КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2005

ВЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Корпусной сабвуфер MTX SLH-T8510-D

Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Опытный читатель журнала может немного удивиться: совсем недавно мы тестировали большой выводок корпусных сабвуферов, отчего же этот оказался не там, а тут? Должны быть основания. Они имеются в ассортименте: одни - материальной природы, другие, если угодно - духовной.

ОСНОВАНИЯ МЕРКАНТИЛЬНОГО характера: цена этого изделия находилась в заметном контрасте с остальными, так что термин «одноклассники» приобретал некоторую однобокость. Здесь надо отметить, что в силу скученности и общей дружбы мы временами испытываем на себе дурное влияние соседей по издательскому дому, тех из них, кто сидит (в смысле - специализируется) на домашнем хай-энде. Там почти всё (или нам так кажется) норовят измерить ценой объекта. Типичный комментарий: «Надо же, стоит всего пять штук, а играет как на десять» напоминает древний, как рубль с советским гербом, анекдот о двух алкашах у магазина: «Стоит рупь двадцать две, а пьётся, как за рупь тридцать»...

И всё же, сказали мы себе: должны быть веские основания для начертания такого ценника на обычном, в принципе, корпусном сабвуфере. Здесь уже у нас самих основания для детального знакомства с выделенным в отдельный тест изделием перешли в разряд несколько духовных. Не то чтобы очень возвышенных, но любознательность, как таковая, считается хорошей чертой натуры.

Первое основание оказалось не столько веским, сколько весомым. Соучастников группового теста испытатели подтаскивали со склада в лабораторию в одиночку (кроме одного, самого громоздкого), а к машине для измерений в салоне возили на технологической тележке по четыре штабелем. «Кувалду» (а название серии Sledgehammer ничего иного не означает) возили в одиночку, а таскали - вдвоём. Раздобыв на время весы, по жизни инсталлированные в ванной комнате озабоченной проблемой избыточного веса гражданки, убедились, что это не руки инженеров ослабели: 41 кг как одна копеечка. Ну хорошо, 5 из них приходится на магнит околотоповой головки Thunder T8510-44 (согласно спецификации), ещё два (с запасом) кладём на алюминиевое литьё, диффузор, резину и прочее. Тем не менее получается: два верных пуда - это вес конструкции ящика не феерического размера и вполне вменяемого объёма по результатам обмера - 39 - 40 литров «в чистоте». Это внушает (в хорошем смысле), известно, что лишней жёсткости в конструкции акустического оформления, особенно басовых систем, не бывает.

Конструкция «Кувалды» внешне как бы состоит из двух стилистических частей. Весь тыл, который, исходя из скошенной задней стенки, должен быть обращён к спинке заднего сиденья со стороны багажника - традиционный карпет, по практичности и устойчивости к мелким небрежностям обращения не имеющий конкурентов. А фронт, где установлен динамик и выходит наружу порт фазоинвертора - что твой хай-энд: аспидный рояльный лак и хромированный крепёж по кругу.

Тоннель, выходное сечение которого открывается восхищённому взору - щелевой и очень большого сечения, у многих аналогичных конструкций с 12-дюймовыми головками тоннели скромнее, а здесь головка - 10-дюймовая. Длина непосредственному определению не подлежит: прямоугольного сечения канал уходит в глубь корпуса, загибаясь там под прямым углом и продолжая движение вдоль задней стенки. Здесь должны признаться: попытавшись методом обратного конструирования вычислить длину тоннеля (все данные, как казалось, есть: параметры динамика, объём ящика, сечение тоннеля), мы обломились. По расчётам тоннель такого сечения с такой настройкой не должен был поместиться внутри никакой силой. Пришлось сослагательно признать: его там укладывали не силой, а разумом, используя однажды описанный на наших страницах феномен виртуального удлинения тоннеля в силу пристеночного эффекта, но здесь это удалось как-то особенно эффектно. Ведь частота настройки фазоинвертора оказалась именно там, где её рекомендуют помещать конструкторы из MTX при самостоятельном изготовлении корпуса, ну, примерно там, рекомендованное значение 35 Гц, измерения на не очень-то размятом экземпляре дали 42.

Является ли всё это веским основанием платить намного больше, чем предлагают другие? Пока - лишь косвенно. Прямые доводы могли предоставить только измерения.

В измерениях мы себя не ограничивали программой минимум, поскольку было интересно не только то, о чём уже говорили, но и то, о чём и вы, и мы часто думаем. Первое: извечный спор между оформлением типа ЗЯ и ФИ. Теория говорит о том, кто в каком отношении лучше, а насколько это подтверждается на практике, вот в чём вопрос. Второе: насколько результаты моделирования АЧХ сабвуферных головок в верном «Спикершопе» (и с нашей патентованной передаточной функцией) соответствуют результатам реальных замеров? Признайтесь (мы уже план по признаниям выполнили), что ведь спрашивали себя: «по расчётам - это одно, а на деле как оно будет?», вот и мы это спросили у близких, а ближе нас самих никого в этот момент в поле зрения не было.

Поступили мы с «Кувалдой» так. В лаборатории сняли две импедансные кривые: как было и с плотно закрытым тоннелем фазоинвертора. Все последующие измерения проводили в этих двух вариантах. Можно, конечно, возразить, что если изготовитель подогнал ФИ, то какой смысл за него переделывать? А можно и не возражать, когда увидите, что получилось.

Тип оформления

ФИ ЗЯ
Импеданс, Ом   2

Непрерывная мощность (по данным изготовителя), Вт

  500

Габаритные размеры
(Ш х В х Г), мм

510 х 370 х 460

Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 80 Гц), дБ

12 7

Средняя чувствительность в салоне, дБ/Вт

98,1 93,1
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %) 123 (3,1) 114

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО

Корпусной сабвуфер

КТО

MTX SLH-T8510-D

ПОЧЕМ

$585

ЭТО - ПЛЮС

Сделан, как надо бы всем делать

Образцовые АЧХ (каждая - для своего потребителя)

Низкие искажения

ЭТО - МИНУС

Это всё же про деньги

ОДНИМ СЛОВОМ...

Для тех, кто за потраченное привык

получать сполна

РЕЙТИНГ

Конструкция и исполнение 9

Форма АЧХ в салоне 9

Максимальное звуковое

давление 8

Искажения 9

Компактность оформления 7

ИТОГ 42

Импеданс показывает: в состоянии поставки MTX SLH-T8510-D - фазоинвертор с частотой настройки 42 Гц. Если загерметизировать тоннель, он становится ЗЯ, в котором резонансная частота головки поднимается с исходных 45 Гц до 58, а добротность - с 0,7 до 0,84.

Одно из главных преимуществ фазоинвертора по сравнению с закрытым ящиком - снижение нелинейных искажений вблизи резонансной частоты. Мы измерили звуковое давление, при котором средний к.н.и. в полосе частот 40 - 80 Гц достиг 5%. В варианте ЗЯ это произошло при давлении 114 дБ, при этом на 63 Гц к.н.и. был около 3%, к 50 возрастал до 4,5, а ниже уходил вверх довольно круто (8% на 40 Гц и так далее).

Возвращенный в фазоинверторное состояние агрегат при той же подведенной мощности выдул на 9 дБ больше, при этом искажения на 50 Гц были 2,6%, а на 40 Гц - чуть выше 3%. Не говоря уже о том, насколько умиротворяет, когда опыт не противоречит теории, отметим: абсолютные значения - весьма впечатляющие. И по звуковому давлению, и по искажениям. Это - веский довод, и уже прямой, а не косвенный.

Замер в машине (всё та же «Вектра», это ничего?) в варианте ФИ. Ломовая отдача с максимумом на 40 Гц, как доктор и прописывал при измерении импеданса. Теперь ничего не меняем, ничего не крутим, только затыкаем как следует выход тоннеля. Отдача падает на 5 дБ в среднем (и на 8 - 9 дБ на пике отдачи), а АЧХ становится не просто пятёрочной с точки зрения аудиофилии, пятёрочной с плюсиком.

А теперь как бы задним числом проверим полученное на соответствие расчётам, которые мы бы сделали, окажись у нас в руках только головка, а не готовый корпусной агрегат. При расчётах мы использовали значение частоты настройки ФИ как рекомендовано (а не как получилось при измерении реального экземпляра), но это сути дела не изменило: модельные характеристики с пугающей точностью повторили измеренные в этот же день. При этом обнаружилось: для этой головки фирма рекомендует объём закрытого ящика не 40 литров, как было у нас, а 28. однако, как видите, АЧХ практически совпали, это связано с большой жёсткостью подвеса Т8510, которому всё едино: что 30 литров, что 40. Лишь бы не 15. Итог наших изысканий: надо бешеный (но не колбасный) бас с низкими искажениями - таков SLH-T8510-D в состоянии поставки. Надо потише, но с идеальным частотным балансом - закрывайте тоннель и будете иметь то, что только что видели...

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования