КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2005

Серебристые красавцы

Toyota Land Cruiser Prado

Алексей АВТОНОВ, a.k.a. Solobaric, Новосибирск

ВСТУПЛЕНИЕ

В общем, увлечение автозвуком возникло одновременно с покупкой первой машины, вазовской 99-й модели. И, как у многих, всё началось с двух «блинов» в задней полке и 13-сантиметровых коаксиалов в дверях. Потом то ли в Интернете, то ли в журналах, точно не помню, наткнулся на рецепты улучшения звука своими силами. И работа пошла. Пищалки покинули «блины» и заняли передние стойки, появился простенький кросс для выделения низких частот, но катастрофически не хватало мощных низов. «Блины» в усиленной полке басили хорошо, но хотелось чего-то большего.

На первом месте было звуковое давление, и я решил купить саб Hertz HBX-30 с двухканальником Calcell BST 250.2. На тот момент это был предел моих финансовых возможностей. Результат оказался близким к предельным возможностям моих ушей, и такой баланс сохранялся приблизительно 4 года. Время от времени я порывался что-то поменять или улучшить, но старая машина совсем не вдохновляла.

И вот, наконец, появился TLC Prado, 99 года выпуска, серебристый красавец со штатной бумажной акустикой. Попытался я туда поставить и усилитель, и саб, но былого шевеления волос как не бывало. Ну что же, надо было браться за выбор компонентов новой системы.

ВЫБОР

Начать решил снизу, то есть с саба. Связываться с готовыми больше не хотелось, так как их мощные модели обычно идут в оформлении бандпасс, который на большой громкости просто гудит. За 4 года мне это порядком надоело, и мечталось о чём-то более музыкальном.

Требования к сабу были простыми - мощный ураганный бас на запредельной громкости. Моя машина должна быть самой громкой, в разумных пределах, конечно, хотя Solo X и головки больше 15 дюймов я считал экстримом. И уже в то время начали закрадываться мысли о том, что с достаточно мощной системой можно будет поучаствовать в соревнованиях.

Выбирал долго, пока не остановился на «Кикере» S15L7 (2 + 2). Почему именно он? Уж очень понравился внешне: необычные углы, фирменный гриль, это уже Серебристый Красавец с двух больших букв, взгляд оторвать не мог, настолько он меня заворожил. Ну, это было внешнее впечатление, а что же с характеристиками? А тут ещё лучше: два варианта включения, на 1 и 4 Ом, 1 кВт мощности, народ на соревнованиях подаёт на него все 3 и без всяких последствий, опять же площадь диффузора больше, чем у круглого на 15 дюймов. К тому же «Кикер» у нас в Сибири большая редкость, а значит, у меня будет настоящий эксклюзив.

Так и вышло - ни в Новосибе (57 участников), ни в Красноярске (107 участников) на соревнованиях ЕММА «Кикера» не было ни у кого. После того как посмотрел рейтинги SPL-клуба - а там «Кикер» очень часто на первых местах мелькал, - для себя точно решил, что буду сражаться. И даже объём сабвуферного ящика меня не отпугнул, так он мне понравился.

Поскольку для повседневной езды я собирался включать саб на 4 Ом, а единичку оставить для соревнований, то под такой расклад и выбирался моноблок. Единственным из тех, который выдавал на 4 Ом 700 Вт честной мощности, оказался импульсный Oris Armada AD-2000, подробно описанный в «АЗ» №2/2005. Я взял на заметку ещё один плюс «Ориса» - регулируемый сабсоник, вещь необходимую, поскольку собирался делать фазоинвертор. Опять же дистанционный регулятор баса, ну и 2 кВт на 1-омной нагрузке, для соревнований самое оно.

Фронтальный усилок решил пока оставить прежний, старый двухканальник «Калсель», тем более что он давал по 150 Вт на канал, а для фронтальной акустики это за глаза. Акустику я выбирал заочно, долго блуждая в звуковых форумах и читая обзоры, и опытные люди подтвердили, что двухкомпонентка DLS R6A LE - это один из лучших вариантов для моих музыкальных предпочтений. Низкочастотные динамики очень басовитые и отлично отыгрывают панч, к тому же в комплекте LE идут хорошие пищалки UR-1.

Когда всё было куплено и лежало в коробках, соревнования оказались уже на самом носу. Практического опыта в изготовлении подиумов из стеклопластика, монтажа твитеров в стойки, обтяжки винилом у меня не было никакого, и я решил всё поставить в штатные места. Сначала послушаем, как это всё заиграет, а уже потом можно будет экспериментировать с разными подиумами, углами и т.д. Плюс ко всему установка в штатные места, без переделки салона, могла принести максимальный балл за «сток».

С сабом я тоже решил недолго собираться и просто взять все размеры для корпуса из документов к динамику, то есть то, что рекомендовал производитель. Мне это показалось более надежным. Хотя и говорят, что часто цифры производителя - ерунда, нужно всё считать самому, я заметил по результатам тестов: у «Кикера» существенных отклонений не бывает. Да и как считать, если опыта в этом деле никакого, и в случае грубой ошибки могло вообще ничего не получиться. В работу пошёл средний вариант ФИ 128 л плюс щелевой порт около 12 л, что в итоге дало все 140 л. Забегая вперёд, скажу, что саб заиграл сразу, без каких-либо дополнительных переделок, а уж с моим старым бандпассом даже не сравнить.

СОРЕВНОВАНИЯ

К соревнованиям в своём городе, Новосибирске, я, как ни старался, не успел и поэтому сосредоточился на следующем спортивном этапе, уже в Красноярске, до которого, как ни крути, целых 800 км. На призовые места не рассчитывал, просто хотелось пообщаться с людьми, увлекающимися автозвуком, и посмотреть, что умеют делать в Красноярске - слышал, что там автозвук развит намного лучше, чем в Новосибе.

Конечно же, было очень интересно, на что способны оба моих Серебристых Красавца, ведь от работы одного из них (сабвуфера) у второго (машины) видимым глазу образом раздувались задние крылья, чуть ли не выскакивали задние форточки и вовсю скакали дворники на лобовом стекле. Всё это время в глубине души были опасения, что результат будет не очень по сравнению с конкурентами, почти все машины в моем классе по размеру салона были как вазовская «девятка». А у меня - большой салон, с массой утечек, в котором создать высокое давление непросто, а по правилам моя единственная «пятнашка» попадала в категорию «Четыре сабвуфера».

Приличную часть баса «травили» задние вентиляционные отверстия. Горя желанием их заглушить, я снял пластиковую обшивку с задних стоек, но увидел, что добраться до них или заделать вентиляцию невозможно. Точнее, возможно, но для этого надо было вырезать часть стоек. В общем, плюнул я на эту вентиляцию и собрал все обратно, будь что будет.

Скажу сразу, динамик я не насиловал, и можно было ещё добавить чувствительность на усилке, выкрутить на четверть басбуст и поднять бас на головном устройстве. Просто не хотелось на первых же соревнованиях спалить своего любимца. Выступал я по счету примерно десятым и позвал на сцену двух помощников подержать задние форточки. И вот первый замер с закрытыми дверями, адреналин кипит, сердце колотится - на словах состояние не передать. Сколько же покажет мой «Солобарик»? Музыка остановлена, ведущий подходит к судье за результатом, небольшая пауза (сердце у меня чуть не выскочило) и произносит: «Мальчики (пауза), девочки (пауза) - 136,6!» Этой фразы я, конечно же, не помню, в тот момент меня просто захлестнула буря эмоций, только дома, смотря видеозапись, фразу ведущего я выучил наизусть.

На тот момент это был максимальный результат. С открытыми дверями «Солобарик» надул 134,0 дБ, и по сумме результатов моя машина стала абсолютным лидером, пускай ненадолго, но всё же. Честно говоря, мне тогда большего и не требовалось, я был горд за своих Красавцев, оба меня не подвели, а мои силы и старания не пропали зря. Как итог - 3-е место. Восторгу зрителей не было предела, когда они разглядывали «Солобарик» в моем багажнике, ведь «Кикер», да ещё такой, был только у меня одного!

ПЛАНЫ

В дальнейшем планирую установить второе головное устройство, наверное, что-нибудь из «Алпайнов» или «Пионеров» последних линеек, в низу центральной консоли как раз есть местечко. Штатную «голову» буду использовать только как телевизор. Потом нужно будет облагородить багажник, сделать там фальшпанели для усилителей. Неплохо было бы провести шумоизоляцию в 3 - 4 слоя вибропласта. Собираюсь наконец-то измерить параметры динамика, он теперь у меня размялся, рассчитать и, может быть, переделать корпус для саба. Если за зиму не пройдет соревновательный запал, который ещё не выветрился после красноярского этапа, то, возможно, обзаведусь двумя 12-дюймовыми Solo X, чтобы на равных выступать с главными конкурентами на двух SPL'ных пятитысячных «Пионерах». Так что планов масса, мои Красавцы не соскучатся.

Фронт

Установка мидбаса и твитеров получилась достаточно стандартная, без изысков. Для НЧ-динамиков были взяты 40-миллиметровые кольца, толщина которых позволяла без помех опускать боковые стёкла. Восемь шурупов держат кольцо на двери, а четыре - крепят динамик к кольцу, все стыки промазаны герметиком. В итоге получилась жесткая, полностью герметичная конструкция, без каких-либо посторонних призвуков. Чтобы исключить уход звука под обшивку двери, динамик вместе с фанерной проставкой был обклеен сплэном, а затем битопластом. В итоге между корзиной и обшивкой получился своебразный мини-тоннель.

После удаления штатных твитеров из панели приборов выяснилось, что необходимо изготовить новое крепление. Корпуса DLS UR1 довольно большие и никак не хотели умещаться. Потом я приспособил небольшие фанерные проставки, и всё встало на свои места, в буквальном смысле. Потом это место накрылось штатной решёточкой, и уже ничто не выдавало наличие новых твитеров.

Голова

Головное устройство оставил штатным, поскольку в комплекте идёт двухдиновая модель и делать какую то рамку под обычную «голову» мне не понравилось - это привело бы к изменению дизайна центральной консоли не в лучшую сторону, тем более в штатной голове имелась навигация, телевизор и симпатичная моторизированная панель.

Поскольку японский телевизор работает в системе NTSC, пришлось установить адаптер TVR-05, тем более что его делают у нас, в Новосибирске. У адаптера есть дополнительный видеовход, к которому я уже успел подключить камеру заднего обзора. Всё работает как часы, картинка зеркальная, а сигнал управления заведён с задних фонарей.

После видео я занялся звуком и вывел линейные выходы для усилителей. Велосипед изобретать не стал, поискал в Интернете, как это делают другие, и на сайте «Блюзмобиля» нашел схемку с небольшим описанием. Один вечер с паяльником, и теперь линейные выходы у меня есть. Все оказалось достаточно просто и сразу заработало без какой-либо дополнительной настройки.

Усилители

Сначала была идея сделать фальшпанель вдоль заднего крыла, обтянуть её винилом и уже туда спрятать оба усилителя. Но, как обычно, из-за цейтнота перед соревнованиями оба блока оказались на задней стенке саба. Как говорится, дёшево и сердито.

Шумоизоляция

Опыт шумоизоляции уже имелся, ведь пришлось полностью заглушить свою предыдущую машину. И реальный опыт, который я приобрёл, очень помог при работе с «Крузером». Железо у японцев очень тонкое, поэтому большие площади (крыша, задние крылья, задняя дверь) заклеивал двумя слоями вибропласта М2, а поверх клеил сплэн. Так как у сплэна закрытая структура, он является отличным звуко- и теплоизолятором. Как-то зимой я снял пластиковую обшивку заднего крыла и был шокирован, увидев толстый слой изморози на голом металле кузова. Так что оклейка внутренних поверхностей сплэном обсуждению не подвергалась, да и зимой салон машины будет остывать меньше, морозы в Новосибирске бывают хорошие.

Внешняя и внутренняя часть двери заклеена слоем вибропласта, чтобы исключить даже намёк на вибрацию, а на большие технологические окна пошло целых три слоя. Щели вокруг проводки были залиты силиконовым герметиком, а тяга дверного замка пропущена сквозь трубочку, которая не даёт ей приклеиваться к вибропласту и сплэну. После шумки двери получились очень тяжелые, прямо как у броневика.

Первоначально заднюю дверь я не обрабатывал, но после установки саба понял, что это просто необходимо. Поскольку играл прямо назад, её просто раздувало, и всё, что могло шевелиться, шевелилось и дребезжало. Сейчас дверь уже тихая, только задний дворник подпрыгивает, но, поскольку в такт с передними, меня это не смущает.

Строим сабвуфер

Именно строим, по-другому этот процесс описать невозможно. А всему виной 30-миллиметровая фанера, нелегко её обрабатывать, чтобы все детали идеально подходили друг к другу. Сначала я вообще хотел взять 36 или 40 мм, но, прикинув массу ящика и процесс его погрузки в машину, остановился на «тридцатке», хотя в звуковых форумах и в «Алкоме» сошлись на том, что разумный минимум для моего Серебристого Красавца будет 25 мм. На всё про всё хватило листа 1,5 х 1,5 м, MDF брать не стал, потому что получалось дороже.

Разметил, электролобзик в руки - и вперед к распилу. Вышло довольно ровно, но всё-таки в некоторых местах идеального прилегания я не получил. Ситуацию немного поправила шлифовальная машинка, которой удалось добиться щелей не более 1 - 2 мм. Ну да ладно, это не страшно, силиконовый герметик и жидкие гвозди их заполнят.

Первая примерка показала, что собранный ящик получился больше, чем я его себе представлял. Стенки скреплены жидкими гвоздями для дерева и шурупами длиной 70 мм, а шов загерметизирован силиконовым герметиком. Дальше настал черед отверстия под динамик, с этим особых сложностей не было - 20 минут фигурной резки, и отверстие под «Солобарик» готово. С учётом запланированной соревновательной деятельности крепление саба выполнено на болтах 70 мм и гайках, залитых эпоксидкой в специальных лунках с внутренней стороны.

Все виденные мною чашки с клеммами для подключения кабелей выглядели довольно хило, поэтому в стенке саба сделано не отверстие, а углубление, куда утоплена чашка. Каждая катушка выведена на свою пару клемм, что позволяет, не разбирая саб, менять коммутацию с обычной на «спортивную». Отверстия, через которые внутрь выведены провода, заделаны силиконовым герметиком и залиты эпоксидкой.

В последнюю очередь я поставил стенку фазоинвертора. На случай, если вдруг понадобится поменять частоту настройки саба, решил обойтись без жидких гвоздей, только герметик и шурупы длиной 60 мм.

Ящик получился тяжеловат, поэтому, предварительно сняв динамик, грузили его в машину вдвоём с напарником.

Toyota Land Cruiser Prado
ТИП СИСТЕМЫ
аудио

СОСТАВ
2-полосный фронт + сабвуфер

ИСТОЧНИК
Toyota

УСИЛИТЕЛИ
Calcell BST 250.2, Oris AD-2000

АКУСТИКА
DLS R6A Limited Edition

САБВУФЕР
Kicker S15L7 (2 + 2)

Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования