АКУЛИЙ ЗУБ
Renault Kangoo, студия Crazy People
Сергей ГАВРИЛЮК
Шуточная детская загадка:
— Как будет правильней — «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»?
Отгадка:
— Как это нет? Ты что, рыбу никогда не видел?
Акула — рыба хрящевая, а хрящ долго не хранится,
что твой холодец. Поэтому динозавры, хоть все повымерли давным-давно,
костей после себя оставили невообразимое количество, на радость
учёной братии, а древние акулы, лично знакомые с бронтозавром и
археоптериксом, и их отдалённые предки, здравствующие и поныне,
скелетов после себя не оставили и сейчас не оставляют. Кроме одной,
той самой, что кормила хищника всю его жизнь...
АКУЛЬИ ЗУБЫ У МНОГИХ НАРОДОВ ПРИМЕнялись наружно
в виде амулетов и внутренне в составе приворотных зелий, средств
от многочисленных болезней и эликсиров долголетия в растолчённой
в порошок форме. Неистовая вера в целительные возможности акулы
даже сейчас, в наши дни, не даёт покоя людям, и мы с изумлением
обнаружили в Регистре лекарственных средств России препарат под
названием «Суперхрящ акулы» (Irwin Naturals. Нет, не от этого.
И не для этого. Так, вообще, для иммунитета).
На выставочной площадке, как и положено в здоровом
бизнес-сообществе, никто из участников не намеревается стать началом
естественной пищевой цепочки капиталистического рынка, все предпочитают
оказаться её завершающим звеном. Поэтому богатый, длиной более
400 млн. лет, успешный опыт хрящевых рыб в борьбе за первенство
было бы неразумно оставлять без внимания. Креативная бригада станции
автозвука Crazy People, получив исходное задание и марку базового
автомобиля для будущей системы, воспользовалась подсказкой природы
и пустила в дело всю доступную атрибутику успешного морского хищника,
хотя до поедания «суперхрящей» дело не дошло, вдохновения и иммунитета
хватило и без медикации.
Чтобы создать цельную художественную концепцию
и загодя проработать все детали оформления Renault Kangoo, к работе
был привлечён скульптор Андрей Макеев. Вместе с главным «станционным
смотрителем» Александром Лысенко он пару раз съездил в автосалон,
обмерил «живой» автомобиль и по эскизам вылепил масштабную модель
будущей установки. Один к десяти. Разборную, между прочим. Затем,
на время превратившись в двух мальчишек, ставших обладателями ужасно
интересного конструктора, Александр и Андрей принялись двигать
и переставлять миниатюрные детальки. После того как ставшие карликовыми
сабвуферы, усилители, подиумы и другие элементы установки нашли
своё место, Андрей изготовил вторую, уже неразборную модель, которая
и послужила прототипом реальной инсталляции. Трёхмерное моделирование
с очевидной выгодностью позволяет не только вживую увидеть воплощение
замысла и показать заказчику, на что пойдут его хрящи и зубы, но и применить
готовую модель для получения размеров практически всех заготовок и деталей.
Когда Андрей убыл в мастерскую лепить окончательный
вариант, концепция схемы уже была практически ясна. Несмотря на
вызывающе хищный акулий оскал, всегда свойственный системам подобного
назначения, количество компонентов и их соединение в салоне Kangoo
не превысило естественный и разумный порог, соответствующий заказам
частно-утилитарного назначения. Источник сигнала, к примеру, мы
обнаружили всего лишь один, CD-ресивер марки Clarion DXZ745MP,
установленный в заводское отверстие торпедо.
Усилителей оказалось побольше, но не так чтоб в
глазах рябило — два четырёхканальных Kicker SX900.4 фронтального
и тылового предназначения и два сугубо басовых моноблока Kicker
SX1250.1. Все четыре активные устройства, несущие на себе треугольный
профиль акульего зуба, соединены последовательно специальным кабелем
управления. Сам факт такой возможности вытекает из необычности усилителей
серии SX, оснащённых встроенными цифровыми процессорами, в том
числе для временной и динамической коррекции (тест одного такого
усилителя у нас проводился, можете взглянуть: «АЗ» №6/2004). Подачей
необходимых команд в кабель и считыванием информации с каждого
усилителя заведует контроллер Kicker SXRC, с помощью которого всеми
процессорами можно управлять синхронно или порознь, и всё — с места
водителя.
Любопытно, что богатые процессорные возможности
серии SX не исключили и «прямого» дистанционного управления басом.
Этим немедленно воспользовались установщики станции автозвука и
подключили к каждому усилителю свой блок ДУ, установив их единым
блоком в бардачке. Назначение пятого регулятора, смонтированного
отдельно, будет понятно, когда речь пойдёт о тонкостях подключения и установки
сабвуферов.
Акустические системы, отобранные для Kangoo, составили, как вы
уже поняли по набору усилителей, три группы. Фронт построен
на комплекте 6-дюймовых коаксиалов-трансформеров Kicker SS65.2,
подкреплённых в мидбасовом диапазоне двумя парами параллельно
соединённых динамиков Kicker SSMB6, так что в итоге образовалась
фронтальная акустика со строенными мидбасами. В тыловую группу
включены четыре Kicker SS56.2, аналогичных передним трансформерам,
но калибром на разряд меньше. Остальные динамики, вошедшие
в басовую группу, — знаменитые кикеровские «квадраты».
В нынешней конфигурации из восьми установленных
на общем подиуме сабвуферов подключены к усилителям только четыре,
это второй и третий ряд, если считать от пятой двери машины. Двухомные
звуковые катушки каждой пары Kicker S10L72 и S12L72 соединены параллельно
и подключены к выходным зажимам сабвуферных моноблоков, которым
один Ом нагрузки, как известно, нипочём. Ещё две пары сабвуферов
работают в резерве, пока разрабатывается подобающе изящная схема коммутации
без увеличения числа усилителей. В конце концов, акула тоже ведь кусает не
сразу во все три тысячи зубов или сколько там у неё. По очереди, так вернее.
Сейчас же эту задачу (на входе усилителей) решает
пятый регулятор, отдельно стоящий в бардачке. С его помощью можно
оперативно управлять балансом сигнала, подаваемого на сабвуферные
усилители, не плутая в многоступенчатых кнопочных меню. Одним движением
выбирается требуемый сию минуту баланс суббасового сигнала между
12-ти и 10-дюймовыми излучателями. Можно вообще отключить «десятки»
и с чувством оценить качество «двенадцатого» баса. Или наоборот,
это как соль и перец к отбивным из акульего мяса — по вкусу.
Возвращение из своей мастерской Андрея, главного
скульптора проекта, сразу оживило установочно-практические работы.
Вылепленная модель инсталляции позволила, не мешкая, предельно
точно рассчитать размеры сварной металлической рамы из профиля
сечением 40 х 20 мм, положенной в основание подиума под усилители
и сабы. Задний складной диван, извлечённый из Kangoo, открыл доступ
к 12 кузовным отверстиям с резьбой M8, пригодным для жёсткого крепления
передней части сложной пространственной конструкции. Черновая поверхность
нового подиума образована листами из 15-миллиметровой фанеры, поверх
которой уложены слои стеклоткани, пропитанной смолой. Изрядное
количество шпаклёвки и мелкой наждачной бумаги вместе обеспечили
необходимую гладкость поверхности и плавность сопряжений. Возле
задних дверей в новом фальшполу прорезаны два лючка, запираемых
на ключ, за одним лежит бухта сильноточного удлинителя для подключения
внешнего питания, а за вторым — аптечка, огнетушитель и другие
путевые принадлежности, необходимые для дорог общего пользования.
Вторая, верхняя часть подиума сделана откидной
для доступа ко всем сигнальным и силовым линиям. Пара петель устрашающего,
не меньше, чем акулья пасть, вида и размера позволяет силами двух
человек поднять все шесть сабвуферов, накрытых сверху фирменным
кикеровским зубом. Акустическое оформление динамиков выполнено
в виде закрытых ящиков рекомендованного производителем объёма,
24,9 литра для «двенашек» и 18,7 литра — для «десяток». В походном
положении «зубок» удерживается двумя болтами M8, пропущенными через
пол багажника и стальную пластину толщиной 5 мм, закреплённую возле
пятой двери.
Чтобы разместить, как было задумано, четвёрку тыловых
коаксиалов, по старой обшивке потолка работники станции автозвука
изготовили форму и выклеили в ней новую обшивку, которая обладала
двумя несомненными достоинствами — была чрезвычайно жёсткой (до
такой степени, что не хотела садиться на место) и имела два интегрированных
закрытых ящика по 10 литров каждый для попарной установки динамиков. Исторические
хроники умалчивают о том, каких трудов стоила обратная сборка потолка и какой
сложный лексикон пришлось употребить, дабы успешно завершить начатое дело.
Как животные не теплокровные, акулы едва ли способны покраснеть, но тут,
наверно, и их бы проняло.
После разминки на потолке все работы в передней
части салона прошли без сучка и задоринки. Заводские дверные обшивки
отправились на склад проторенной дорожкой потолка, уступив место
трёхслойному бутерброду стеклопластик — пена — стеклопластик. Получившаяся
скорлупа чрезвычайной жесткости позволила безболезненно установить
по паре мидбасов на сторону, нимало не заботясь о традиционном укреплении
заводского «решета» дверного металла. Удерживающие штатную обшивку
пластиковые пистоны были заменены саморезами, которыми обшивки
привинчены к двери по кругу. Накладные детали дверного декора,
изготовленные из листового полистирола с подглядкой на плавники,
снаружи частично закрывают второй мидбас.
Ритуальный суп из акульих плавников, безусловно,
повлиял на художественное решение нового варианта оформления рабочего
места водителя. Помимо собранных в коаксиальную конструкцию двух
фронтальных комплектов верхнюю полку торпедо украшают два выступа,
судьба которых складывалась непросто. Первый, ближний к козырьку
комбинации приборов, был рассчитан и изготовлен исходя из приблизительных
размеров контроллера для управления усилителями. Приблизительных, потому
что работы были уже в разгаре, когда первый в стране блок управления
процессорами только приближался к границам таможенного пространства
России. А когда их пересёк, оказалось, что в размеры не были включены
ни рамка, ни салазки устройства. Потому в срочном порядке контроллер
пришлось поместить в нижнюю часть центральной консоли. Оставшийся
без начинки первый плавник было решено подкрепить вторым поменьше,
переквалифицировать оба в элементы декора, зрительно корректирующие
однобокость заводской торпедо.
Специалисты по палеонтологическим наукам установили,
что первые рыбы, напоминающие акул, жили в девонских морях 410
млн. лет до нашей эры. Впечатляющий возраст, ничего не скажешь.
Люди, хоть и (сравнительно) новосёлы на этой планете, довольно
быстро положили начало добрым традициям практического употребления
акул. Обнаруженные археологами свидетельства говорят о том, что
североамериканские индейцы использовали острые акульи зубы в качестве
бритвы. Бедняги, как ограничена была их фантазия. Изобрели бы вовремя
колесо, и дело потихоньку пошло бы в правильном направлении...
|
RENAULT KANGOO
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт +
тыл + сабвуфер
Источник: Clarion DXZ745MP
Усилители: Kicker SX900.4, SX1250.1
Акустика: Kicker SS56.2,
SS65.2, SSMB6
Сабвуферы: Kicker S10L72, S12L72
Студия: Станция автозвука
Crazy People
Пара плавников зрительно корректируют однобокость заводской
торпедо
Коаксиальная акустика фронта врезана в многослойную накладку
из полистирольных деталей
Сверху в бардачке смонтированы выносные регуляторы баса, а внизу
— суббасовый фейдер
Головное устройство установлено штатно, а снизу к «бороде» прикреплён
блок управления усилителями
Самый большой зуб вместе с шестью сабвуферами можно поднять силами
двух человек
В фальшполу подиума сделаны два лючка для удлинительных кабелей
питания и дорожной мелочёвки
Накладные жабры и плавники практически скрывают вторую пару дверных
мидбасов
Отражение на потолке главного зуба прячет за собой лампы подсветки
четырёх тыловых кроссоверов
ТРЁХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОКАЗАТЬ ЗАКАЗЧИКУ,
НА ЧТО ПОЙДУТ ЕГО ХРЯЩИ И ЗУБЫ
СВОИМИ УШАМИ
Музыкальную силу скромных акульих зубок мы решили проверить на
материале редакционного диска «Расскажи Чайковскому новости».
Богатый «электронный» спектр сборника, простирающийся от самых
глубоких басов до предельных для формата CD-DA 20 кГц, как нельзя
лучше подходил для этих целей. Если сесть на место водителя в
закрытом автомобиле, то звучание системы вполне соответствует
регулярным дневным рейсам по городу с коротким заездом домой
для ночёвки. Мягкий и «большой» бас, немного островатая середина,
умеренное давление в ВЧ-диапазоне — хороший фон для работы за
рулём.
Эпатажный оскал открытой пасти багажника и два ряда зубов очень
неплохо показали себя и за пределами Kangoo. Что любопытно, внутри
раскрытого настежь автомобиля громкость музыки оказалась заметно
ниже, чем снаружи, лишь суббасы никак не хотели сдавать свои
позиции. Самая лучшая точка на улице нашлась возле пятой двери,
там, где благодаря особенностям размещения акустики весь гармонический
набор звукового диапазона направлен на слушателя. На ходу, конечно,
это не актуально, но на пикнике «зажечь» танцевальными ритмами
подуставшую к вечеру компанию вполне реально.
Сиденья были заново перетянуты чёрной алькантарой и жёлтой натуральной
кожей
Каждый усилитель обслуживается своим буферным конденсатором
|