ОТ СЕМИ ДО ПЯТНАДЦАТИ...
ПОТОЛОЧНЫЕ МОНИТОРЫ • Цена от 400 до 1100 у.е.
Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Media Mobile MR-701 •
Power Acoustik PT-852CM •
Necvox RE-9269 •
Phantom 515-R
Eton LCM 1731 •
Alpine TMX-R700 •
Daxx M106W •
МЁД & ДЁГОТЬ
Если заголовок наводит вас на мысли о сроках, то ничего такого я не
имел в виду, это вы сами виноваты, слишком часто криминальную
хронику смотрите.
А телевизионный экран приспособлен и для куда более жизнеутверждающих
и богатых в художественном отношении зрелищ. Особенно, если качество
изображения высокое, а размер его соответствует размеру помещения.
Для помещений, в которых мы обычно ездим, это будет как раз от
и до обозначенного
в заголовке...
ЕСЛИ В ДЮЙМАХ. ИНТЕРЕСНО ПОЛУЧАЕТСЯ С единицами измерения. Те
же англичане, которые придумали все эти дюймы, футы и ярды,
нынче от них старательно
открещиваются. То есть, подозреваю, что им они по-прежнему
классово близки, но всё же они пользуются преимущественно теми мерами,
которые
понятны
всему прогрессивному человечеству. (Кроме пива. Пинта — это
святое.
Налейте тому же англичанину пол-литра вместо любимой со школьных
лет пинты, и
он вас засудит за недолив почти 70 граммов). Допустим, что
мерить в дюймах диагональ кинескопа довольно удобно, там этих дюймов
много, не меньше
четырнадцати. Те же единицы применительно к автомобильным мониторам
оказываются менее удачными, поскольку дюймов мало и число получается
не всегда круглое.
Тем не менее, мне ещё не встречался автомобильный монитор,
размер экрана
коего был бы указан только в миллиметрах. Так что мы тоже не
решились убрать дюймовые размеры из таблицы технических характеристик
и
только перевели их на вторую позицию, после миллиметров.
Зато решились избавиться от другого американизма — простых
дробей в характеристике формата дисплея. Для этого у нас
были более
веские основания,
нежели
модные теперь антиамериканские настроения. Казалось бы —
4:3 и 16:9 — привычно и понятно, зачем их менять на 1,33:1 и 1,78:1?
Объяснение
простое:
мир стал сложнее, и в рамки простых дробей он уже не вписывается.
Более конкретно: технология ЖК-дисплеев обладает высокой
гибкостью в сравнении
с кинескопами, поэтому не так уж редки экраны промежуточного
формата.
К примеру, у одного из участников формат дисплея «по-старому»
можно было обозначить как 5:3, у другого — 3:2, а теперь
быстро и без
калькулятора: какой из них шире? Вот то-то же, двенадцать
секунд с вашим высшим
образованием и нашей подначкой. В форме десятичной дроби
всё становится на свои
места:
очевидно, что 1,67:1, a little шире, чем 1,5:1. Попутно напомню,
что все дисплеи с форматом шире, чем 1,33:1, имеют несколько
режимов представления
кадра, предназначенных для воспроизведения «широкого» и «нормального»
изображения, а также призванных обеспечить более полное использование
площади экрана при работе с «нормальной» (1,33:1) картинкой.
Инвариантов только два: NORMAL и WIDE (иногда FULL) — это
когда обычная и широкая
картинка воспроизводятся без геометрических преобразований
и без пропадания части изображения. В первом режиме из этих
двух
часть
площади дисплея
остаётся неиспользованной. Остальные («растянутые») зависят
от фантазии и предпочтений разработчиков и, соответственно,
разнятся
в зависимости
от производителя. Кстати, лидирующее положение в выпуске
дисплеев для наших, мобильных нужд занимают два гиганта: Young Displays
(Корея) и Punch Video (Тайвань). Хотя в настоящее время производителей
ЖК-дисплеев
становится всё больше.
В отношении необходимости присутствия звука в малогабаритных
мониторах существует два резко несовместимых мнения. Одни
считают, что монитор
(и тем более телевизор) должен быть законченным устройством,
а раз так, то здесь должны быть и картинка, и звук. Вторые
не менее
резонно
утверждают,
что в компактном корпусе разместить мало-мальски приличные
динамики всё равно не удастся и лучше со звуком не связываться
вовсе.
Тем самым понятию
«монитор» возвращается его изначальный смысл — видеоконтрольного
устройства. Впрочем, профессиональный монитор (которые
на студиях стоят десятками)
— это одно, ему «разговаривать» и не положено, монитор
для личного пользования — совсем другое. Прогрессивное человечество
давно
придумало наушники,
которые нужны там, где слушать через динамики невозможно
или нежелательно. Использование проводных наушников в машине
не
очень оправдано с
практической точки зрения, и звук в таких случаях передают
по ИК или ЧМ-каналу.
Стоимость модулятора нынче настолько низкая, что серьёзно
говорить о возможном
удорожании конечного продукта, наверное, не стоит, тем
более что автомобильные мониторы «в сборе» — устройства далеко
не копеечные. Короче, тем из
мониторов, в которых совсем не было предусмотрено средств
воспроизведения звука,
мы нещадно снижали оценку в графе «Оснащённость». Измерить
характеристики ИК или ЧМ-тракта по напряжению, не раскурочив
наушники, нельзя,
поэтому мы мерили характеристики звукового тракта только
у тех устройств,
где есть прямой (немодулированный) выход.
Зато, по мере выхода на сцену больших дисплеев, мы сочли
целесообразным ввести ещё один оценочный параметр — площадь
экрана. Тут важно
понять, что площадь экрана для нас важна не сама по себе,
а как характеристика
комфортности просмотра. Как вы понимаете, оптимальная
дистанция от зрителя до монитора тем больше, чем больше экран. Зритель
вообще существо непоседливое,
а если он одновременно является и пассажиром авто, то
его
непоседливость возрастает в той мере, в которой снижается
качество дороги
или возрастает
плотность трафика. Перемещение головы как в продольном,
так и в поперечном направлении будет тем заметнее, чем
ближе
находится экран (в поперечном
— вследствие направленных свойств дисплея). И вообще,
внутри угла
с оптимальным качеством изображения можно разместиться
лишь в
одиночку, если диагональ
экрана 177 мм (7 дюймов), а если диагональ 250 мм и выше,
то можно уже смотреть кино в компании. С другой стороны,
если
диагональ 380 мм, то
оптимальная дистанция примерно 1,2 м, и это значит, что
в некоторых машинах потолочный монитор стоило бы ставить
на
место зеркала
заднего
вида. Вывод,
как всегда, очевиден: самые крупные мониторы вряд ли
целесообразно ставить в машины среднего класса и ниже.
Непременной принадлежностью потолочных мониторов являются
лампы освещения, ибо штатный осветительный плафон,
как правило, бывает
вытеснен с
потолка монитором. Обычно плафон монитора, как и штатный,
может работать либо
от датчиков открывания двери, либо независимо от него.
Встречаются более простые варианты, когда лампа включается
только своим
выключателем. За
недостатком места я не буду в тесте обращать ваше внимание
на эти подробности, поскольку очень сомневаюсь, чтобы
они повлияли на
ваш выбор. Но ток
потребления ламп мы измерили, он колеблется от 0,35
A (Power Acoustik) до 0,6 A (Eton,
Alpine и Daxx).
Теперь о существенно более важных измерениях, по возрастанию.
Частотную характеристику звукового тракта мы измеряли
на стандартной нагрузке:
1 кОм для линейного выхода и 100 Ом для выхода на
наушники. Относительный уровень шумов приведён к входному сигналу
1,5 В — это примерно
средний уровень выхода для мобильных DVD-проигрывателей.
Сложнее всего измерить в LCD-мониторах максимальную
яркость. В кинескопах всё просто: прибавляй контрастность
до тех
пор, пока
на тестовой
таблице не появится «заплывание» переходов от белого
к чёрному, затем одна
ступенька регулятора в обратную сторону, и можно
мерить яркость — но уже на белом
«объекте», размер которого определён стандартом.
В ЖК-дисплеях «заплывания» не происходит никогда,
и выручает
только
то, что на тестовом диске
записано более полутора десятков светлых полей
вплоть до 100% размаха сигнала.
Тогда при некоторой сноровке максимальную яркость
можно установить по сохранению линейности приращения
яркости
до самого светлого
поля. Иногда
максимальную яркость приходится снижать, если произошло
снижение контрастности, то есть возросла засветка
черных полей теста.
С настройкой яркости
у ЖК-дисплеев тоже не так всё просто. Та самая
полоса «чернее чёрного», которая исправно служит для настройки
кинескопных
ТВ и мониторов,
в LCD
может быть либо всегда видна, либо не видна, независимо
от регулятора яркости. Тут опять приходится ориентироваться
на сохранение стабильно
низкой засветки чёрных участков. Одно радует: в
отличие от
кинескопов, максимальная яркость здесь не зависит
от размера светлого пятна
— она обусловлена яркостью свечения лампы тыловой
подсветки, которая постоянна
и в пространстве, и во времени. В пределах срока
службы лампы, а
это, как правило, очень долго.
Но тогда возникает вопрос: если нам так уж хочется
иметь высокую яркость, нельзя ли взять лампу
помощнее — делов-то?
Оказывается,
нельзя. Конечно,
у газосветной лампы с холодным катодом к.п.д.
куда выше, чем у лампы накаливания, но в столь малом
объёме она
тоже изрядно
греет
ЖК-структуру.
Кристаллы становятся более подвижными, яркость
чёрного повышается быстрее, чем яркость белого,
контрастность
падает. Как ни
удивительно, но качество
ЖК-дисплея отнюдь не в последнюю очередь определяется
правильностью выбора лампы, и в этом вам предстоит
вскоре убедиться на
конкретных примерах.
От семи до пятнадцати...
|
|
|
|
|