КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ПРОВЕРКА НА ДОРОЖКАХ Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2004

Выход из кризиса

Аудиоанализатор PHONIC PAA2

Андрей ЕЛЮТИН

А ведь у нас в разгаре кризис, вы не заметили? Только не кризис 1998 года, который был давно и для всех, а свой, маленький, отраслевой и уютный. В знаменитом девяносто восьмом выход из кризиса как раз был найден, но потом мы его потеряли, и не по своей вине. Это я про измерительную технику для car audio.

ВСЕМ ЗАНЯТЫМ ПО РОДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬности установкой аудиоаппаратуры в автомобиль средства для измерения частотной характеристики по звуковому давлению в салоне необходимы. Насколько необходимы? Если не драматизировать, то как хлеб, как воздух, как самолёты ИЛ-2 фронту, как лето соловью и кровь ворону. Приблизительно...

Создала ли мировая индустрия такие средства? А как же. Бессмертный, кажется, прибор AudioControl SA-3055 выпускается давно и поныне. Он большой, хороший и дорогой, кого это сочетание устраивало, себе такой завели. «Большой» означает 350 x 250 x 100 мм, для переноски прилагается сумка с наплечным ремнём, в общем — агрегат. «Дорогой» — это 1600 — 1800 долларов США, как повезёт, пока 3055 доедет сюда, обрастёт жирком ещё в среднем на тысячу.

В 1998 году у SA-3055 появилась очень неплохая для своего времени альтернатива — приборы французской фирмы Euraudio. О них довольно подробно, под заголовком «Карманный вариант», рассказывалось в далёком от настоящего момента №10/1999. Действительно, тогда это было весьма малогабаритно и заметно доступнее, чем AudioControl, $1300 — 1500 со всеми накрутками. «Еврами» активно пользовалось немало профессиональных студий, они же стали на долгое время стандартными приборами на соревнованиях по SQ и по SPL, во втором случае — с отдельным «силовым» микрофоном.

Нарекания к Euraudio были, они относились и к цене — всё же многовато, и к габаритам, и к прожорливости, внутренних аккумуляторов хватало ненадолго, а постоянно подтыкаться к прикуривателю не слишком удобно. Заелись, в общем, профи, и наказание не заставило себя ждать: в прошлом году производство Euraudio всех моделей было прекращено, а личный состав фирмы, ничего другого не производившей, распущен по домам.

Чем стали измерять АЧХ те, кто продолжал заниматься своим делом в car audio, невзирая на крах французской фирмы? Кто чем. Кто-то сооружал измерительные системы на базе ноутбуков, кто-то последовал рекомендациям профессора Свободы по использованию для RTA-измерений широкополосных шумомеров. По точкам, дёшево но муторно.

Однако сказано было в одной баптистской проповеди: «Господь никогда не захлопывает двери, не открыв перед этом другую». Её надо просто найти, и в этот раз она нашлась в далёком от помещения редакции Иркутске.

Там довольно давно и довольно успешно функционирует фирма Asia Trade Music. О существовании car audio и бурлящих вокруг этого дела страстей там почти не подозревают, страстей хватает своих, бурлящих в мире профессионального звука: сцена, залы, студии и тому подобное. В числе поставщиков профессиональной техники — фирма PHONIC, со штаб-квартирами в городах Тайбей (это на Тайване) и Тампа (это во Флориде). Большая часть того, что выпускается под неведомой для нас маркой (согласитесь, ведь слышите впервые, если только нет за вами тяжелого музыкантского прошлого) для нас непонятно и бесполезно: эстрадная акустика, процессоры сигнала типа всяких лимитеров, компрессоров и гармонайзеров. И только недавно, в полном соответствии с баптистской проповедью о господней мудрости, в гигантской гамме продукции появился скромный приборчик под названием PAA1. Буквы означают Personal Audio Assistant, и, создавая прибор, специалисты PHONIC меньше всего думали о нас с вами. «Аудиоассистент» предназначался и предназначается для инженеров, ставящих звук в залах и прочих местах, подвергшихся принудительному озвучиванию.

А мы что, делаем что-то другое? У нас просто помещение самодвижущееся. А функциональное оснащение прибора оказалось как по мерке пошито для нужд car audio.

Очень скоро вслед за дебютным PAA1 появился PAA2, отличающийся от первенца более удобным управлением, большим количеством функций и отсутствием совершенно ненужного нам режима тестирования кабелей с разъёмам XLR на правильность распайки. Цена при этом (а то ведь вы наверняка уже задавали себе вопрос насчёт этого) осталась более чем вменяемая, чуть больше пяти сотен условными единицами. Похоже, в каком-то баптистском молельном доме за нас замолвили словечко ещё раз.

Габариты у PAA2 действительно карманные, без натяжки. Размеры по корпусу примерно 150 х 80 х 40 мм, вес 340 г (легче, чем номер журнала, который у вас сейчас в руках). Для удобства работы «в поле» прибор комплектуется чехлом, но не с наплечным ремнём, как фронтовая радиостанция, а со шлёвкой для ношения на поясе, как мобильник.

Питание прибора — от четырёх батареек АА или же, разумеется, от сетевого адаптера. Последним желательно пользоваться всегда при работе в стационаре, то есть при сбросе данных на компьютер, поскольку от одного комплекта батареек прибор проработает часа 4 (проверено). Так что очень кстати, что режим питания можно запрограммировать так, что после 15 минут бездействия (не нажата ни одна кнопка) прибор выключается. Шнура же для питания от прикуривателя не предусмотрено (по понятной причине: создатели прибора о его работе в машине и не думали), и это, разумеется, недостаток, что уж говорить.

Итак, расчехляем обновку и смотрим, что есть, чего нету. Большую часть лицевой панели занимает ЖК-дисплей, обычной, желтовато-серой масти, без многоцветья и без прожорливой подсветки. Подсветка есть, но очень сдержанная и потому экономичная. Её оказалось, впрочем, достаточно для работы в салоне машины в тёмное время, проверено. Органов управления немного, причём те, что на виду на передней панели, как раз не главные. Главного практически не видно: это рифлёное колесико на боковой стенке, так называется Jog Control. Оно работает очень похоже на колёсико компьютерной мыши: вращая, перемещаешься по пунктам меню, нажав — выбираешь нужный.

Основной режим работы PAA2, естественно, режим RTA, анализа АЧХ в реальном времени. Число полос — 30, то есть ровно по треть октавы, диапазон, помещающийся на экране — 60 дБ. Этот диапазон можно (из меню) разместить в пределах 30 — 90, 50 — 110 или 70 — 130 дБ. Время усреднения выбирается из четырёх значений: 35, 125, 250 мс, 1 с. Как и положено в серьёзной (пусть и очень маленькой по размерам) технике, есть все три основные типа взвешивающих фильтров: А, С или никакого, последнее для нас особенно важно.

Работа с прибором в этом режиме проста и интуитивно понятна. Частокол RTA быстрее или медленнее (в зависимости от установленного времени осреднения) шевелится, что можно остановить, нажав на ENTER (или колёсико Jog Control). Измерение прекратится, экран «замёрзнет», и теперь можно не торопясь пройтись вдоль оси частот (стрелками или тем же колёсиком) и увидеть в окне справа точное значение звукового давления в выбранной полосе.

Можно заставить время остановиться и по-другому, на этот раз ещё капитальнее, занеся измеренные данные в память. В приборе 10 ячеек памяти плюс ещё 6 — для осреднённых результатов. Это в большом ходу у «зальных» звукоинженеров, которые измеряют АЧХ в разных точках зала и определяют необходимую среднюю коррекцию. Однако процедура оказалась неожиданно увлекательной и в салоне машины, где, как вы понимаете, АЧХ на передних и задних сиденьях была существенно разной, а на двух передних — немного, но тоже неидентичной. Как при этом определяется характер необходимой частотной коррекции? Обыкновенно, на четырёх батарейках. PAA2 этому обучен.

Измерив АЧХ в нескольких точках (а можно, кстати, и в одной), здесь обязаловки нету, прибор переводится в режим EQ SETTING и с одной кнопки показывает на экране величину коррекции по всем тридцати третьоктавным полосам. И, как и в режиме измерений, можно пройтись колёсиком вдоль частокола и получить значение коррекции в данной полосе с точностью до 0,1 дБ.

Это всё делается не отходя от кассы, то есть — не выходя из салона объекта измерений. Но, говорят, в этом мире есть вещи, именуемые компьютерами, и с ними PAA2 умеет общаться совершенно полноценно.

К прибору придаётся диск с несложным, но специализированным софтом, с помощью которого можно либо работать дистанционно, получая данные в реальном времени на экран, либо выгружать из памяти PAA2 то, что его попросили хорошенько запомнить, пока ещё не отошли от кассы. Подключённый к компьютеру прилагаемым шнурком (мини-джек 3,5 мм на одном конце, разъём под COM-порт — на другом) PAA2 начинает с того, что без напоминаний сбрасывает в компьютер содержание памяти. Всех ячеек сразу. Собственно, часто этого и достаточно, можно теперь в приспособленном помещении смотреть, что получилось, причём уже не только в виде отдельных цифр, но и сводной таблицы всех значений (справа на экране). Это делается и применительно к результатам прямого RTA-измерения, и после вычисления прибором рекомендуемых установок третьоктавного эквалайзера. Всё, разумеется, можно немедленно распечатать, уж это — самое простое.

Умеет ли PAA2 ещё что-нибудь? На случай, если кто-то сочтёт, что за те деньги, в которые его оценили продавцы, перечисленного мало... умеет. Устроившиеся на нижней стенке два глубоко профессиональных разъёма XLR, выдающие тайну рождения прибора в семье Pro Audio, делают его приспособленным и для электрических измерений в том же частотном диапазоне, что и акустических, и в тех же режимах. А диапазон измеряемых величин переменного тока — от 5 мВ до 80 В в трёх поддиапазонах. Что это означает на практике, едва ли нужно объяснять, это и настройка кроссоверов на усилителях, и уровня сигнала, и даже локализация электрических помех.

Почему разъёмов два? А потому что вход и выход. Последний нужен для того, чтобы выводить на волю сигналы встроенного (за те же деньги) генератора. Генератор вырабатывает собственный розовый шум, так что, заготовив правильные шнуры, можно с АЧХ работать, и не с диска, а с генератора, синусный сигнал 1 кГц и специальные импульсы для определения полярности сигнала на выходе. К сожалению (и это, в сущности, единственное замечание к прибору, родившееся в ходе его пробной эксплуатации), только в электрическом виде. Вот если бы можно было, подавая на вход тракта сигнал с прибора, определять его относительную фазу с микрофона, подносимого к каждому отдельному динамику, то это было бы вообще.

Ну и напоследок, чтобы не оставлять белых пятен: в приданом PAA2 есть, как стало ясно, диск с софтом для диалога с компьютером, но он же служит и тестовым диском с эталонными сигналами нормированной амплитуды, тестом на относительную фазу и, разумеется, шумовыми сигналами. То есть — всё, что нужно, и намного больше, чем давали за гораздо более высокую цену всего несколько лет назад. Кризис, можно считать, преодолён...

Ипостаси экрана PAA2 многочисленны. В любой момент вызывается меню, из которого выбирается необходимый режим. Основной, разумеется — RTA. В этом режиме значение звукового давления в любой из 30 полос можно вывести на дисплей в виде цифр, соответствующий «столбик» на диаграмме при этом мигает. Можно перевести прибор в режим простого шумомера, можно определить необходимые установки третьоктавного эквалайзера, можно, наконец, записывать и извлекать из памяти замеренные АЧХ.

Портативный RTA-анализатор PHONIC PAA2

Тип микрофона конденсаторный всенаправленный
Линейный вход/выход балансные, XLR (2)
Выход данных мини-джек 3,5 мм / RS232
Дисплей ЖКИ 160 х 160 пикселей, с отключаемой подсветкой
Представление информации 31-канальный барграф,
разрешение 0,5 дБ, видимый диапазон 60 дБ,
цифровые данные с точностью 0,1 дБ
Центральные частоты 20 Гц — 20 кГц
через 1/3 октавы по стандарту ISO
Диапазон измеряемых значений
SPL 30 — 130 дБ
(30 — 90, 50 — 110, 70 — 130)
Напряжение (по XLR) 5 мВ — 80 В
(5 мВ — 2,45 В, 14 мВ — 14 В, 77,5 мВ — 80 В)
Взвешивающие фильтры А, С, FLAT
Время осреднения 35 мс, 125 мс, 250 мс, 1 с
Память 10 ячеек + 6 ячеек для осреднённых данных
Генератор сигналов синус 1 кГц, розовый шум, импульсы полярности
Уровень сигнала на выходе -10 dBu (0,245 В RMS)
Питание 6 В (4 элемента АА или сетевой адаптер)
Время работы от одного комплекта батарей ок. 4 часов
Размеры (с убранным микрофоном) 145 х 83 х 39 мм
Масса 340 г
Ориентировочная розничная цена $540

При подключении PAA2 к компьютеру и переводу системы в режим on-line на экран идут данные в реальном времени. Если надо в не реальном, а удобном для работы, то следует запомнить результаты измерений в памяти прибора, притащить его к компьютеру и подключить. Он сам сгрузит запомненное. Для примера мы измерили и перегрузили в компьютер АЧХ дорогой и хорошей домашней акустики (марку называть не будем, но вообще-то это B&W). Чтобы оценить неравномерность АЧХ и (как опция, на усмотрение) требуемые величины коррекции, вносимой с помощью третьоктавного эквалайзера, перешли в режим off-line и выбрали из меню EQ SETTING для текущей кривой. Получили всё в виде картинки и конкретных цифр по полосам. Выяснилось, что и корректировать-то ничего не надо: основная неравномерность приходится на низкие частоты, а здесь форма АЧХ очень сильно определяется положением слушателя (а при измерениях — микрофона) в комнате. Отсюда и процедура осреднения, которой мы в этот раз пренебрегли.

Вторая пара графиков получена с привлечением полевых данных. Это АЧХ, снятая в салоне приличной иномарки со штатной аудиосистемой. В принципе, масштабы бедствия уже понятны, тем не менее мы попросили PAA2 прикинуть, как можно поправить дело с помощью эквалайзера. Как честный прибор, PAA2 сообщил, что в середине полосы пропускания ещё можно что-то сделать путём суровой коррекции, а вот на краях возникла ситуация того, что не лечится, провал в 20 дБ исправлению не подлежит. Безнадёжные полосы PAA2 помечает тревожным багрянцем.

Получив в распоряжение новое средство измерений, естественно оценить точность и состоятельность его показаний. Печкой, от которой осуществлялся этот танец, послужила, само собой, система Audiomatica CLIO (версия программного обеспечения, для буквоедов — CLIOwin 6.51). Микрофоны CLIO и PAA2 были помещены в одну точку, на CLIO выбран режим RTA в третьоктавных полосах и сняты две характеристики уже упоминавшейся дорогой и хорошей. Потом данные экспортировались из CLIO и из памяти PAA2 в виде текстовых файлов. Чтобы их сопоставить плечо к плечу, пришлось некоторое время повозиться, потому что CLIO пишет одно измерение и в столбец, а PAA2 — сразу все и в строку, но работа эта разовая, для испытаний и проверки, так что ничего страшного. Итог — построенная с помощью Excel диаграмма с показаниями обеих систем. И полученная тем же программным продуктом имени Уильяма Гейтса диаграмма разночтений по частотным полосам. Расхождения, как мы видим, есть (было бы удивительно, если бы их не было, это означало бы, что нас до срока вознесли на небеса, а измерительная техника калибровалась лично апостолом Петром). Однако среднее по всему диапазону отклонение составляет 0,13 дБ, а максимальное — меньше 2 дБ, что сущие пустяки по сравнению с теми рельефами на АЧХ, что обычно приходится выправлять в машине.

Рубрики • ПРОВЕРКА НА ДОРОЖКАХ Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования