КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2004

РЕДКИЕ ЗЕМЛИ

Сабвуфер DLS Ultimate Iridium12

Марк ГАСАНОВ, измерения Юрий ЕВТУШЕНКО

Иридий, в честь которого назван этот сабвуфер — металл редкоземельный. Как и неодим, применяемый у нас повсеместно в магнитах пищалок, а время от времени — и мидбасов. Случись таким металлам оказаться основой магнита этого произведения, тут бы сказке и был конец. При весе магнита больше пяти кило это было бы уже экспортом металлов в промышленных масштабах. Что у нас довольно быстро начинает называться «в особо крупных». К счастью, экспортировали изделие из Швеции, с них и спрос.

ДА И МАГНИТ НЕ РЕДКОЗЕМЕЛЬный, так, обычный феррит, колечко диаметром 220 мм. Вообще, я не знаю, в каком порядке вы привыкли перелистывать страницы периодических изданий. Есть две школы, с начала и с конца. Так что с вероятностью 0,5 вы уже видели тест другого 12-дюймового сабвуфера, составляющего этому полнейшую противоположность.

Формально — тоже 12-дюймовая головка. Только весит 13 кг и при установке уходит внутрь отведенного для неё ящика на 150 мм. Принципиально конструкция самая традиционная. Однажды кем-то придуманная геометрия литой рамы с четырьмя коробчатого сечения спицами переходит из модели в модель уже не первый год. Материал диффузора — литая целлюлоза, толщины, правда, лютой, судя по жёсткости. Довольно жёсткий подвес в целом, при неожиданно мягком внешнем гофре, что, как известно, идёт на пользу линейности головки, поскольку уменьшаются изгибные деформации диффузора, его никто не хватает за края, как в случае более распространённых жёстких гофров. Но тогда сам диффузор должен быть способен сохранять форму в процессе колебаний, так что в этом отношении у «Иридиума» достигнута, и наверняка не случайно, полная гармония отношений.

Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 4 Ом, что тоже весьма и весьма традиционно. Мало мы видели двухкатушечных сабов? Да не сосчитать. Однако впервые встречаемся с такими интересными предложениями производителя, касающимися использования «двухкатушечности». Что обычно делают с секциями звуковой катушки у сабвуферов с импедансом 4 + 4? Семеро из десяти намертво соединяют секции в параллель, получают 2-омную головку, и на этом все игры заканчиваются. Остальные трое из этого же неробкого десятка вешают каждую секцию на свой канал усилителя. Один из ста, которого не видно в предыдущей, округленной до целых чисел статистике, соединяет катушки последовательно и получает

8-омный сабвуфер для несколько более аккуратного (в силу возросшего демпфирования), но существенно менее мощного баса.

Не удаётся припомнить случаев сознательного использования лишь одной звуковой катушки. И уж точно — ни одного случая подобных рекомендаций со стороны производителя. Даже наоборот — многие курсивом выделяют в мануалах, что, мол, нельзя подключать лишь одну катушку.

А кстати, почему? Снижается допустимая мощность, которую нередко приводят как «столько-то ватт на катушку», а это не совсем корректно. Допустимая мощность для сабвуферов ограничена в основном теплостойкостью привода и тем, насколько эффективно он отводит тепло. А как оно выделится — на одной секции обмотки или на двух, — не так важно, ведь такие катушки наматываются, как правило, в два провода, так что внутри медного массива тепло разойдётся почти одинаково равномерно, это потом, когда от меди к воздуху, начнутся проблемы.

Второе соображение, на этот раз справедливое: параметры динамика с одной включённой катушкой и с двумя будут разными. Это верно, но если известны и те и те, то почему не считать, что у нас есть динамик с двумя режимами работы и не выбрать наиболее подходящий для того или иного оформления? Или наоборот, оформление под динамик в том или ином включении.

Применительно к Ultimate Iridium конструкторы пошли именно по такому редкому (редкоземельному?) пути. В описании, общем на 10-ти, 12-ти и 15-дюймовые модели, даются наборы параметров для одной включённой ЗК, параллельного и последовательного включения секций. Мощность, заметьте, нормируется одинаково, как ни включай. А в рекомендациях по оформлению твёрдо указывается: здесь включать обе секции, а здесь — лишь одну.

Параметры Тиля — Смолла при параллельном включении звуковых катушек (Z=2 Ом)
  Заявка Факт
Fs, Гц 33,8 38,9
Vas, л 49,15 39,4
Qts 0,47 0,473
Параметры Тиля — Смолла при включении одной секции (Z=4 Ом)
  Заявка Факт
Fs, Гц 34,7 38,5
Vas, л 52,85 39,9
Qts 0,68 0,715

Номинальный импеданс, Ом 4 + 4
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 600 (1000 max)
Неравномерность АЧХ
(ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 3,5
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,8
Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,22
Максимальное звуковое давление (в свободном поле), дБ 115,6

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуферная головка 12’’
КТО
DLS Ultimate Iridium 12
ПОЧЕМ
$320
ЭТО — ПЛЮС
Предусмотренная конструкторами
универсальность
Очень низкие искажения
ЭТО — МИНУС
Здоровенный, что уж там
ОДНИМ СЛОВОМ...
Действительно, редкие земли
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 9
Максимальное звуковое
давление 8
Искажения 9
Компактность оформления 7
Итог 42

Прежде чем перейти к игре с параметрами, покончим с одним не менее важным вопросом: нелинейные искажения у Iridium 12 оказались совершенно редкоземельными в среднем по диапазону, и даже на 30 Гц, где они у любого сабвуфера растут до лошадиных величин, здесь остались на уровне 2,5%. Так что действительно, труды по распределению жёсткости между элементами подвижной системы и подвеса не пропали даром.
А с параметрами так. Теория гласит: при включении только половины звуковой катушки всё остаётся неизменным, кроме электрической добротности, которая увеличивается вдвое по сравнению с той, что получена при включении обеих секций, без разницы — последовательно или параллельно. Шведы тем не менее утверждают, что при этом чуть-чуть меняются и Fs, и Vas. Мы честно померили и так и эдак и получили расхождения в Fs и Vas на уровне третьего знака, минимальные, но по-прежнему (для нас) необъяснимые. А полная добротность, действительно, изменилась почти вдвое. Почти, потому что она лишь на 90% определяется электрической добротностью Qes, остальное — добротность механическая, от включения катушек не зависящая (у шведов почему-то слегка зависящая).
Итак, что рекомендует г-н Конярский со товарищи для Iridium 12? Два варианта фазоинвертора, оба — для случая одновременной работы звуковых катушек. При этом и в самом деле сабвуфер становится относительно низкодобротным, как и требуется для фазоинвертора. Хотя и на грани (EBP = 72 по данным изготовителя, 82 — по нашим). Оба варианта приведены на графиках, судите сами. А в случае предпочтения закрытого ящика DLS призывает включать только одну секцию звуковой катушки. Динамик становится высокодобротным, а результирующая АЧХ — там же, на картинке.
Нам удалось, как кажется, рекомендации изготовителя несколько расширить. При 2-омном включении можно ЗЯ и ФИ делать в одном объёме
30 л, с очень хорошими характеристиками, а в высокодобротном 4-омном... тоже, но в большем объёме и с намного большим акустическим усилением. Вообще-то ФИ на головке с добротностью больше 0,7 — это эксцентрично, но почему-то выглядит интересно.
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования