КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • АНФАС Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2004

Финишная прямая

акустика Pioneer RS

Андрей ЕЛЮТИН

Топовые модели есть у любой фирмы. У Pioneer, например, верхней и предельной принято считать знаменитый источник DEX-P9 и полагающийся к нему процессор DEQ-P9. Так считают многие, даже большинство, и весьма обоснованно. Другие, в том числе все, кто работает на Pioneer, знают, что это не совсем так...

ОНИ ЗНАЮТ, ЧТО Р9 (И ТОТ И ДРУГОЙ) ВХОДЯТ В серию аппаратуры PRS (Pioneer Reference Series). В этой же серии живут три модели усилителей PRS, одна модель двухполосной компонентной акустики и 12-дюймовый сабвуфер. Это — все, никаких «сто моделей того, сто моделей сего». Всякая иерархия кверху сужается, оттого верхняя серия по номенклатуре невелика. Но у Pioneer есть еще одна линейка техники, еще выше и оттого еще короче. Это — Pioneer ODR (Optical Digital Reference). До недавнего времени серия ODR состояла из источника RS-D7R и двух усилителей: RS-A9 и RS-A7.

Как следует из названия серии, все что можно в ней было цифровым и связанным между собой по оптическим кабелям. При этом функции между устройствами разделялись не совсем обычным образом. Источник, помимо функций собственно CD-ресивера, служил и управляющим центром системы, а усилитель RS-A9 включал в себя и центральный процессор, получающий указания по шине данных с головного блока. Другие усилители (если требовалось больше четырех каналов) могли быть модели RS-A7, без процессора, но тоже с оптическим входом, они в сложной системе получают сигнал, приготовленный для них в процессоре «главного» усилителя. Такой вот в высшей степени неординарный и амбициозный тракт был еще совсем недавно незавершенным. Не хватало сущей безделицы, именно той, что превращает электрический (пусть даже и с оптическим уклоном) тракт в звуковой. Акустики, которую конструкторы ODR сочли бы соответствующей своим критериям.

Такая акустика увидела свет в этом году. В середине мая Pioneer пригласил журналистов из всех стран Европы в Копенгаген, специально на презентацию и демонстрацию акустики RS, венчающей тракт ODR. То единственное нецифровое и неоптическое, что есть в референсной системе, финишная прямая звука, окрещена символично: на ступень ниже стоит Pioneer Reference System, а эта — просто Reference. Что надо понимать так: эталон не только для Pioneer, но и для всех остальных.

Компоненты RS были представлены и в сборе, и по составным частям и деталям, во всех видах, включая, разумеется, и собранную на них демонстрационную систему, даже две: одна — в студии прослушивания, вторая — в автомобиле, нарочно для этого пригнанном из соседней Швеции.

Не знаю как вы, но я никогда прежде не видел акустики, каждая, без исключения, деталь которой создавалась бы таким образом: для поиска наилучшего решения снимались все рамки, и технологические, и стоимостные, и психологические. Под последними я понимаю естественное желание инженера-разработчика мысленно делить технологические решения на новые и старые и подсознательно тянуться к новомодным потому лишь, что они таковы. Здесь задание было явно поставлено следующее: найти оптимальное решение. Если оно требует применения материалов и технологий, до сих пор не применявшихся — мы будем первыми. Если оно будет основано на принципах, известных полвека, но превзойдет разработки последних двух лет — выбирайте его. Материалы — любые, от клея из костной муки до монокристаллического бериллия, если докажете, что ваш выбор наилучший — делайте из того, что выбрали.

Понятно, что разговора этого я не слышал, а услышь — не понял бы, не силен в японском. Но что-то в этом роде должно было быть сказано, об этом можно судить по результатам. Акустика получилась в технологическом отношении совершенно невиданная, в том числе это касается и неожиданных сочетаний материалов, от самых рутинных до впервые освоенных. Конструкторы не скрывали, что отправной точкой для создания RS была уже освоенная PRS, но от прототипа они ушли очень далеко.

В акустическую систему RS входят четыре излучателя: пищалка, среднечастотник, мидбас и сабвуфер. Чтобы понять, как все устроено, двинемся в этом же порядке.

Пищалка TS-T01RS — это 3,5-сантиметровая кольцевая мембрана из титановой фольги толщиной 20 микрон с поперечным сечением в виде двух неравновеликих волн для устранения каких-либо предпосылок для собственных резонансов излучающей поверхности. Опирается мембрана на неподвижное основание не только по внешнему диаметру, но и по периметру центрального отверстия, с тем, чтобы свести к минимуму неосесимметричные колебания. Основание, к которому крепится упругий подвес мембраны, впервые в практике car audio, да и вообще акустики, насколько известно автору, изготовлено из вольфрама, материала с плотностью 19,3 г/куб. см, почти ровно такой же, как у золота, вдвое большей, чем у меди, и в семь раз большей, чем у алюминиевых сплавов. Именно высокий удельный вес и стал причиной для выбора этого металла, максимально тяжелая опора — залог отсутствия «отдачи» при колебаниях подвижной системы и вызванных этим искажений. Хорошо, кстати, что существует на свете вольфрам, я уточнил по справочнику, сравнимый удельный вес есть, как уже говорилось, у золота, платины и осмия, и не будь на свете вольфрама, японские инженеры обратились бы к этим металлам, их решимость найти оптимальные (пусть и экстремальные) решения очевидна и внушает почтение на грани страха.

В центре кольцевой мембраны — полированное бронзовое фазовыравнивающее тело, оно, как и вся геометрия излучателя, рассчитано на формирование оптимальной диаграммы направленности головки именно в ожидаемых условиях ее применения. А они, учитывая цифровую природу остальных компонентов, — типично «процессорные», когда ВЧ-головки могут работать «в лоб», без неизбежного в беспроцессорных системах отворота от слушателя. И в этих условиях, по оси, TS-T01RS, по заявке производителя, сохраняет излучающую способность до 48 кГц (при нижней границе рабочей полосы частот 1200 Гц).

Пищалка снабжена камерой акустической нагрузки полусферической (понятно зачем, для устранения стоячих волн) формы, отлитой из цинкового сплава, который вообще в серии RS повсеместно заменяет алюминиевые сплавы, за больший удельный вес и более высокие внутренние потери.

Ниже по частоте работает среднечастотник TS-S01RS. Диффузорный, именно такой тип излучателя сочли оптимальным для этой роли конструкторы, ничем не ограниченные в выборе. С диффузором из... целлюлозы, самого древнего материала, применяемого для изготовления динамиков. И со складчатым подвесом, гофром в изначальном смысле слова, который давно не приходится видеть на лице у динамиков. Впрочем, традиционность материалов целлюлозой и ограничивается. Центральный колпак, в среднечастотнике играющий не меньшую роль в звуковоспроизведении, нежели диффузор, только на более высоких частотах, выполнен из титана с углеродным (читай — алмазным) микронапылением, а кажущийся отштампованным заодно с диффузором гофр — из ткани с невысыхающей пропиткой демпфирующей тиксотропной жидкостью. Корзина отлита из цинкового сплава, магнит — неодимовый, а центрирующая шайба закреплена не на корзине, а на отдельном опорном кольце из того же вольфрама. С той же целью, что и в ВЧ-излучателе. В отличие от пищалки, акустический бокс (цинковое литье) сделан съемным, с боксом нижняя граничная частота 8-сантиметрового среднечастотника составляет 160 Гц, а без бокса, если допускают условия установки — около 70 Гц. Верхний же предел разработчики установили на отметке... 24 кГц. В этом одна из составляющих философии системы RS: каждый компонент должен линейно работать в полосе частот намного шире той, которая ему позволена кроссовером, это гарантирует максимальную корректность полосных излучателей как в своей полосе, так и в зоне совместной работы двух головок.

Это же относится и к 17-сантиметровому мидбасу TS-M01RS, для которого частотные пределы заданы как 28 — 11000 Гц. При такой полосе частот система допускает и двухполосную конфигурацию, без среднечастотника: перекрытие рабочих полос мидбаса и пищалки более чем достаточно и в этом случае. У TS-M01RS диффузор, подвес и корзина аналогичны тем, что применены в TS-S01RS, с соответствующим ростом в размерах, но, разумеется, иначе устроен центр диффузора. Обратите, кстати, внимание: по целлюлозным диффузорам НЧ и СЧ-головок идут кольцевые ребра, какие чаще всего можно увидеть в широкополосной профессиональной эстрадной акустике. Известный, но, в силу распространения иных, нежели литая целлюлоза, материалов, ныне почти забытый способ упорядочить работу диффузора в зонном режиме и как следствие — драматически расширить полосу пропускания в области верхних частот. В конструкции TS-M01RS применена уникальная (и ожидающая оформления патента) система крепления центрирующей шайбы. Она крепится к опорному кольцу (из вольфрама, разумеется), а кольцо скреплено с корзиной так, что опирается на нее в пяти точках, а не сплошняком по окружности. Все это — для максимального подавления побочных резонансов.

Сабвуфер для системы RS предлагается один, и если бы TS-W01RS вдруг оказался обычной конструкции и ничем не удивлял, было бы странно. Прежде всего любопытно, что оптимальным калибром сабвуфера для аудиосистемы с предельным требованиями к качеству звучания инженеры Pioneer сочли 10 дюймов, а не 12, что кажется логичным. При этом в конструкции самым причудливым образом сочетаются: литой, вместе с центральным колпаком, из целлюлозы диффузор, каучуковый гофр переменной толщины, звуковая катушка диаметром 140 мм и набранный из 12 сегментов «внутренний» неодимовый магнит. Две последние особенности сабвуфера не только обеспечили ему очень маленькую габаритную глубину, всего 75 мм, это как раз при проектировании наверняка считалось делом десятым. Важнее, что отверстие вентиляции звуковой катушки по диаметру настолько велико, что тыльная сторона диффузора работает на объем акустического оформления практически без всяких препятствий всей площадью равномерно, а значит, деформации диффузора от неравномерности распределения давления минимальны.

Там, в столице датского королевства, представление акустики RS как образца инженерного искусства было логически продолжено демонстрацией ее работы как музыкального инструмента. Надо отметить, что журналистская братия оказалась хорошо подготовлена к предстоящему мероприятию, не у меня одного были с собой диски с известным музыкальным материалом. В общей сложности два часа гоняли систему из трех усилителей ODR и полного комплекта акустики RS (с двумя сабвуферами) в лучшей в Дании (и не только) звукозаписывающей студии Sweet Silence, именно в том помещении, где записывались музыканты от Пола Маккартни до «Металлики».

Пересказывать впечатления от прослушивания эксклюзивной аудиосистемы — дело в высшей степени неблагодарное, и главное, безнадежное. Разумеется, впечатление сильное. Разумеется, это не помешало на каком-то этапе развернуться целой дискуссии, сопровождавшейся сменой дисков на привезенные с собой. Разумеется. Но два впечатления от датской столицы у меня до сих пор ярки в памяти: одно, побледнее — город, разукрашенный, как под Рождество в преддверии свадьбы члена королевской фамилии. Второе, более яркое — это как звучит рояль в исполнении RS. А еще говорят, что звуковая память недолговечна...

Отправной точкой для создания RS была уже освоенная PRS, но от прототипа ушли очень далеко.

TS-T01RS — это 3,5-сантиметровая кольцевая мембрана из титановой фольги толщиной 20 микрон с поперечным сечением в виде двух неравновеликих волн.

Среднечастотник TS-S01RS диффузорный, именно такой тип излучателя сочли оптимальным конструкторы, ничем не ограниченные в выборе. В отличие от пищалки, у среднечастотника акустический бокс (цинковое литье) сделан съемным.

TS-S01RS при снятом боксе: позади бумажного диффузора корзина из цинкового сплава и неодимовый магнит.

Частотные пределы 17-сантиметровому мидбасу TS-M01RS заданы как 28 — 11000 Гц.

Оптимальным калибром сабвуфера для аудиосистемы с предельными требованиями к качеству звучания инженеры Pioneer сочли 10 дюймов. При 140-миллиметровой звуковой катушке.

В конструкции TS-M01RS применена уникальная (и ожидающая оформления патента) система крепления центрирующей шайбы.

Рубрики • АНФАС Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования