КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2005

Копеечный звук

ВАЗ-2101

Дмитрий ТИПТЮК, г. Харьков, Украина

Представление о звуке в автомобиле начало формироваться у меня с того момента, как я впервые (фактически случайно!) приобрел в переходе метро «АвтоЗвук» №9 за 2002 год. Тогда на меня произвела колоссальное воздействие статья Евгения Рысина «Слагаемые и сумма», под впечатлением которой я начал понемногу узнавать, выяснять и прослушивать всё то, что поначалу казалось таким недосягаемым.

И ВОТ, ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ИЗУЧЕНИЯ вопроса в свободное от учебы время было сделано нечто, что вполне адекватно отвечало начальным требованиям к звуку на колёсах.

Автомобиль для озвучивания долго выбирать не пришлось, поскольку он был всего один — старый, но хорошо сохранившийся ВАЗ-2101 1977 года выпуска, всего-то на 8 лет старше меня.

Ещё в процессе проектирования я решил делать музыку так, чтобы она максимально, насколько это вообще возможно в домашних условиях, вписывалась в чудом сохранившийся первозданным интерьер «копейки», то есть так называемый стиль stock.

С компонентами особо не разгуляешься, в роли естественного ограничителя разгула выступил знакомый многим финансовый вопрос. Таким образом, прорисовалась следующая картина: головное устройство — Pioneer DEH-P3630MP, двухполосный фронт — Infinity REF6000CS и тыловая акустика на двух восьмидюймовых НЧ-головках Alphard SW803Z. Акустические и силовые провода подобраны по каталогу фирмы ORIS, здесь, понятное дело, нужно было правильно выбрать сечение проводов, а не название торговой марки, хотя с учётом «ограничителя» это тоже немаловажно. Как видно из списка, компоненты только самые необходимые, усилители планируются, но о них чуть позже.

Общий характер звучания «Пионера» — любительский, в смысле, на любителя, и меня он вполне устраивает. Из важных функций у 3630 есть FIE (Front Image Enhancer) — ФНЧ на три фиксированных положения (100, 160 и 250 Гц) и трехполосный параметрический (что важно) эквалайзер. Поскольку в моей системе ни активный кроссовер, ни усилители пока ещё не установлены, именно FIE сыграл решающую роль при покупке ресивера. Кроме фильтров, к несомненным достоинствам CD-ресивера относится возможность воспроизводить несжатые аудиоданные в файлах WAV, что, в отличие от mp3 с WMA, совсем не бесполезная вещь, особенно при наличии компьютера.

Тыловые SW803Z — фри-эйрные, приобретались также из соображений максимальных возможностей за свою цену. Номинальной мощности в 100 Вт, в принципе, на ближайшее время достаточно, SPL-заезды в скором будущем не планируются.

Поскольку фронт к ушам и телу расположен ближе всего и на 99% несет ответственность за построение правильной звуковой сцены, то после долгих прослушиваний выбор пал именно на акустику Infinity, чистота звука на высоте. Да и в общую схему установки в стиле stock они великолепно вписались.

Теперь о самом долгом, но самом приятном — о процессе установки. Конечно же, наслаждаться результатом тоже приятно, но только до тех пор, пока прослушивание не переходит в просто слушание.

Первым делом я занялся основательной подготовкой дверей. Разборка водительской «калитки» показала, что кроме, собственно, стекла всё требовало доработки или замены для устранения люфтов, скрипов и т.п. Проблемные места, вроде наружных ручек, с помощью «суперклея» изолированы тонкими резиновыми прокладками, тяги замков замотаны тряпичной изолентой, а все ролики стеклоподъемника заменены новыми, благо стоят-то они копейки.

Сам процесс обработки двери ничего особенного собой не представлял. При помощи строительного фена на внутреннюю сторону двери уложены листы виброизоляции STP, а напротив предполагаемого места установки динамика приклеен самодельный виброгасящий блин. Все технологические отверстия зашиты фанерой на саморезах и уплотнены силиконовым клеем. Готовая металло-фанерная стенка тоже обработана STP. Внутреннюю ручку открывания двери я на всякий случай перенёс назад на 20 см, уж больно мало места в предполагаемой зоне установки динамика и его подиума, тем более что электрических стеклоподъемников в планах не было. Вторую переднюю дверь, для пассажира, я тоже перебрал и акустически подготовил, но, поскольку ею пользовались намного реже, там всё было не так плачевно, и ролики стеклоподъемника остались «родные», 27-летние...

Затем наступил самый ответственный этап — изготовление подиумов под фронтальную акустику. Они оказались нужны по двум причинам: банальное отсутствие места в двери и характер звучания мидбасов. Двухдневное прослушивание показало, что направленность излучения НЧ-динамиков Infinity не самая широкая, в отличие от менее капризных JBL 6505CE, которые потом довелось ставить знакомому в Daewoo Lanos. Поэтому без подиумов никак было не решить эту проблему и построить нормальную звуковую сцену, которую построить и так нелегко. Мидбасы сориентированы на середину салона, чуть выше кулисы переключения передач.

Технологию изготовления подиумов я взял из статьи Андрея Посашкова «На шести сотках» («АЗ» №10/2002), пересказывать её здесь не вижу смысла. После долгих вырезаний из картона и обтачивания пены подиумы приняли единственную, на мой взгляд, правильную форму. Достигнутый в пене результат я обклеил стеклотканью и покрасил гравитексом в три слоя, что помогло скрыть мелкие огрехи поверхности. Кстати, после гравитекса дополнительных слоёв краски не понадобилось, уж больно внешний вид стал напоминать «родные» дверные ручки и салонный пластик.

Дошла очередь и до собственно дверных обивок. Изнутри они обработаны акустической мастикой «Body», приклеены к подиумам всё тем же силиконовым клеем и закреплены 16-миллиметровыми саморезами, по 35 штук на каждый, с шагом 2 см. После того как все внутренние работы в дверях были завершены, включая прокладку акустических проводов, в дело вновь пошёл клей и саморезы, которыми обивка прочно посажена на место. Всё, двери наконец готовы! Смонтировать мидбасы на подиумах было делом пяти минут.

В первоначальном варианте твитеры были установлены на стойках переднего стекла чуть ниже середины и сориентированы так же, как и НЧ-динамики, на центр салона. Выбрать более удобное расположение не позволила конструкция проставок, предусмотренных изготовителем акустики. Поэтому уже сейчас на повестке дня стоит вопрос интеграции пищалок в стойки, поскольку до поры до времени они «висят» на двустороннем скотче и играют с частичным отражением от лобового стекла. Кроссоверы нашли свое место под бардачком.

Установка тыловой акустики тоже потребовала некоторых усилий и терпения. Идею построения сабвуфера я категорически отверг из-за присутствия в багажном отделении ёмкости с экологически чистым топливом российской марки «Газпром». Поэтому тыловые НЧ-динамики (можно называть их сабвуферами) было решено устанавливать в заднюю полку. Удалив заводскую обшивку, я прорезал ножницами по металлу два отверстия диаметром 25 см и оклеил кузовную жесть виброизоляцией, как и весь багажник изнутри и его крышку. Накладную полку пришлось усилить двумя дополнительными слоями ДСП, приклеенными на ПВА. Снаружи обновлённый элемент интерьера обтянут кожзаменителем базарного происхождения с прокладкой из 5-миллиметрового поролона.

Поскольку НЧ-динамики в конечном счете должны были крепиться к деревянной полке, а не к металлическому каркасу под ней, то для надежной её фиксации понадобилось 6 пластин с резьбой М8 и столько же болтов, которыми металл и дерево намертво прикручены друг к другу. Хлипкая заводская фанерка, в «копейке» обозначающая конец багажного отсека и начало салона, отправилась в утиль, а новая стенка изготовлена по тому же рецепту, что и полка для динамиков. Дуэт силиконового клея и саморезов завершил начатое дело, устранив даже подозрения на акустические утечки между двумя объёмами, багажника и салона.

В принципе, на этом можно было бы и остановиться, начав наслаждаться получившимся звуком, но первые же 30 минут прослушивания дали ясно понять — без полной шумо- и виброизоляции салона не обойтись. Всё, кроме передних дверей и багажника, всеми силами пыталось подыгрывать в такт музыке, даже ручки стеклоподъемников на задних дверях, и это без внешних-то усилителей! Поэтому, собравшись с духом, я демонтировал все внутренности салона, разобрал задние двери и приступил к работе. Сначала прошёлся по всему салону акустической мастикой «Body», а затем приклеил слой вазовской шумоизоляции (этот автомобиль все 27 лет ездил вообще без шумки...). Задним дверям тоже досталось, до кучи. Обратная сборка прошла с вкраплениями силикона и саморезов там, где это было необходимо. То есть — очень много где.

И наконец зазвучала музыка... Стоит ли объяснять, как приятно её слушать на фоне полной тишины, когда ничто нигде не дребезжит и не скрипит. Общая картина звуковой сцены получилась вполне приемлемая, глубина, правда, небольшая, инструменты звучат лишь чуть дальше лобового стекла, а оно у «копейки», как известно, расположено очень близко. По высоте сцена чуть ниже, чем хотелось и требовалось бы, но всё же не где-то там в ногах. Говорить о том, насколько детально и прозрачно стали звучать любимые композиции — пустая трата времени, это нужно слышать. Самое главное, что всё удалось сделать собственными руками, поэтому и звук получился «свой». В целом результат неплохой, самая серьёзная проблема — трудности с локализацией вокала. Поэтому вынашиваю в планах на ближайшее лето заняться в первую очередь покупкой Alpine-CDA9831, что позволит подключить фронт в би-ампинговом режиме и поработать со сценой средствами встроенного временного корректора. Во вторую очередь понадобится усилитель для тылового баса, а там и до соревнований недалеко. Об этом я обязательно расскажу.

Успехов вcем любителям car audio!

P.S. Недавно имел радость (или печаль) послушать аудиосистему в машине своего знакомого, который ставил звук в одной из самых навороченных (именно навороченных, а не лучших) студий города. За $1500 (с учетом стоимости компонентов) и полдня работы ему смонтировали точно такие же Infinity в двери, а назад поставили два банальных овала DLS. Поразило то, что даже с нормальным усилителем JBL, где есть все нужные фильтры, и неплохой «головой» Clarion звучало это всё так, что более двух минут в автомобиле находиться было опасно для ушей и нервов. Типичный пример музыки для окружающих. Отсюда два вывода: первый — любую торговую марку можно угробить неправильной инсталляцией, второй — прежде чем заказывать музыку, тем более за немаленькие деньги, разберитесь с тем, что, как и где должно играть. Этим вы облегчите работу потенциальному исполнителю, а себе сэкономите массу нервных клеток, слушая музыку в машине для себя, а не удивляя окружающих, заткнув уши ватой.

Pioneer DEH-P3630MP отлично вписался в интерьер автомобиля

Дверные обивки с подиумами прикручены к двери саморезами, ручки открывания дверей перемещены назад, ближе к ручкам-подлокотникам
Твитеры сориентированы на центр салона, но на повестке дня стоит вопрос их интеграции в пластиковые накладки стоек

НЧ-динамики умышленно смонтированы без грилей, их звук ещё никого не оставил равнодушным

Торец задней полки прикреплён с помощью алюминиевого уголка к кузову, а вертикальная перегородка, не менее толстая, чем полка, наглухо отделила салон от багажника

В полностью разобранном салоне поразило то, что 27 лет назад завод-изготовитель никакой шумоизоляции не предусматривал

Салон полностью обработан акустической мастикой «Body»...

... после чего покрыт заводской шумоизоляцией

С применением саморезов и силикона все было собрано обратно. Кроссоверам нашлось место под бардачком

Весь багажник, в том числе и его крышка, обклеен виброизоляцией. Как видно, из-за газового баллона места для корпусного саба не осталось

ВАЗ-2101

ТИП СИСТЕМЫ
аудио

СОСТАВ
2-полосный фронт + тыл/сабвуфер

ИСТОЧНИК
Pioneer DEH-P3630MP

АКУСТИКА
Infinity REF6000CS,
Alphard SW803Z

Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2005
   

 
     


АРХИВ | РУБРИКИ | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Top.Mail.Ru Яндекс цитирования