Копеечный звук
ВАЗ-2101
Дмитрий ТИПТЮК, г. Харьков, Украина
Представление о звуке в автомобиле начало формироваться
у меня с того момента, как я впервые (фактически случайно!) приобрел
в переходе метро «АвтоЗвук» №9 за 2002 год. Тогда на меня произвела
колоссальное воздействие статья Евгения Рысина «Слагаемые и сумма»,
под впечатлением которой я начал понемногу узнавать, выяснять и
прослушивать всё то, что поначалу казалось таким недосягаемым.
И ВОТ, ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ИЗУЧЕНИЯ вопроса в свободное
от учебы время было сделано нечто, что вполне адекватно отвечало
начальным требованиям к звуку на колёсах.
Автомобиль для озвучивания долго выбирать не пришлось,
поскольку он был всего один — старый, но хорошо сохранившийся ВАЗ-2101
1977 года выпуска, всего-то
на 8 лет старше меня.
Ещё в процессе проектирования я решил делать музыку
так, чтобы она максимально, насколько это вообще возможно в домашних
условиях, вписывалась в чудом сохранившийся
первозданным интерьер «копейки», то есть так называемый стиль stock.
С компонентами особо не разгуляешься, в роли естественного
ограничителя разгула выступил знакомый многим финансовый вопрос.
Таким образом, прорисовалась
следующая картина: головное устройство — Pioneer DEH-P3630MP, двухполосный
фронт — Infinity
REF6000CS и тыловая акустика на двух восьмидюймовых НЧ-головках Alphard
SW803Z.
Акустические и силовые провода подобраны по каталогу фирмы ORIS, здесь,
понятное дело, нужно было правильно выбрать сечение проводов, а не название
торговой
марки, хотя с учётом «ограничителя» это тоже немаловажно. Как видно из
списка, компоненты только самые необходимые, усилители планируются, но
о них чуть
позже.
 Общий характер звучания «Пионера» — любительский,
в смысле, на любителя, и меня он вполне устраивает. Из важных функций
у 3630 есть FIE (Front
Image Enhancer)
— ФНЧ на три фиксированных положения (100, 160 и 250 Гц) и трехполосный
параметрический (что важно) эквалайзер. Поскольку в моей системе ни
активный кроссовер, ни
усилители пока ещё не установлены, именно FIE сыграл решающую роль
при покупке ресивера. Кроме фильтров, к несомненным достоинствам
CD-ресивера
относится
возможность воспроизводить несжатые аудиоданные в файлах WAV, что,
в отличие от mp3 с WMA, совсем не бесполезная вещь, особенно при
наличии
компьютера.
Тыловые SW803Z — фри-эйрные, приобретались также
из соображений максимальных возможностей за свою цену. Номинальной
мощности в 100 Вт, в принципе,
на ближайшее время достаточно, SPL-заезды в скором будущем не планируются.
Поскольку фронт к ушам и телу расположен ближе
всего и на 99% несет ответственность за построение правильной звуковой
сцены, то после
долгих прослушиваний
выбор пал именно на акустику Infinity, чистота звука на высоте.
Да и в общую схему
установки в стиле stock они великолепно вписались.
Теперь о самом долгом, но самом приятном — о процессе
установки. Конечно же, наслаждаться результатом тоже приятно, но
только до
тех пор, пока
прослушивание не переходит в просто слушание.
Первым делом я занялся основательной подготовкой
дверей. Разборка водительской «калитки» показала, что кроме, собственно,
стекла
всё требовало доработки
или замены для устранения люфтов, скрипов и т.п. Проблемные
места, вроде наружных
ручек, с помощью «суперклея» изолированы тонкими резиновыми
прокладками, тяги замков замотаны тряпичной изолентой, а все ролики
стеклоподъемника
заменены новыми, благо стоят-то они копейки.
Сам процесс обработки двери ничего особенного собой
не представлял. При помощи строительного фена на внутреннюю сторону
двери уложены
листы виброизоляции
STP, а напротив предполагаемого места установки динамика
приклеен самодельный виброгасящий блин. Все технологические отверстия
зашиты фанерой на
саморезах и уплотнены силиконовым клеем. Готовая металло-фанерная
стенка тоже обработана
STP. Внутреннюю ручку открывания двери я на всякий случай
перенёс
назад на
20 см, уж больно мало места в предполагаемой зоне установки
динамика и его подиума, тем более что электрических стеклоподъемников
в планах не
было.
Вторую переднюю дверь, для пассажира, я тоже перебрал и акустически
подготовил, но,
поскольку ею пользовались намного реже, там всё было не так
плачевно,
и ролики стеклоподъемника остались «родные», 27-летние...
Затем наступил самый ответственный этап — изготовление
подиумов под фронтальную акустику. Они оказались нужны по двум
причинам:
банальное
отсутствие
места в двери и характер звучания мидбасов. Двухдневное
прослушивание показало,
что направленность излучения НЧ-динамиков Infinity не самая
широкая, в отличие от менее капризных JBL 6505CE, которые
потом довелось
ставить знакомому
в
Daewoo
Lanos. Поэтому без подиумов никак было не решить эту проблему
и построить нормальную звуковую сцену, которую построить
и так нелегко.
Мидбасы
сориентированы на
середину салона, чуть выше кулисы переключения передач.
Технологию изготовления подиумов я взял из статьи
Андрея Посашкова «На шести сотках» («АЗ» №10/2002), пересказывать
её здесь не
вижу смысла. После долгих
вырезаний из картона и обтачивания пены подиумы приняли
единственную, на мой взгляд, правильную форму. Достигнутый
в пене результат
я обклеил стеклотканью
и покрасил гравитексом в три слоя, что помогло скрыть
мелкие
огрехи поверхности.
Кстати, после гравитекса дополнительных слоёв краски
не понадобилось, уж больно
внешний вид стал напоминать «родные» дверные ручки и
салонный пластик.
Дошла очередь и до собственно дверных обивок. Изнутри
они обработаны акустической мастикой «Body», приклеены
к подиумам
всё тем
же силиконовым клеем и закреплены
16-миллиметровыми саморезами, по 35 штук на каждый,
с шагом 2 см. После того как все внутренние работы в дверях
были
завершены, включая
прокладку
акустических
проводов, в дело вновь пошёл клей и саморезы, которыми
обивка прочно посажена на место. Всё, двери наконец
готовы! Смонтировать
мидбасы
на подиумах было
делом пяти минут.
В первоначальном варианте твитеры были установлены
на стойках переднего стекла чуть ниже середины и
сориентированы так
же, как и НЧ-динамики,
на центр салона.
Выбрать более удобное расположение не позволила конструкция
проставок, предусмотренных изготовителем акустики.
Поэтому
уже сейчас на
повестке дня стоит вопрос интеграции
пищалок в стойки, поскольку до поры до времени они
«висят» на двустороннем скотче и играют с частичным
отражением
от лобового стекла. Кроссоверы
нашли свое место под бардачком.
Установка тыловой акустики тоже потребовала некоторых
усилий и терпения. Идею построения сабвуфера я
категорически отверг
из-за
присутствия
в багажном отделении
ёмкости с экологически чистым топливом российской
марки «Газпром». Поэтому тыловые НЧ-динамики (можно
называть
их сабвуферами)
было решено устанавливать
в заднюю полку. Удалив заводскую обшивку, я прорезал
ножницами по металлу два отверстия диаметром 25
см и оклеил кузовную
жесть виброизоляцией,
как и весь
багажник изнутри и его крышку. Накладную полку
пришлось усилить двумя дополнительными слоями ДСП, приклеенными
на ПВА. Снаружи
обновлённый
элемент интерьера
обтянут кожзаменителем базарного происхождения
с
прокладкой из 5-миллиметрового поролона.
Поскольку НЧ-динамики в конечном счете должны были
крепиться к деревянной полке, а не к металлическому
каркасу под
ней, то для
надежной её
фиксации понадобилось
6 пластин с резьбой М8 и столько же болтов, которыми
металл и дерево намертво прикручены друг к другу.
Хлипкая заводская
фанерка,
в
«копейке» обозначающая
конец багажного отсека и начало салона, отправилась
в утиль, а новая стенка изготовлена по тому же
рецепту, что и полка
для динамиков.
Дуэт силиконового
клея и саморезов завершил начатое дело, устранив
даже подозрения на акустические утечки между
двумя объёмами,
багажника
и салона.
В принципе, на этом можно было бы и остановиться,
начав наслаждаться получившимся звуком, но первые
же 30 минут
прослушивания
дали ясно понять — без полной
шумо- и виброизоляции салона не обойтись. Всё,
кроме передних дверей и багажника, всеми силами
пыталось
подыгрывать в
такт музыке, даже
ручки стеклоподъемников
на задних дверях, и это без внешних-то усилителей!
Поэтому, собравшись с духом,
я демонтировал все внутренности салона, разобрал
задние двери и приступил к работе. Сначала прошёлся
по всему
салону акустической
мастикой
«Body», а затем
приклеил слой вазовской шумоизоляции (этот автомобиль
все 27 лет
ездил вообще без шумки...). Задним дверям тоже
досталось, до кучи. Обратная
сборка
прошла
с вкраплениями силикона и саморезов там, где
это было необходимо. То есть — очень много где.
И наконец зазвучала музыка... Стоит ли объяснять,
как приятно её слушать на фоне полной тишины,
когда ничто
нигде не
дребезжит и
не скрипит.
Общая картина
звуковой сцены получилась вполне приемлемая,
глубина, правда, небольшая, инструменты звучат
лишь чуть
дальше лобового
стекла, а оно у «копейки»,
как известно, расположено
очень близко. По высоте сцена чуть ниже, чем
хотелось и требовалось бы, но всё же не где-то
там в ногах.
Говорить о том, насколько
детально и
прозрачно стали звучать любимые композиции
— пустая трата времени, это нужно слышать.
Самое главное, что всё удалось сделать собственными
руками, поэтому и звук получился «свой». В
целом результат неплохой,
самая серьёзная
проблема
—
трудности с локализацией вокала. Поэтому вынашиваю
в планах
на ближайшее лето заняться
в первую очередь покупкой Alpine-CDA9831, что
позволит подключить фронт в би-ампинговом режиме
и поработать
со сценой средствами
встроенного временного
корректора.
Во вторую очередь понадобится усилитель для
тылового баса, а там и
до соревнований недалеко. Об этом я обязательно
расскажу.
Успехов вcем любителям car audio!
P.S. Недавно имел радость (или печаль) послушать
аудиосистему в машине своего знакомого,
который ставил звук в одной
из самых навороченных
(именно навороченных,
а не лучших) студий города. За $1500 (с
учетом стоимости компонентов) и полдня работы ему
смонтировали точно
такие же Infinity в
двери, а назад поставили
два банальных овала DLS. Поразило то, что
даже с нормальным усилителем JBL, где есть все нужные
фильтры,
и неплохой
«головой» Clarion
звучало
это всё
так, что более двух минут в автомобиле
находиться было опасно для ушей и нервов.
Типичный пример музыки для окружающих.
Отсюда два вывода: первый — любую торговую марку
можно угробить
неправильной
инсталляцией,
второй
— прежде
чем заказывать
музыку, тем более за немаленькие деньги,
разберитесь с тем, что, как и
где должно играть. Этим вы облегчите работу
потенциальному исполнителю, а себе
сэкономите массу нервных клеток, слушая
музыку в машине для себя, а не удивляя окружающих,
заткнув уши ватой. |

Pioneer DEH-P3630MP отлично вписался в интерьер автомобиля 
 Дверные обивки с подиумами прикручены к двери саморезами, ручки
открывания дверей перемещены назад, ближе к ручкам-подлокотникам
Твитеры сориентированы на центр салона, но на повестке дня стоит
вопрос их интеграции в пластиковые накладки стоек

НЧ-динамики умышленно смонтированы без грилей, их звук ещё
никого не оставил равнодушным

Торец задней полки прикреплён с помощью алюминиевого уголка
к кузову, а вертикальная перегородка, не менее толстая,
чем полка, наглухо отделила
салон от багажника

В полностью разобранном салоне поразило то, что 27 лет назад
завод-изготовитель никакой шумоизоляции не предусматривал

Салон полностью обработан акустической мастикой «Body»...

... после чего покрыт заводской шумоизоляцией

С применением саморезов и силикона все было собрано обратно.
Кроссоверам нашлось место под бардачком

Весь багажник, в том числе и его крышка, обклеен виброизоляцией.
Как видно, из-за газового баллона места для корпусного саба не
осталось ВАЗ-2101
ТИП СИСТЕМЫ
аудио
СОСТАВ
2-полосный фронт + тыл/сабвуфер
ИСТОЧНИК
Pioneer DEH-P3630MP
АКУСТИКА
Infinity REF6000CS,
Alphard SW803Z
|