КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2005

ГЕОМЕТРИЯ

Hummer H2, студия Sound Design

Рубрику ведёт Сергей ГАВРИЛЮК

В известной части вселенной геометрий две: простая, для школьников, и Лобачевского. В автомобильной жизни разновидностей этой дисциплины куда больше. Попав, не целясь, на тёмной дороге в яму в полколеса, мы в доли секунды превращаем геометрически идеальный круг автомобильного колеса в кривую высшего порядка. Если скорость была легковая, а глубину ямы измеряли грузовыми колёсами, то имеет смысл оторвать взгляд от колеса и задуматься уже о геометрии всей передней подвески, что по жизни означает переход от условной стереометрии к арифметике с нулями. Но это, разумеется, ещё не всё...

ЕСТЬ ЕЩЁ ГЕОМЕТРИЯ, СВЯЗАНная с обитателями автомобиля. За более чем столетнюю его историю конструкторы и эргономисты уже все языки сточили в жарких дискуссиях, как сделать самобеглую коляску удобной для совершенно непохожего на неё человека. Вовремя придуманная антропометрическая модель, которая на первых порах походила на картонные лекала, скреплённые шарнирами, помогла укротить пыл словесных баталий и свела бесконечное разнообразие вариантов посадочных геометрий к трём — автобусному, легковому и гоночному.

Сторонники мобильного звука, в силу молодости самой отрасли, не смогли заявить о себе в то время, когда конструкторская мысль ещё допускала размещение рулевого управления строго вдоль продольной оси автомобиля. Чудовищная косность массового производства успешно набрала обороты и поделила автомобильный мир на право- и леворульных, невольно, но с математической строгостью доказав ущербность обоих вариантов. Когда настало наше, автозвуковое время и лучшие умы серьёзно взялись за наполнение четырёхколёсных достойным звуком, они получили в наследство крайне неудобную, как торчащий из забора гвоздь, геометрию прослушивания. Все динамики удалены от слушателя по-разному, а он сам сидит сбоку, да ещё в аккурат возле отличного отражателя из закалённого стекла боковой двери. А автозаводы знай себе штампуют миллионами в год узаконенную несправедливость. McLaren F1 не в счёт, где он, спрашивается? Сегодня ехал на работу через весь город и, представьте себе — ни одного.

Что остаётся делать в такой ситуации? Во время поездки, разумеется, выбора нет никакого, сиди себе тихонечко слева (или справа), крути руль да нажимай педали, размышляя о неисповедимых путях технического прогресса. Если же маршрут выходного дня предполагает остановку, а ещё лучше — ночёвку на берегу кипящего от рыбы водоёма или на опушке набитого дичью леса, то уж здесь можно геометрически расположиться правильным со всех точек зрения образом. То есть — лёжа, поскольку ночь, и на просторе задней части кузова, потому как носителем театральной системы нынешнего обзора выступает лёгкий и компактный, уже почти отечественный вседорожник Hummer H2.

Сложив задний ряд сидений и заняв правильное положение в пространстве, необходимо обеспечить доставку видеоряда. Это означает потолочный ЖК-монитор калибром не менее 10-дюймов, который в других, более прозаических ситуациях поможет развлечь пассажиров второго ряда. Необходимый для мобильного театра многоканальный звук можно получить уже опробованным неоднократно у нас способом, дополнив обычную звуковую систему «фронт + тыл + сабвуфер» акустикой центрального канала и декодером формата 5.1. А чтобы компенсировать некоторую геометрическую удалённость 2-полосной фронтальной акустики от задней части салона, качество звука следует улучшить 3-полосным тылом. Сабвуфер, разумеется, должен быть на предписанном ему рабочем месте независимо от миграций слушателей и зрителей, тем более что физические законы здесь выступают на нашей стороне, избавляя человеческий слух от локализации источника суббасовых частот в диапазоне ниже 100 Гц (если всё сделано по уму, если нет — то законы пасуют).

Вот в таких исходных координатах технического задания и развернулась деятельность установщиков по обустройству правильной геометрии Hummer для просмотра кинематографической продукции. Раз уж целевая аудитория должна была размещаться в задней части автомобиля, то и мы начнём наш осмотр с пятой двери.

Использованный вариант монтажа компонентов системы известен у нас под коротким англоязычным заимствованием «сток», то есть разрушения и нововведения в заводской вариант оформления были сделаны минимальные. Среди самых заметных — объединённый сабвуферно-усилительный подиум, который занял место запасного колеса по левому борту багажного отсека. Самой запаске теперь определено место на внешнем откидном кронштейне, который на момент съёмок ещё не добрался до столицы. Огромная заливная горловина бензобака сильно ограничила ассортимент сабвуферных головок искомой площади, которые можно было установить поблизости, и поэтому первоначально записанные в ведомости две «десятки» уступили место одному 12-дюймовому квадрату Kicker Solo-Baric S12L7. Замена более чем адекватная, даже с процентами.

Суббасовый динамик установлен в закрытый ящик объёмом 35 л, передняя и боковые стенки которого изготовлены из фанеры толщиной 20 мм. Задняя стенка отформована из стеклоткани на полиэфирной смоле и повторяет все закоулки левого крыла, «добирая» необходимый внутренний объём закрытого оформления и избавляя от необходимости выдвигать конструкцию на жизненно важный пол багажного отсека. Здесь же, на корпусе саба, под фальшпанелью, установлен главный в системе 5-канальный усилитель Soundstream VGA800.5. Он обслуживает сабвуфер, фронтальную и тыловую акустику.

Динамики задней стереопары, как мы уже упоминали, были выбраны в 3-компонентном варианте, в отличие от фронтальной акустики. В соответствии с геометрическими правилами, определёнными в техзадании «театра H2», мидбасовые динамики комплекта AD 6.3 требовалось поместить в задних дверях, а твитеры и мидрейнджи — в задних стойках кузова, почти под самым потолком. Монтаж СЧ и ВЧ-излучателей в декоративную обшивку стоек сопровождался разделкой кузовного металла для создания небольших, по 2,5 л на сторону, акустических объёмов. Подготовленные в металле корпуса, как, впрочем, и другие поверхности, которые завод обошёл своим вниманием, обработали подходящими для такого дела вибро- и шумопоглотителями. Разумеется, по полной программе досталось и всем внутренним пластиковым фальшпанелям, предоставленные сами себе, они начинают «петь» громко и противно. Справедливости ради, однако, надо отметить, что заводская противошумная обработка кузова войлочными матами и резиновыми пластинами выполнена весьма добросовестно.

Центральный элемент стояночной конфигурации мобильного театра — потолочный монитор Audiovox VOH1041DL — установлен таким образом, чтобы, помимо надлежащего комфорта при просмотре кино лёжа, оказавшиеся на борту пассажиры второго ряда сидений смогли отвлечься от привычных пейзажей за окном во время обычной городской поездки. Габариты и вес потолочника исключали любые варианты крепления монитора к декоративной обшивке. Чтобы «ухватиться» за металл крыши, между парой её поперечных рёбер жёсткости установили металлические профили, и уже к ним, сквозь потолочный декор, был подвешен монитор.

Здесь же, на крыше, но уже у самого лобового стекла смонтированы динамики центрального канала из комплекта Alpine SBS-0715. Компактные излучатели искусно, «по-стоковски», интегрированы в заводскую подвесную консоль с плафонами внутреннего освещения. Как и другие пластиковые элементы внутреннего оформления салона, корпус плафонов и прилегающие к нему детали кузова обработали «шумкой». Усилитель центрального канала по-братски делит необъятное чрево могучей накладки центрального тоннеля с блоком радио- и ТВ-приёмников головного устройства.

Универсальное назначение автомобиля, постоянная востребованность его вседорожных качеств и мультимедийно-театральные наклонности системы послужили поводом для применения источника сигнала «всё в одном», комбайна-навигатора CARMAN i CA200 («АЗ» №8/2004). Установка устройства в центральную консоль, несмотря на подобающее двухдиновое отверстие, потребовала существенного углубления заводского контейнера. Антенна GPS первоначально заняла место на верхней «доске» торпедо, но крайне неуверенный приём сигнала со спутников напомнил про атермальные стекла со специальными добавками, которые прозрачны только в оптическом диапазоне. Поэтому вопрос с уверенным самоопределением координат на заветной опушке (или берегу) был решён путём установки антенны в плафон расположенного на крыше правого указателя поворота.

Установка 2-компонентной фронтальной акустики AD 60 прошла по штатной, заводской схеме, благо автопроизводитель, желая хоть как-то загладить геометрическую ошибку с расположением водителя, предусмотрел посадочные места не только для дверных мидбасов, но и для стоечных пищалок. Наружные обшивки передних дверей (аналогично задним) были обеззвучены, технологические отверстия заделаны, а для установки динамиков изготовлены фанерные проставки. Чтобы не нарушать стилистику дверного декора, на защитных грилях оставили шильдики конвейерной акустики.

В ассортименте компакт-дисков, увидевших свет за годы существования нашего журнала, носителей с видеодорожкой пока не значится. Поэтому мы сочли нерезонным занимать в салоне геометрическое положение «ночлег», а остановились на прозаическом и повседневно-дорожном варианте «водитель» и зарядили в «Карман» дежурный «NAIM Sampler». Театральный тембральный баланс сразу же дал о себе знать, женский вокал и скрипки, как представители средних частот, выступили вперёд, отодвинув аккомпанирующие инструменты на второй план. При всей необъятной ширине салона Hummer и близости лобового стекла акустика центрального канала здорово выровняла звуковую сцену, избавив от провала посередине. Музыкальные композиции, насыщенные звучанием большого числа инструментов, прозвучали разборчиво и ясно, хотя верхний бас был скудноват. С другой стороны, партии контрабаса и ударных воспроизводились системой без особого напряжения. Немного озадачил «причёсанный» звук саксофона на фоне обилия мелких музыкальных деталей. В суббасовом диапазоне каких-либо особенностей характера системы обнаружено не было, протяжённые ноты звучали мощно и полновесно. Лишь быстрый ритм вызвал небольшое ощущение «замазывания», подтверждая наше предположение о небольшой просадке в области верхнего баса.

Уповая на обещанные изготовителями батареек десятки часов работы нашего портативного спектроанализатора, мы совершенно не учли температурный фактор, который сыграл с нами злую шутку. Пользуясь последними погожими деньками уходящей осени, наш фотограф решил полностью провести съёмку на улице, обеспечив батарейкам пару часов охлаждения до температуры в два раза ниже комнатной. Этого оказалось достаточно, чтобы данный обзор остался без уже ставшей привычной АЧХ системы. Даём слово, теперь на замер без запасного комплекта свежих батареек — ни ногой.

Удачно реализованная в Hummer новая геометрическая концепция просмотра домашнего театра вызвала в редакции оживлённую дискуссию, по окончании которой мы пришли к заключению, что для ночного режима работы системы совершенно необходима схема инверсии фронтальной и тыловой акустики, а ЖК-монитор большой диагонали следует ставить не на потолок, а на пятую дверь. Кино так кино, здесь свои законы жанра, доколе нам будет мешать чья-то неудачная шутка с правыми и левыми рулями?


Hummer H2

ТИП СИСТЕМЫ: мультимедиа

АУДИО: 2-полосный фронт + центральный канал +
3-полосный тыл + сабвуфер

ИСТОЧНИК: CARMAN i CA200

МОНИТОР: Audiovox VOH1041DL

УСИЛИТЕЛЬ: Soundstream VGA800.5

МОДУЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАНАЛА: Alpine SBS-0715

АКУСТИКА: AD 60, 6.3

САБВУФЕР: Kicker Solo-Baric S12L7

СТУДИЯ: Sound Design

Просторная накладка центрального тоннеля вместила усилитель центрального канала и блок приёмников головного устройства

Чтобы загладить геометрическую ошибку с водителем, изготовитель предусмотрел места для пищалок

Для правильного самоопределения антенна GPS установлена в плафоне «поворотника» на крыше

Задние двери приняли на борт мидбас трёхполосной тыловой акустики

Дизайн новой «головы» хорошо вписался в «углы» заводской центральной консоли

Объёмистая подвесная консоль легко вместила динамики центрального канала

Фронтальная акустика обошлась только двумя полосами

Геометрических возможностей мониторного шарнира хватает и в походе, и на стоянке

Излучатели второй и третьей полосы развитого тыла установлены в задних стойках

«Ночная» геометрия салона мало чем отличается от домашних кинотеатров

В передвижном хранилище компакт-дисков места строго определены: слева — видео, а справа — аудио

Заковыристый гриль саба целиком окантован светящимся шнуром

Камера заднего обзора проходит «обкатку» для выбора самой широкой зоны возле бампера

Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования