КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2005

Принципы Ле Корбюзье

KIA Sorento, cтудия «ТехАрт», руководитель проекта Давид НАЗАРОВ

В Москве есть дом, который мало кто видит. Отчасти потому, что он зажат плотной застройкой центра города, а отчасти - благодаря таланту архитектора. Дом - здание Центрального статистического управления СССР (до него - Центросоюза, что там стало после - мы не в курсе) на Мясницкой, 39. А когда заметишь этот дом, лаконичный до пуританства и этим приковывающий к себе взор, трудно поверить, что здание было построено на рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века. Целесообразность не стареет, особенно когда создана руками мастера.

ФАМИЛИЯ МАСТЕРА - ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, и, помимо снабжения служебной площадью самого, пожалуй, бесполезного института советского времени, он сформулировал архитектурные принципы, по которым, если их изучить и понять, можно построить идеальное жилище для любой эпохи и любого континента.

С момента своего рождения отрасль мобильного звука немедленно попала в поле зрение пуристов, которые хоть и оказались в меньшинстве (любовь к «красивой» жизни чрезвычайно заразна), но продвигали концепцию свободных от всяких украшений звуковых систем с настойчивостью, достойной отца-основателя этой концепции. Только благодаря им на пёстром поле автозвукового дела до настоящего времени сохранились отдельные островки «чистого» звука.

Владелец внедорожника Kia Sorento был вполне свободен от идей броского украшения своего автомобиля и на строительство аудиосистемы смотрел только с одной позиции, позиции звука. И поэтому его визит в студию «ТехАрт» оказался далеко не случайным событием, а проявлением малоизученного, но от этого не менее устойчивого закона притяжения себе подобных. Давид Назаров, в течение многих лет бессменный руководитель звуковых проектов «ТехАрта», не стал тратить время на словесную мишуру и лишь предложил послушать один из почти готовых автомобилей, находящихся в работе. Простая система для классической музыки стала лучшим способом согласования технического задания на Kia Sorento.

Будь Ле Корбюзье нашим современником, он, несомненно, оценил бы простую и ясную схему, предложенную Давидом для установки. Все нюансы формирования «чистого» звукового сигнала происходят в хорошо известном CD-ресивере Clarion HX-D2. Чтобы упростить манипуляции с компакт-дисками во время поездок длиной более 70 минут, к головному устройству по оптическому кабелю подключен CD-чейнджер Clarion DCZ628, выполняющий, по сути, лишь задачи чтения цифрового сигнала с носителя и отправки его на обработку в породистый ЦАП HX-D2.

Системы высокого разрешения, построенные на платформе тихих современных автомобилей, не нуждаются в десятикратных запасах мощности, поэтому фронтальная акустика с центральным каналом, тыл и сабвуфер запитаны от одного шестиканального усилителя Steg QM 75.6X. Искомый уровень детальности в передаче инструментов, по мнению Давида, даёт двухполосный комплект с израильским твитером Morel MT-23 и французским мидбасом Audax AM 170 Z2. Последний компонент оснащён 8-омной звуковой катушкой, что за счёт некоторой потери в максимальной мощности снижает токовую нагрузку на усилитель вдвое. Такой режим благоприятно сказывается на импульсной характеристике устройства и повышает шансы системы на пуристски достоверную передачу музыкальной палитры.

Тыловое заполнение трёхмерного звукового поля берут на себя коаксиальные динамики, построенные на основе типовых Hertz HCX 165. Подобно фронтальной системе, они подключены по схеме би-вайринга акустическими кабелями из медного литцендрата общим сечением 7,5 кв. мм каждый, такие провода индивидуального исполнения Давид традиционно использует в своих системах.

Пассивные кроссоверы передней и задней акустики выполнены на ВЧ-фильтрах 1-го порядка с частотой среза 2,3 кГц для твитеров «Морель» и 3,2 кГц - для «Хертца». НЧ-динамики фронта и тыла подключены к усилителю напрямую и ограничены сверху лишь спадом собственной АЧХ. По оценкам Давида, это происходит на 3,5 - 4 кГц у «Одакса» и на 3,2 кГц у «Хертца».

Ещё один блок, содержащий в себе только пассивные элементы резистивно-емкостного делителя, формирует из широкополосных фронтальных сигналов материал для центрального канала, отсекая частоты ниже 350 Гц. В роли излучателя центрального канала хорошо выступил один из динамиков «ноу-нейм», которыми комплектуются автомобили на заводе. Ограниченная полоса частот, невысокая чувствительность и узкая диаграмма направленности, - всё, что вредит репутации динамика в обычной роли, оказывается «требованиями к профессии», когда динамик служит в центральном канале.

Для точной передачи низкочастотных гармоник классического репертуара в системе применён 25-сантиметровый суббасовый динамик Hertz ES 250. Это «золотая середина» пуристского компромисса между уровнем звукового давления, который может развить излучатель с такой площадью диффузора и весом подвижной системы, ограничивающим его скоростные возможности. В пользу «скорости» было выбрано и мостовое включение двух из шести каналов «Стега», которое, как известно, позволяет удвоить скорость нарастания сигнала на выходных зажимах.

«Для достижения искомой музыкальности вовсе не обязательно деформировать первоначальный замысел и конструкцию автомобиля», - после таких слов Давида Назарова Ле Корбюзье, вне всяких сомнений, искал бы любой удобный случай быть представленным основателю отечественной школы автозвукового пуризма. И после осмотра автомобиля мы, скорее всего, тоже были готовы последовать примеру великого француза, поскольку «...не экзотичное прочтение автомобиля встречается крайне редко» (Д. Назаров, Москва, 2005), установки в жанре «чистый сток» попадаются, прямо скажем, нечасто.

Невооружённым глазом заметно лишь одно нововведение на борту Kia - сабвуферный ящик, закреплённый в багажнике. С натяжкой «деформацией конструкции» можно назвать защитную решётку динамика центрального канала, но это - с натяжкой, она выглядит так, как будто здесь всегда и жила. Другие акустические компоненты смонтированы там, где это было размечено на заводе-изготовителе, включая твитеры на площадках дверных зеркал.

Выбор в пользу дверей был продиктован не только «неразрушающей тактикой» установки. По наблюдениям руководителя проекта, работа твитеров на сравнительно мягких и лёгких стойках кузова по сравнению с массивными и прочными дверями проигрывает из-за возникающих в результате вибраций интермодуляционных искажений. Близко расположенное лобовое стекло тоже вносит свои ранние отражения, которые, складываясь с прямым сигналом, размывают «пространственное тело звукового образа» и лишают слушателя достоверной картины музыкального произведения.

Монтаж низкочастотной секции передней и задней акустики происходил при широком употреблении стеклопластика, толстые детали из которого закрыли все технологические отверстия дверей и сформировали монтажные подиумы с интегрированными опорными кольцами. Все поверхности дверей обработаны акустическими материалами марки STP.

Сабвуферный динамик, повёрнутый в отверстие для подлокотника, установлен в готовом 25-литровом закрытом ящике, подвергшемся некоторой доработке. Стенки усилены вклеенными рёбрами жёсткости, заменены клеммы для акустических кабелей, а внутренняя поверхность обклеена войлоком.

Поскольку усилители и дополнительные источники сигнала не относятся к классу устройств, о которых помнит автомобильный завод-изготовитель, для укорочения звукового тракта установщики поместили их под сиденья водителя и его соседа: чейнджер смонтирован слева, а закрытый защитными накладками усилитель - справа. Длина акустических кабелей при такой компоновке не превысила 2,5 м.

Однако смысл строительства «чистой» звуковой системы заключается не в потрясающих цифрах кабельных длин или слепом копировании обрядов какой-либо философии. За всем этим стоит стремление как можно точнее и с наименьшими помехами донести оригинальную запись до слушателя. А уж к какому из творческих течений примкнуть - конструктивистам, рационалистам, пуристам или экзистенциалистам - не суть важно. Вот мы, например, реалисты...

Для достижения музыкальности не обязательно деформировать первоначальный замысел и конструкцию автомобиля

Массивные и прочные двери предпочтительнее для установки твитеров

Качество звукового сигнала целиком определяется CD-ресивером

Оформление центрального канала повторяет заводской дизайн салона

Прямое излучение важно даже в диапазоне суббасовых частот

Все технологические отверстия дверей закрыты деталями из стеклопластика

CD-чейнджер смонтирован под водительским сиденьем...

...а общий для всей системы усилитель - под пассажирским

Неразрушающая тактика установки определила место для тыловых коаксиалов

Корпус сабвуфера изготовлен из деталей стандартного изделия

Прочность саба существенно возросла за счёт внутренних рёбер жёсткости

Надо ли говорить, что вид АЧХ в салоне Давид увидел впервые одновременно с нами? Нет, не надо, его отношения со звуком отвергают посредничество измерительной техники. То, что мы вместе увидели, однако, неплохо коррелированно с тем, что ранее услышали. В отсутствие принудительной коррекции (о чём автор системы предупреждал) заметна некоторая нервозность на границе нижнего и среднего баса (50 - 60 Гц) и изрезанность середины (200 - 800 Гц). Выше, однако, всё как ножом отрезает, а где французская середина переходит в израильские верха, трудно определить. На самом верху пищалки Morel демонстрируют фирменный почерк: плавный и аккуратный спад выше 16 кГц.

Давид сообщил, что вся электронная коррекция на время прослушивания будет отключена и у меня появится возможность познакомиться со звуком в его исходном варианте. Для такого случая как нельзя лучше подошёл «NAIM Sampler» из редакционной коллекции, содержащий универсальный тестовый материал на все случаи жизни. Практически - на все... Итак, итоги прослушивания, в минималистском стиле Ле Корбюзье.

Трек №1 - сцена низкая, верхний бас скромный, детали обильны.

№2 - гитарное соло расползлось по салону, впечатление такое, что звук идёт снизу. Хорошо проработаны нижние обертона акустических гитар.

№4 - рояль облегчён, явно не дорастая до натуральной величины.

№5 - оркестр звучит слишком невесомо, скрипки явно доминируют.

№6 - контрабас показался меньше, чем в жизни, хотя и побольше виолончели.

№7 - всё тот же контрабас, уже неплох, рельеф на месте, но щипка мало.

№9 - хорошая передача всех инструментов, но звук отдаёт «ящичностью».

№10 - верный темп ударной установки и бас-гитары, но нет энергетики.

№12 - верхние гармоники духовых во всех подробностях.

ТИП СИСТЕМЫ
аудио

СОСТАВ
2-полосный фронт + центральный канал + тыл + сабвуфер

ИСТОЧНИКИ
Clarion HX-D2, DCZ628

УСИЛИТЕЛЬ
Steg QM 75.6X

АКУСТИКА
Morel MT-23, Audax AM 170 Z2, Hertz HCX 165

САБВУФЕР
Hertz ES 250

Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования