КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2005

НА ТЁЩИНОМ МЕСТЕ

Jeep Wrangler, cтудия «Мастер+», г. Воронеж, руководитель проекта Эдуард ЗАПЛАВНЫЙ

Какое важное место в сознании русского человека занимает тёща. В японском фольклоре, например, это место занято свекровью, что очень обедняет культуру. Что такого особенного можно продемонстрировать, проходя с тонкой шуткой мимо дома свекрови (учитывая, что у мужчин свекровей не бывает)? А в женском исполнении эффект нулевой.

ДРУГОЙ ПРИМЕР, БЛИЖЕ К АВТОМОБИЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Поворот на горной дороге (или гоночной трассе), в английском - hairpin («шпилька»), у нас от веку назывался «тёщин язык».

Или вот, совсем вплотную к теме. В своё время (в начале прошлого века) в Америке появились автомобили с дополнительным сиденьем, позади всех остальных. Оно было, по существу, люком с установленной внутри табуреткой, а спинкой для этого открытого всем ветрам посадочного места служила крышка самого люка. У себя на родине (а больше нигде такого не делалось) это чудо дорожного комфорта называлось буднично и невыразительно, хотя и с хорошим физическим обоснованием: rumble seat (типа «сиденье с грохотом»). У нас, где такую компоновку видели только на картинках, её, разумеется, назвали «тёщиным местом». Ещё один пример мощного воздействия российских тёщ на российских мужчин и станет темой этого рассказа.

Список задач первого приоритета, которые хотел разрешить Эдуард, владелец американского джипа (джипа не по профессии, а по имени), с помощью своего тёзки из воронежской студии «Мастер+», оказался довольно внушительным для геометрических размеров «Рэнглера», сохранившихся почти неизменными со времён Второй мировой, когда такие транспортные средства десантировали на парашютах. Несколько источников аудио- и видеосигнала, два усилителя, фронтальная и тыловая компонентная акустика плюс необычный сабвуфер, построенный по компонентной схеме. Заданная конфигурация сложилась не с бухты-барахты, поскольку для Эдуарда это уже третий «Рэнглер», и с 1996 года все предыдущие несли на себе приятную тяжесть компонентов мобильного назначения. Собственный опыт и публикации (Wrangler заезжал на страницы как минимум трёх номеров «А3»: 5 - 6/1999, 4/2000 и 2/2002) стали хорошим подспорьем для того, чтобы совладать хоть и с простым, но чрезвычайно капризным в смысле звука салоном «Джипа».

Источники сигналов системы строго поделены на две специализированные части, в одну из которых, чисто звуковую, вошёл CD-ресивер Alpine CDA-9835R, а во вторую, предназначенную для видео - ТВ-приёмник DAXX TVT-681A и DVD-проигрыватель Prology DVD-200. Схема соединений организована таким образом, чтобы работа обеих частей могла быть полностью независимой вплоть до отключения цепей питания. И чтобы посмотреть футбольный матч на привале, достаточно задействовать только ТВ-приёмник и монитор со встроенными динамиками Hyundai HDT-700 (прямиком из Южной Кореи, к нам такие пока не поставляются). При этом все звуковые компоненты, включая усилители и сам CD-ресивер, останутся обесточенными, помогая продлить время работы стартёрной батареи.

Когда и качество, и количество звука необходимы в большем объёме, чем того требует голос комментатора, сигнал с DVD-проигрывателя через коммутатор тюнера или напрямую с головного устройства поступает на два четырёхканальных усилителя Calcell BST150.4, подкреплённых по питанию однофарадными буферными конденсаторами Adagio. Первый усилитель работает на одинаковую двухкомпонентную акустику фронта и тыла марки Fusion FJL-65C. Второй в попарно-мостовом включении завязан на пару сабвуферов: большой, диаметром 30 сантиметров, Fusion FJL-1211 и малый Helix W8, который меньше своего «старшего брата» на 10 см. Звуковые частоты между компонентами суббасового диапазона поделены неравным образом, «Хеликс» играет наверху, в очень узкой полосе от 60 до 80 Гц, а на долю «Фьюжна» отведён нижний поддиапазон от 20 до 60 Гц, при этом пара его 4-омных звуковых катушек включена последовательно. Фронтальная и тыловая акустика подрезана снизу 6-децибельными фильтрами, у которых для гладкой стыковки с «верхним» сабом потребовалось поднять частоту среза с 80 до 100 Гц.

Салон Jeep Wrangler лишь большой оптимист может назвать четырёхместным, к заводской задней скамейке не возникает претензий только у сумок с поклажей. В контексте развёрнутой мультимедийной системы сохранение этой пародии на пассажирские места показалось Эдуарду Заплавному неуместным. Тем более что уникальный в своём роде двухкомпонентный басовый агрегат вполне мог занять всё пространство от борта до борта. Однако размер семьи, которую хозяин машины собирался перевозить на «Рэнглере», равнялся числу три даже без учёта тёщи. Вы, может быть, не в курсе, но законный брак ведёт к появлению не только тёщ, но и детей. Доказано наукой.

Багажный отсек был скомпонован с учётом отдельного, третьего места, установленного возле правого борта и очень удобного для подростка. Не больше. Любые претензии иных членов семьи на смежное пространство были пресечены самым радикальным образом: левая половина автомобиля от водительского сиденья и до заднего бампера целиком посвящена автозвуку.

Каждый излучатель двухкомпонентного, с акустической точки зрения, сабвуфера оформлен по-разному. В основании подиума для усилителей «восьмёрка» Helix играет на отдельный 18-литровый объём с двумя фазоинверторами, обращёнными назад. Уже потом, в процессе настройки системы, одно из отверстий было закрыто. Для Fusion «двенадцатого» калибра потребовался куда более объёмистый 72-литровый ящик, он установлен позади водителя и повёрнут тремя своими фазоинверторами вперёд. Оба ящика и подиум для усилителей изготовлены из фанеры толщиной 18 мм и наглухо прикручены болтами к полу автомобиля. Эта вроде бы нехитрая, на первый взгляд, операция включала в себя даже демонтаж бензобака, и открывшаяся под ним панорама плоского, как стол, пола была немедленно украшена вибродемпфирующими материалами. Чтобы добиться наибольшего эффекта во время «глушения» кузовной жести, полосы материала разной жёсткости укладывали снизу пола, «с улицы», от центра к краям в виде лучей звезды, а сверху, изнутри салона - сплошными листами в несколько слоёв. Любопытно, что даже арки задних колёс подверглись наружной обработке.

В своеобразном кузове «Рэнглера» место для установки тыловой акустики Эдуардам долго искать не пришлось, поскольку в необходимых количествах оно есть только на потолке, да и прецеденты в упомянутых уже публикациях нашлись. Такой вариант заодно дал возможность «подпереть» хлопающий пластик жёсткого (только по названию) верха. Акустическое оформление тыловых мидбасов - вновь фазоинверторное. Боксы объёмом по 18 л изготовлены из комбинации «фанера - стеклопластик», чтобы придать НЧ-динамикам тыла нужное направление: вниз и в стороны. Твитеры установлены строго вертикально и максимально удалены от центра салона. Акустические кабели, идущие от усилителей к двум пассивным кроссоверам, проложены внутри трубчатых профилей каркаса безопасности.

Чудовищные, с точки зрения звука, двери «Джипа» пришлось практически с нуля обучать элементарным автозвуковым манерам: массированная шумоизоляция и вибродемпфирование, установка электрических стеклоподъёмников, изготовление специальных направляющих из металла для прокладки кабелей вдоль ремней, по историческим, видимо, причинам, выполняющих в «Рэнглере» роль ограничителей хода дверей, совсем как в ЗАЗ-965. Потом последовала выклейка нижней части обивки из стеклопластика и, наконец, установка монтажных колец под акустику. Чтобы сориентировать фронтальные твитеры вдоль продольной оси автомобиля, пришлось изготовить специальные накладные подиумы для торпедо - ведь лобовое стекло складывается на капот, и передних стоек, считай, нет вовсе.

Единственный из источников сигнала, который удалось поставить на своё место - CD-ресивер. Остальным было предложено забраться под потолок, где один Эдуард предложил, а другой одобрил сделать консоль, закреплённую на трубах каркаса и заодно, подобно корпусам тыловой акустики, удерживающую плоскую панель крыши от паразитных вибраций. Возле лобового стекла к консоли прикреплён потолочный монитор, а перед ним, ближе к водителю, смонтированы дополнительные указатели Funky LM-402. Места внутри консоли немного, поэтому указатели были извлечены из заводского корпуса и установлены поштучно. Последний из источников, DVD-проигрыватель, который следовало поместить в консоль на потолке, смонтирован вверх ногами. Необычное положение устройства никак не сказалось на его возможностях, но существенно облегчило загрузку дисков, поскольку приёмная щель загрузчика оказалась сдвинута вниз. Вся межблочная проводка упрятана внутри трубчатого каркаса.

На свободном месте посередине верхней консоли установлен как будто обычный плафон освещения салона. Однако в данном случае он не светит, а как раз наоборот - воспринимает излучение. Внутри бутафорского плафона спрятаны ИК-приёмники дистанционного управления, а как бы штатный выключатель управляет на самом деле подачей питания на видеочасть мультимедийной установки. Подлокотник водителя тоже был укомплектован некоторым числом выключателей, отвечающих за наружную и внутреннюю иллюминацию, это, к примеру, светящиеся «глазки» в головных фарах или подсветка труб фазоинверторов. Весь салон, включая каркас безопасности, отделан кожей чёрного и красного цвета, которую пошили в воронежском ателье «Автостиль», а сабвуферы и подиум усилителей обтянуты карпетом для уменьшения переотражений в прямоугольнике салона.

Программа «вырастить сына, построить дом и посадить дерево» у хозяина «Рэнглера» выполнена. Вариант, предложенный российским фольклором, «вырастить пузо, посадить печень и построить тёщу» Эдуард отверг как неинтересный. «Меняю тёщу на холодильник» из объявлений 70-х - скучно и неактуально. А вот поменять «тёщино место» на богатую мультимедийную систему - не всякому под силу, здесь требуется истинная широта русской души...

Прямоугольность салона подчёркнута новыми несущими конструкциями мультимедийной системы

Лампы в фарах головного освещения закрыты колпачками с парой светящихся глаз

Звуковой источник установлен в заводское отверстие центральной консоли

Потолочная консоль целиком вместила все видеокомпоненты, включая ТВ-приёмник

Обе потолочные конструкции хорошо удерживают слабенькую крышу от вибраций

Подиумы твитеров задают ориентацию вдоль правого и левого бортов

Плоские и тонкие двери были основательно подготовлены для установки мидбасов

Три порта НЧ-саба направлены в спинку водительского сиденья. Пульт управления светомузыкальной подсветкой смонтирован под рукой третьего пассажира

Третье место окружено сабвуферами и усилителями

Компактный ВЧ-саб позволил организовать небольшой багажный ящик. Небольшой запас дорожной поклажи удерживает самодельная ограничительная решётка

Каждый усилитель оборудован буферным конденсатором Adagio

Мультимедийная система никак не ограничивает съём и постановку жёсткой крыши из ABS-пластика

ТИП СИСТЕМЫ

мультимедиа

АУДИО

2-полосный фронт + тыл + сабвуфер

ИСТОЧНИКИ

Alpine CDA-9835R, Daxx TVT-681A, Prology DVD-200

МОНИТОР Hyundai HDT-700

УСИЛИТЕЛИ Calcell BST150.4

АКУСТИКА Fusion FJL-65C

САБВУФЕРЫ Fusion FJL-1211, Helix W8

Эдуард любит слушать старые записи рок- и поп-музыки, Nazareth там или Bee Gees, к примеру, хотя подрастающее поколение предпочитает Tupac. Ничего из упомянутого в нашей редакционной коллекции нет (часть - ещё, часть - уже), зато есть сборник «Gothic Party».

На первом же треке обратил на себя внимание бас, причём всякий: верхний, средний и нижний. Он не подавлял, был очень быстрым, рельефным, а там где нужно - хлёстким. Клавишные 3-го трека прозвучали очень энергично, вокал был в меру мужественным. Хорошо была слышна ударная установка, бас-гитара и скрипки на 6-ой дорожке, они не слипались в кашу и не подавляли один другого. Басовый шторм 7-го трека оказался вполне по силам системе, и на большой громкости я не услышал какой-либо грязи или модуляции вокала. На 10-й композиции был заметен небольшой «песок» по верхам, и эта особенность выделила соответствующий диапазон на 12-м треке, подчеркнув восклицания исполнителя.

Вот вам влияние нежёсткости и утечек кузова. Несмотря на откровенно низкую настройку суббасового звена (в 70 с лишним литрах другой и быть не может), АЧХ довольно шустро падает ниже 40 Гц. Выше, правда, играет по полной. На кривой довольно легко читаются два выброса, подозрительных на предмет салонных стояков: на 125 и на 250 Гц, в ящике, которым, по сути, является салон «Рэнглера», это неудивительно. На верхнем конце диапазона АЧХ падает уже с 12 кГц, но делает это плавно и аккуратно, что часто для слуха приятнее, чем затянутая в ультразвук, но изрезанная пиками характеристика.
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования