КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2005

ПРИКЛАДНАЯ ВУЛКАНОЛОГИЯ

Cабвуфер Art Sound Vulcan 12

Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Вот, довелось и в этой области науки отметиться. Слава богу, для этого не пришлось облетать дымящиеся жерла на дышащих на ладан Ми-8, забираться на каменистые осыпи и дышать серными парами. Вулкан нам попался смирный, его активность можно легко поставить под контроль с помощью подходящего акустического оформления.

«ВУЛКАН», А ТОЧНЕЕ, VULCAN — название новой серии сабвуферов марки Art Sound. Вообще-то, по-английски огнедышащая гора называется volcano, почему для сабвуфера слово написали по-другому — не спрашивайте, не знаю. Возможно, для того, чтобы оно стало патентопригодным как торговая марка, возможно — ещё почему.

Вулканическая и сейсмическая активность взаимосвязаны, хотя учёные до сих пор не договорились: то ли тектонические сдвиги пробуждают вулканы, то ли, наоборот, извержения тревожат земную кору. В случае нашего вулкана взаимосвязь тоже наблюдается. Продукция Art Sound, дебютировавшая несколько лет назад в очень бюджетном секторе, начинает довольно явно демонстрировать признаки сдвига в область более серьёзных притязаний. Мы эти подвижки уже заметили на примере акустики, а теперь «Вулканы» демонстрируют сдвиг совсем решительный.

Уже первое, внешнее и беглое, знакомство с новинкой производит очень благоприятное впечатление. Сабвуферная головка, пусть не очень бюджетной, но и не вызывающей ценовой категории, выполнена по стандартам, которых обычно придерживаются только в дорогих моделях. Литая, а потом механически обработанная корзина мощных пропорций очень качественно заглушена, вернее, не заглушена, а сделана глухой без помощи каких-либо покрытий. В конструкцию динамика интегрирована развитая система вентиляции: в дополнение к «уставному» отверстию в магните есть и забранные сеткой окна под центрирующей шайбой увеличенного размера. Увеличенного закономерно, насколько можно судить без разборки динамика, диаметр звуковой катушки не меньше 60 мм.

Но больше всего понравилось исполнение диффузора и узла крепления его внешнего резинового подвеса. Диффузор «Вулкана» — это алюминиевый шаровой сегмент с отбортовкой по внешнему краю для повышения жёсткости, с тыльной стороны к нему крепится конический переходник из литой целлюлозы, а дальше уже звуковая катушка.

Внешний гофр — тоже по уставу для длинноходовых головок, шириной 30 мм, а к фланцу рамы он крепится не банальным клеем (хотя клей тоже есть, не без этого), а зажат между фланцем и точёным алюминиевым кольцом, привинченным к фланцу. Тут сразу достигается и сверхнадёжное крепление гофра, и фешенебельный экстерьер динамика, установленного в корпус. Кстати, даже крепёжные отверстия для этой установки сделаны с шиком: это восемь заглублённых в металл гнёзд, куда поместятся головки самых солидных болтов, а не жалких любительских саморезов.

Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 2 Ом, каждая выведена на пару толковых пружинных зажимов. Формулу импеданса 2 + 2 мы считаем (и не раз об этом упоминали) более разумной, чем куда более широко распространённую 4 + 4. Почему? А вот почему. Две звуковые катушки в реальной жизни либо присоединяются каждая к своему каналу усилителя, если таких каналов на бас отведено два, либо соединяются вместе тем или иным образом и служат общей нагрузкой для одного басового канала.

При формуле импеданса 4 + 4 в случае раздельного подключения каждый басовый канал будет работать на обычную нагрузку, форсировать их по мощности не удастся, а ведь на 2 Ом работают все автомобильные усилители (в обычном включении). Если басовый канал один, скажем, моноблок или пятый канал многоканального усилителя, 4-омные катушки соединяют параллельно, получают 2 Ом и всё вроде бы хорошо. Но если в роли басового канала работают два включённых в мост, то опять не всё хорошо, большинство усилителей не рассчитаны на работу мостом на 2 Ом. Получается, что при иллюзии универсальности сабвуферов 4 + 4, она весьма ограничена.

Иное дело 2 + 2 Ом. Если два отдельных канала — всё отлично, каждый дует в 2 Ом со всей мочи, если два канала мостом — соединяем секции последовательно, мостом на 4 Ом будет работать всякий. Обычному моноблоку, правда, достанется нагрузка 4 Ом, зато моноблоку экстремистскому, способному работать на 1 Ом, такую нагрузку можно создать, соединив секции параллельно, и тут уж вулканическая активность будет магнитуды «мама, не горюй».

Так что формула хорошая, удобная, за это вулканологам спасибо. Однако в своих исследованиях в этот раз мы решили пойти немного дальше, чем планировали конструкторы «Вулкана». Недавнее знакомство с одним породистым двухкатушечным сабвуфером заставило нас по-иному взглянуть на «проблему двух катушек». Там производители никак не запрещали включать только одну катушку из двух, если есть такое желание или необходимость. А почему нет, подумали мы тогда и тогда же (№12/2004, с. 75) заключили: а ни почему — нет разумных соображений, ставящих такое включение под запрет. Допустимая мощность, по нашему разумению, при этом изменится незначительно, секции звуковой катушки намотаны в два провода, поэтому механизм тепловыделения остаётся таким же: сначала быстро и легко по меди, потом трудно по воздуху. Другое дело, что параметры динамика с одной включённой звуковой катушкой и с двумя будут различаться радикально.

Радикализм касается, правда, только одного из трёх жизненно важных параметров. При «половинном» включении двухкатушечника электрическая добротность Qes возрастает вдвое, как следствие полная добротность Qts — почти вдвое. Почти — потому что входящая в неё механическая добротность Qms остаётся неизменной. Вот сейчас и попробуем, что получится.


Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
Допустимая мощность
(по данным изготовителя), Вт 1000
Неравномерность АЧХ
(ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,8
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,7
Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 2,32
Максимальное звуковое давление
(в свободном поле), дБ 113,7



Допустимая мощность указана без подробностей: 1000 Вт, и всё тут. Ну, стало быть, тысяча, что мы можем сделать. Нелинейные искажения оказались весьма скромными, на уровне лучших представителей сабвуферных брэндов-ветеранов. Чувствительность не самая высокая, несмотря на мощную магнитную систему (силовой фактор в 4-омном включении зашкаливает за 15), быть высокой ей мешает очень тяжелая подвижная система, мы вычислили значение 255 г. Обычно это служит предпосылкой к способности работать в небольших объёмах, остаётся проверить, не окажутся ли наши ожидания обмануты.
Измерения параметров, святое дело, дало обнадёживающие результаты. Хотя не с первого раза. «Вулкан» оказался тем редким типом динамика, который продемонстрировал значительный уход параметров после интенсивной, но по-журнальному недолгой, около 2 часов, разминки. Значение Fs, например, на динамике «из коробки» было выше на целых 5 Гц. Контрольный замер ещё через полчаса интенсивной растряски головки показал: дальше параметры меняются медленно и слабо, будем считать — стабилизировались.
Производитель даёт две рекомендации: ЗЯ в 20 литров и ФИ в 30 с настройкой тоже на 30, только уже герц. Проверили: всё нормально, всё разумно. Для измеренных параметров обе рекомендации остаются в силе, но нам кажется, что объёмы можно даже уменьшить, тогда оформление из очень компактного
(20 литров для «двенашки» — это не объём, это каземат, одиночка, каменный мешок) становится почти фантастически компактным. Именно поэтому реализовать на практике ФИ будет весьма непросто, если только не заглянете в другой материал этого номера за подсказкой.
А вот теперь — новости вулканологии. Если подключить только одну секцию звуковой катушки, мы получаем полноценный 2-омный сабвуфер с добротностью, идеальной для установки free air. Проверяем: получается очень симпатично. Здесь вспоминаем, что уже не раз, сталкиваясь с высокодобротными жёсткими сабвуферными головками, обнаруживали в них способность, не предусмотренную обычными канонами. А именно: работать в просторных фазоинверторах. Вообще считается, что ФИ — это для динамиков с низкими значениями Qts, не выше 0,4. Но попробовали подобрать оформление здесь и были вознаграждены: в немаленьком (хотя и не возмутительно большом) корпусе с настройкой на всё те же 27 Гц получается (с учётом передаточной функции, а вернее — исключительно благодаря ей) весьма корректная на самом нижнем басу АЧХ с мощнейшим акустическим усилением. На частоте 30 Гц, к примеру, в таком оформлении при подведенной мощности 10 Вт «Вулкан» создаст такое же звуковое давление, для которого на этой же частоте в закрытом ящике понадобилось бы подвести... ровно 100 Вт. А если взять 45-литровый фазик, а подвести всю сотню... впрочем, дальше вы уже сами, мы возвращаемся на базу, пока извержением не накрыло.

Параметры Тиля — Смолла при последовательном включении звуковых катушек (Z = 4 Ом)
Заявка Факт
Fs, Гц 23 26,8
Vas, л 59 43,6
Qts 0,41 0,404

Параметры Тиля — Смолла при включении одной секции (Z = 2 Ом)
Заявка Факт
Fs, Гц - 26,8
Vas, л - 43,6
Qts - 0,743

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Cабвуферная головка 12’’
КТО
Art Sound Vulcan 12
ПОЧЕМ
$179
ЭТО — ПЛЮС
Исключительная универсальность
(если знать ходы)
Низкие искажения
Действительно компактное оформление
Козырная конструкция и исполнение
ЭТО — МИНУС
Чутья маловато
ОДНИМ СЛОВОМ...
Если честно — не ожидали
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 8
Максимальное звуковое
давление 8
Искажения 8
Компактность оформления 9
ИТОГ 42

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования