это явно не «фронтальный» усилитель, а скорее басовый, и речь идет не о таких экстравагантных цифрах, а о разумном запасе мощности (ещё говорят «линейности»). Явное отсутствие такого запаса тоже может ударить по карману. Давно же известно, что от слишком мощных усилителей «горят» басы, а от слишком слабых — пищалки, и это явление, кстати, наблюдается не в пример чаще (мы не берём соревнования по SPL, где басовые головки являются расходным материалом). Как только усилитель начинает ограничивать, в сигнале появляются высшие гармоники, которые как раз и могут нанести твитеру «повреждения, несовместимые с жизнью». Пищалкам, как вы понимаете, всё равно, откуда в сигнале берётся избыток высоких частот, и поэтому, кстати, мы всегда насторожённо относимся к «головам», у которых ограничение появляется уже на линейном выходе. Разумеется, даже слабый усилитель можно «загрубить» до такой степени, чтобы исключить ограничение, но тогда велика вероятность, что вы недополучите уровня громкости. В общем, чтобы полностью использовать возможности акустики, не слишком рискуя её потерять, существует некоторый оптимум мощности. Для нормальных (не исключительных) фронтов это, как мы считаем, примерно 70 — 90 Вт на канал (4 Ом).

В случае, если усилитель работает с сабвуфером, требования к мощности сформулировать становится труднее, поскольку сабвуферы сильно различаются по своим возможностям и «пристрастиям». Хотя, конечно, если вам случилось выиграть в карты 700-ваттный саб, это не значит, что вам непременно надо прикупить к нему в пару соответствующий моноблок.

Как поэт в России, так и усилитель в car audio — больше чем усилитель, и выбором мощности дело не ограничивается. В идеале вы должны чётко представлять себе, какие «обязанности» будет выполнять избранник. В приложении к четырёхканальникам существуют две «типовые» схемы использования. По первому варианту усилитель работает с акустикой фронта и тыла, по второму — всё то же самое, только два канала включены мостом и работают на сабвуфер. В том и другом случае вам понадобятся фильтры с диапазоном перестройки от 60 до 120 Гц, только во втором варианте использования нужны будут как ФВЧ (HP), так и ФНЧ (LP), а в первом достаточно только фильтров ВЧ. Усилители, у которых в одной паре каналов можно включить только ФВЧ, а в другой — только ФНЧ, тоже имеют право на жизнь, но надо понимать, что они рассчитаны на второй вариант использования. В этом случае крайне желательно, чтобы аппарат был снабжён басовым регулятором (бустом). На мой взгляд, буст не является лишним и в иных вариантах инсталляции, поскольку даёт дополнительные возможности настройки, но это происходит только тогда, когда буст можно использовать независимо от того, какой фильтр включён в данный момент. Именно поэтому в последнее время мы всегда стараемся указывать, в каких режимах работает басовый регулятор. Кстати, тенденции нынешнего усилителестроения именно таковы, что буст устанавливается перед переключателем выбора фильтров, в результате с его помощью можно, например, скорректировать АЧХ фронтальной акустики вблизи частоты среза ФВЧ, особенно когда буст не простой, а продвинутый, с регулируемой центральной частотой. Это — наилучшее стечение схемотехнических обстоятельств. Наихудшее — когда буст работает только при включенном ФНЧ (встречается нередко), да еще когда он фиксированный, «все или ничего». Тоже, увы, не раритет.

Ещё одна тенденция заключается в том, что современные усилители (в среднем, конечно) обладают более высоким запасом устойчивости, чем водилось раньше. Давно уже было известно, что те из аппаратов, которые не возбуждаются на нагрузке емкостного характера, звучат в целом лучше, и понятно почему. Они не гонят грязь в выходной сигнал, когда попалась сложная в импедансном отношении нагрузка, а такая в ассортименте компонентной акустики встречается нередко. До прошлого года «средняя по больнице» степень устойчивости была ниже, а в нынешнем тесте почти у половины участников в перечне достоинств фигурирует запись «Высокий запас устойчивости».

Как относиться к усилителям с фиксированными фильтрами — зависит от личных пристрастий. Конечно, такие фильтры существенно снижают универсальность прибора, но для кого-то решающим фактором будет простота инсталляции. В общем, если у вас есть время и желание заниматься настройкой системы, то вы закономерно предпочтёте усилитель с перестраиваемыми фильтрами, но если ваш любимый принцип — «купил и носи», то как раз с фиксированными фильтрами вам будет удобнее. Тем более что такие фильтры делаются точнее, а по характеристикам часто лучше перестраиваемых фильтров, когда те настроены на эту же частоту.

Разумеется, чем шире диапазон перестройки фильтров, тем шире область применения усилителя. Идеальный фильтр для поканального включения перестраивается в диапазоне от 60 Гц до 6 кГц, при этом должно быть возможным одновременное включение фильтров ВЧ и НЧ в одной паре каналов. До сих пор считалось, что усилители с такими фильтрами относятся к своего рода элите и стоить должны соответственно. Но в сегодняшнем тесте попалось даже два участника, которые удовлетворяют этим критериям и предлагаются по вполне разумным ценам.

Какие именно два? Скоро узнаете, и эти два, и остальные ждут вас на следующих страницах.

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2004
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования