КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2005

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Toyota Camry, студия Crazy People

Скажите, пожалуйста, а сколько машин вы уже изъездили за свою сознательную водительскую жизнь? И в них во всех стоял сколько-нибудь приличный звук? Ответов может быть целая куча. Одни предпочитают ограничиться коротким романом, а когда чувства поостынут и новизна ощущений улетучится, без колебаний передают машину другому владельцу. Другие отличаются постоянством пристрастий и ездят на своей любимице до наступления того, что у человека называется старостью (а то и хуже), а у автомобиля — исчерпанием ресурса.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ВЗАИМООТНОшения людей и машин порождают и совершенно непохожие друг на друга концепции мобильного звука. Когда у тебя в запасе есть время, то можно постепенно наращивать потенциал системы, пробуя разные компоненты и варианты их соединения. Тут, правда, многое зависит от соответствия взятого темпа марке автомобиля. При неудачном сочетании существует риск найти свой идеал автозвука вместе с первыми признаками коррозии кузовной жести.

Отрицательные эмоции, вызванные микротрещинами лакокрасочного покрытия, мало знакомы сторонникам бурных, но коротких автомобильных романов. Близость скорого расставания не оставляет времени на неторопливую эволюцию звуковой системы и требует энергичных шагов в точно выбранном направлении. Что, как показывает установочная практика, уже не является чем-то уникальным в нашем деле, даже наоборот, встречается всё чаще и чаще. Мимо этого явления мы не могли себе позволить пройти, а поэтому с готовностью отправились на «Станцию автозвука» Crazy Рeople, к Александру Лысенко, чтобы посмотреть, как выглядит четвёртая система в уже четвёртом автомобиле одного из клиентов станции.

Предыдущие три захода на мобильный звук Андрей Гришковец с завидным постоянством выполнял вместе с Александром, поэтому в четвёртый раз было уже просто неуместным выяснять и обсуждать музыкальные наклонности будущей системы. Для меня Андрей пояснил, что его фавориты — это джаз и блюз, причём часть коллекции составляют старые концертные записи, выходившие впервые ещё на виниловых носителях.

Эфемерность собственного автопарка закономерным образом избавила Андрея от желания строить систему высшей категории сложности и заниматься кардинальной перестройкой всего автомобиля. В четвёртый раз желаемого уровня качества удалось достигнуть с помощью простого двухполосного фронта, пары сабвуферов, единственного усилителя и всеобщей активной фильтрации звукового сигнала по полосам. Всё это скромное автозвуковое хозяйство размещено абсолютно без разрушений девственно-заводского салона, причём с возможностью быстрого возврата к варианту «конвейерной аудиоподготовки». А. Лысенко подтвердил, что к кузову машины лобзик с пилкой по металлу даже не прикоснулся. Такой минимализм зачастую таит в себе изрядную долю компромисса между качеством звука и недолгим пребыванием машины в одних руках. Именно поэтому мы особо тщательно слушали свои компакт-диски и даже решили добавить в походный комплект ещё один — наши впечатления читайте в разделе «Своими ушами».

Чтобы реализовать идею сквозной активности фильтров, в роли головного устройства выступил CD-ресивер Alpine CDA-9833R, включённый в режиме «3-Way». Все три пары межблочных кабелей Phoenix Gold, ровно по числу полос, соединяют «голову» с пятиканальным усилителем Boston GT-50. Две пары каналов усилителя целиком отданы под нужды фронтальной акустики, а последний, пятый канал нагружен двумя сабвуферными динамиками, включёнными последовательно. Двухполосный компонентный фронт собран из твитеров Morel MT-23 и мидбасов того же производителя Elate SW 6. Пара сабов «10-го калибра» несёт на себе индекс Boston GEN10-2. Ёмкость буферного конденсатора Phoenix Gold составляет 1 Ф.

Замеченные нами ранее особенности почерка «Сумасшедшей станции автозвука» («АЗ» №12/2004) по части пересечений рабочих полос фронта мы узнали в этот раз практически с ходу, обнаружив частоту среза ФНЧ мидбаса на 3,5 кГц (6 дБ/окт.), ФВЧ твитера — на 2,5 кГц (12 дБ/окт.). А. Лысенко уже не впервые, но по-прежнему разумно и внятно объяснил нам: такой килогерцовый «перехлёст» необходим для правильной передачи звуковой сцены, когда критический для неё речевой диапазон воспроизводится одним излучателем вплоть до самой его верхней частоты. А поскольку вряд ли найдутся пищалки, способные «басить» от 300 Гц, то приходится подтягивать мидбас вверх. Нижняя граница НЧ-полосы фронта находится на 50 Гц с крутизной спада АЧХ 6 дБ/окт. Диапазон суббаса ограничен фильтром НЧ третьего порядка с частотой среза 100 Гц. Вновь обнаруженная совместная работа разных секций в одном диапазоне позволила ликвидировать некоторую неравномерность АЧХ в салоне, не прибегая к помощи параметрического эквалайзера.

Изжившая себя к четвёртому разу затея с дизайнистой расстановкой компонентов по салону «Тойтоты» позволила мастерам полностью сконцентрироваться на звуковом достоинстве системы. Сравнительно «негромкий» салон автомобиля дал обойтись акустической обработкой только передних дверей и задней полки, то есть тех мест, где предполагалась установка источников колебаний, ранее незнакомых кузову.

Универсальное 2-диновое отверстие на торпедо «Тойоты» делает возможным одинаково удобно разместить головные устройства одинарного или двойного типоразмера, причём в первом случае остаётся место для небольшого кармана. Подходящий был найден среди родственников автомобиля, и удобный магазин от Land Cruiser для хранения компакт-дисков перекочевал в Camry и занял место над вновь установленным CD-ресивером.

Фронтальные мидбасы, смонтированные в основательно заглушенной двери, уплотнены полиуретановыми валиками, которые предотвращают распыление низкочастотных сил под обшивку двери. Штатные пищалки, расположенные по углам торпедо, возле лобового стекла, были аккуратно демонтированы. Их треугольные монтажные фланцы послужили шаблонами для изготовления новых деталей, из 4-миллиметрового пластика, к которым снизу прикреплены ВЧ-динамики. Края отверстия по центру фланца, в которое входит купол пищалки, тщательно скруглены для устранения вторичных переизлучений острых кромок.

Задняя полка седана, которой предстояло нести на себе пару фри-эйрных «десяток», была укреплена снизу, со стороны багажника, листом 15-миллиметровой фанеры. Восемь болтов М6, стягивающих кузовной металл и фанеру, в случае необходимости легко откручиваются и позволяют вернуть на место два штатных «лопуха». Сабвуферы «висят» на листе фанеры прямо напротив заводских отверстий «блинного» размера 6 х 9, а зазор между декоративной обшивкой полки и её собственным металлическим основанием уплотнён по образу и подобию дверной инсталляции.

Установка усилителя тоже обошлась, как и было заявлено вначале, без применения режущего инструмента типа «лобзик». Корпус устройства смонтирован на полу багажника и закрыт сверху Г-образной декоративной крышкой. Воздух для охлаждения всех пяти каналов Boston поступает из-под заднего сиденья и выбрасывается внутрь отсека через вентиляционную решётку в торце крышки.

Надёжный и бесхитростный монтаж деталей системы позволил установщикам быстро выполнить свою работу, а заказчику — извлечь с полки свой дорожный комплект компакт-дисков, не дав ему запылиться. Очередной, уже четвёртый, автомобильно-музыкальный этап в жизни Андрея успешно стартовал из ворот «Станции автозвука», и путь автомобиля с музыкальной начинкой на борту пройдёт короткой дорогой до встречи со своим следующим хозяином. Хотя кто знает, нет ничего более временного, чем постоянное, и Toyota, славящаяся во всём мире своей надёжностью, подтолкнёт Андрея к иному взгляду на способ модернизации мобильного звука?

Скромное автозвуковое хозяйство размещено без нарушений девственно-заводского салона

В горизонтальном положении пищалка работает полностью на отражение от лобового стекла

Установка мидбасов в двери обошлась без вмешательства электролобзика

Подручный магазин для компакт-дисков перекочевал в Camry из Land Cruiser

Пара заводских решёток 6 х 9 без помех пропускают суббас в салон

Благодаря большой вентиляционной решётке перегрев усилителю не грозит

Две сабвуферные «десятки» закреплены снизу на усиленной задней полке

СВОИМИ УШАМИ

Чтобы послушать, как звучит блюз в машине, мы решили добавить к двум «ветеранам», «NAIM Sampler» («АЗ» №5/2003) и «Расскажи Чайковскому новости» («АЗ» №6/2004), новобранца «Heart of Rhythm’n’Blues» («АЗ» №1/2003). Отменно выполненная запись легко показывает силу и слабость всех звеньев системы и в случае надобности позволяет детально оценить звучание всех инструментов на технических дорожках.

Ударная установка на диске «Heart of Rhythm’n’Blues» очень коварна, и, если возникают проблемы с басом, звук тут же «обесцвечивается», теряя всякую энергию. Поэтому жизненный звук барабанов, который мы услышали в салоне Camry, очень порадовал. Звучание духовых было чётко сфокусировано, и результат борьбы за звуковую сцену не остался незамеченным. Несколько выпал из общей гармонии резкий мужской вокал, который, кстати, и в идеальных домашних условиях даётся не любому комплекту аппаратуры. Поскольку визит «на станцию» для повторной настройки системы был уже не за горами, заблаговременная небольшая коррекция частоты среза пищалки до 2,5 кГц выправила ситуацию.

Для проверки тезиса «хороший бас он и в Африке бас» мы пустили в дело пару композиций «Новостей», на которых солирует синтетический ударник. Что ж, уже на заглавной дорожке диска стало ясно, что при желании музыкальные границы системы могут быть раздвинуты очень широко, качество подачи «электроники» очень и очень неплохое.

Интересно подобралось: в этом номере сабвуферы free air доказывают, что их надо воспринимать всерьёз. В данном случае бас протянулся не то что до Африки — до Антарктики. Уровень ВЧ традиционно для Лысенко выбран довольно высоким, так что даже на верхнем краю диапазона традиционный (уже не для Лысенко, а для Morel) мягкий спад АЧХ не приводит к дефициту «воздуха». Заметный «заброс» на 3 — 4 кГц нам показался побочным следствием перекрывающихся рабочих полос мидбаса и пищалки, но на том, что лучше его оставить, выиграв в цельности звуковой сцены, конструктор настаивает, а ему виднее. Не в первый раз...

Toyota Camry

ТИП СИСТЕМЫ аудио

СОСТАВ
2-полосный фронт + сабвуфер

ИСТОЧНИК
Alpine CDA-9833R

УСИЛИТЕЛЬ
Boston GT-50

АКУСТИКА
Morel MT-23, Elate SW 6

САБВУФЕРЫ Boston GEN10-2

СТУДИЯ Crazy People

Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования