КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2005

АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Компонентная акустика Ural AS-W1625K Warhead

Юрий ЕВТУШЕНКО, измерения: он же

Какие были люди. Какие были речи. Рейган объявил нас империей зла и подписал в печать массовым тиражом книжки про советскую военную угрозу, его за это его же генералы развели на «звёздные войны». У нас тоже книжки напечатали, про то, что мы пушистые, а они там — вообще. А на звёздные пообещали дать «асимметричный ответ». Каким он должен был стать, осталось неизвестным, автор высказывания ушёл на пенсию в связи с упразднением должности Президента СССР и больше этой темой не интересовался.

БЫЛ ЛИ НА ПРИМЕТЕ ТАКОЙ ОТВЕТ, ИЛИ ЭТО ТАК, с понтом, вроде призыва (за той же подписью) к тому, чтобы российский автопром начал диктовать моду в автомобилестроении? Или как недавно гальванизированная надежда оттяпать у мировых гигантов микроэлектроники сколько-нибудь значительную часть объёма выпуска микросхем? Не знаю. А что касается двух последних примеров — и не разделяю.

Иное дело — акустика. Что здесь-то мешало ответить вовремя, толково и, если уж очень хочется — асимметрично? К примеру, российские (точнее, ещё советские) ферриты всегда соответствовали лучшим мировым образцам, что позволяло делать очень неплохие постоянные магниты. Российская (опять же, советская) школа акустики всё время пользовалась авторитетом в мире. Правда, потенциал разработчиков не всегда удавалось реализовать по ряду специфических причин, но наши бывшие соотечественники работают теперь и в такой заслуженной компании, как JBL, и в не менее авторитетной фирме Sennheiser. (Примеров наверняка раз в сто больше, я говорю только о личных своих знакомых.) Но и здесь ещё остались специалисты мирового класса.

Что мешает нам производить достойного качества динамические головки? Причин несколько, но среди основных я бы назвал, во-первых, отсутствие должной технологической дисциплины, во-вторых, неискоренимое желание «урвать и убежать» именно тех, от кого мы ждём «финансировать и зарабатывать».

Нашлись, однако, и приверженцы второй схемы, которые уже в свою очередь нашли подходы к упоминавшимся выше специалистам м.к., не переехавшим в кап. стр. на п.м.ж. Называется сказанное ТПГ «АвтоАудиоЦентр», фирма, нам с вами хорошо известная как производитель доступной автомобильной акустики. Но не так давно на мощностях ТПГ начался выпуск серии акустики, возможности и характеристики которой уже не требуют скидок на дешевизну. Впервые появилась надежда на асимметричный ответ. Пусть и запоздалый...

Для своего индивидуального корпоративного стиля «ААЦ» выбрал тематику знаменитой в прошлом «советской военной угрозы», хотя напрямую никогда в этом не признавался. Вершиной, остриём этой угрозы всегда были ядерные боеголовки. Так и названа топовая серия компонентной акустики Ural — Warhead, то есть «боеголовка» на языке, понятном адресатам некогда реальной угрозы. В полном соответствии со своим воинственным обозначением акустика этой серии поступает в продажу в добротных деревянных ящиках уставного защитного цвета, с окованными металлом углами и с чёрными металлическими замками и ручкой для транспортировки. Если сюжетной закруткой очередного фильма про агента 007 опять будет похищение коррумпированными красными генералами ЯБЧ из арсенала Родины, то технологическую тару надо брать именно такую, а не диссидентский алюминий, который подгоняют голливудские помрежи по реквизиту. Сегодня из тары военного образца мы извлекли самую стратегическую из «боеголовок» — 6-дюймового калибра Ural AS-W1625K.

Если я скажу, что ярко-красные диффузоры мидбасов изготовлены из целлюлозы, то это не будет ложью, это будет хуже — полуправдой. Правда заключается в том, что между двумя слоями целлюлозы помещён тканевый каркас, отчего вся трёхслойная конструкция приобрела жёсткость, недоступную для целлюлозы, набрав не так уж много лишнего веса. Под защитным резиновым чехлом скрыт нетипично солидный даже для 6-дюймовых мидбасов магнит с габаритами 100 х 20 мм, если помните, магниты с такой высотой нам чаще встречались в сабвуферных головках. А бывало, что и с диаметром — тоже. Диаметр звуковой катушки (38 мм) также можно считать переходным от обычных фронтов к сабвуферам. Подводящие провода приходят сразу на каркас звуковой катушки, но дополнительно зафиксированы на центрирующей шайбе. Диффузородержатель штампованный и не совсем свободен от резонансов. Выпуклый центральный колпачок мягкий, и это тоже фирменный «уральский» стиль. Резиновый подвес шириной 13 мм способен обеспечить увеличенный ход диффузора (как минимум 7 мм в каждую сторону).

Пищалка выглядит более обыденно — у неё мягкий купол диаметром 28 мм, защищённый спереди шестилучевой «звёздочкой», служащей одновременно и элементом защиты, и средством фазовой коррекции. Пластиковые корпуса пищалок покрыты снаружи полированной металлизацией, правда не уверен, что «медь» корпусов удачно впишется в салон современного автомобиля. Кроме непременных корпусов для монтажа «в тело», каждая пищалка комплектуется корпусом для установки на поверхность под углом 15 или 45 градусов к плоскости опоры.

Кроссоверы являются, пожалуй, наименее пафосными из компонентов системы. Здесь фильтр НЧ второго порядка и фильтр ВЧ — первого, оба конденсатора электролитические и катушка с ферритовым сердечником. Обратите внимание на разный порядок фильтров, кажется, уже было писано, что именно при таком условии удаётся обеспечить оптимальные фазовые соотношения между головками (конечно, результат будет зависеть и от самих головок). Один из резисторов (думаю, на фото видно — его номинал 0,75 Ом) выполняет роль корректора фазы мидбаса и включён последовательно с конденсатором фильтра НЧ. Переключатель на два положения позволяет выбрать уровень твитера.

Теперь обратите внимание — все резисторы в кроссовере 10-ваттные, в то время как экономные «законодатели мод», как правило, ставят 5-ваттные. Столь мощные резисторы выбраны неспроста — акустика Warhead вообще рассчитана на нешуточные мощности, по инсайдерской информации, полученной от разработчика, шестидюймовая «боеголовка» неопределённо долго держит 180 Вт шумового сигнала. Правда, специалистам из отдела маркетинга этого, как обычно, показалось недостаточно, и в наставлении фигурируют 340 Вт. А в скобках — поясняющая надпись «max.m.», которая призвана запутать читателя и устранить основания для возможных претензий. Для читателей, не желающих запутываться, поясняем: 180 Вт непрерывно на шумовом сигнале — это не много. Это очень много.

При прослушивании акустики в стандартных лабораторных условиях предпочтительным показалось нижнее положение аттенюатора твитера. Прозрачности звучания хватает и так, а в верхнем положении аттенюатора дисканты становятся навязчивыми, удар по тарелкам начинает «забрызгивать» звуковую сцену. Даже когда аттенюатор стоит в нижнем положении, саксофон порой избыточно звонок, а в музыке классического репертуара слишком проявлен скрипичный верх. Тем не менее когда скрипки звучат в унисон, каждая воспринимается по отдельности. Голоса вокалисток как живые, но иной раз кажется, что по части интонаций акустика Ural вносит что-то своё. Флейты спокойные и одновременно динамичные, хотя чистота звучания сохраняется не всегда.

Сильнейшая же сторона этой акустики — бас. Дело даже не в том, что его вдоволь и что он действительно низкий. Дело в том, что, будучи низким и мощным, он сохраняет интеллигентность: атака выдержана чётко, да и рельеф недурён, хотя и слегка смягчён. Наконец, акустика Ural продемонстрировала такую точную организацию звуковой сцены, какая нечасто встречается в нашей отрасли.


Максимальная мощность (max. m.) (по официальным данным изготовителя), Вт 340
Максимальная непрерывная шумовая мощность (по неофициальным данным изготовителя), Вт 180
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 47 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 84
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,923
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,817

Параметры Тиля — Смолла
Частота резонанса Fs, Гц Эквивалентный объём Vas, л Полная добротность Qts
НЧ 42,6 25,6 0,598
ВЧ 2450 - -

Начнём снизу, с параметров Тиля — Смолла мидбаса, конкретно — с резонансной частоты. Сразу бросается в глаза на редкость низкая частота резонанса, такое значение характерно для сабвуферов 200 (иногда и 250) мм, но не для фронтов. Кто не верит — можете прямо сейчас заглянуть в тест компонентных «шестёрок» (№9/2004), а я подожду... Заглянули? Самая низкая Fs в том тесте на 10 Гц выше, чем у «Урала», а у остальных участников частота резонанса заключена в пределах от 66 до 82 Гц. Естественно, мидбас с такой резонансной частотой способен к воспроизведению «настоящего» баса. Но за всё надо платить. Во-первых, массой подвижной системы (у нас получилось 15,5 г — это не рекорд, но выше среднего). Как следствие — при неплохом значении силового фактора (3,6 Тл м) чувствительность получилась ниже средней. Впрочем, мы давно уже знаем, что либо басы, либо чувствительность, природу не обманешь. Кстати, если бы не мягкий подвес, той же частоты резонанса можно было бы достичь только ценой дальнейшего утяжеления подвижной системы, а значит, и потерей чувствительности. Так что эквивалентный объём у мидбасов Warhead по меньшей мере вдвое больше, чем у многих головок того же калибра, что из этого следует, мы с вами увидим чуть позже.

Нелинейные искажения весьма низкие на средних частотах и совсем низкие на басах. Диапазон частот — обычный для «шестёрок», но в данном случае мы решили измерить к.н.и. также на частоте 63 Гц (такие измерения входят в стандартную программу для сабвуферов 200 мм). Получили 2,2% (при давлении, как обычно, 90 дБ), показатель просто отличный. Значит, длинная звуковая катушка в данном случае правильно сочетается с широким подвесом.

Для достижения баттервортовской добротности (0,707) программа расчёта предложила для «Уралов» ЗЯ объёмом 41 л. То есть объём просторной двери. Но и в двери меньшего объёма, 30 — 35 л, добротность останется почти такой же, а нижняя граница практически не изменится: 54 Гц. С учётом передаточной функции салона программа предсказывает почти ровную АЧХ со спадом на 1,8 дБ на частоте 20 Гц. Что переводит Warhead в отдельный, довольно малонаселённый класс компонентной акустики, оптимизированной для работы во всём диапазоне, включая суббас, без помощи сабвуфера.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика
КТО
Ural AS-W1625K
ПОЧЕМ
4280 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Высокая допустимая мощность
Низкие искажения
Уникальный басовый потенциал
ЭТО — МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Ответ асимметричный
и очень убедительный
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 9
Чувствительность 7
Басовый потенциал 9
Звук 9
ИТОГ 41

Переход в модальный режим работы мидбас переживает достаточно спокойно, провал на АЧХ в районе 3,5 кГц связан с взаимодействием двух излучений. В связи с особенностью (и асимметрией, совпадение случайное) применённых фильтров этот провал не устраняется изменением полярности пищалки, просто перемещается чуть ниже по частоте. Второй небольшой провал на частоте 13 кГц (14 кГц — для второго твитера) связан с особенностями поведения купола и от способа монтажа не зависит — проверено. Кривая импеданса очень лёгкая для усилителя, с гуманным минимумом на средних частотах.

Конструкторы хорошо приспособились к собственным характеристикам головок при проектировании кроссовера, получив на фильтрах разного порядка аккуратные результирующие АЧХ компонентов. Хотя для пищалки с такой высокой частотой резонанса (пусть и сильно подавленного феррожидкостью) порядок фильтра можно было бы взять и больше. И вообще, нам показалось, что пищалка в этом комплекте по классу уступает мидбасовой головке. Теперь обратите внимание: резонансный горб на импедансной характеристике «чистого» мидбаса выше, чем когда мидбас был подключён через кроссовер. Это влияние катушки фильтра, повышающей результирующую добротность головки.

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования