Одна из моделей этой серии (Elate 9) была нами подробно рассмотрена в №4 за теперь уже прошлый, 2005 год. В сегодняшнем тесте — младшая модель, с пятидюймовым НЧ-динамиком. Благодаря специальной форме литья корпус басового динамика (будем называть его так, хотя при любых других обстоятельствах он был бы мидбасом) основательно заглушён. Полипропиленовый диффузор выполнен вместе с центральным колпачком. Подвес (8 мм) по понятным причинам уже, нежели у шестидюймовых «коллег». Уплотнительного кольца на корпусе нет, но рамка, отлитая вместе с решёткой, устанавливается сверху. Магнит, как положено (для динамиков Morel), установлен внутри 76-миллиметровой звуковой катушки. Подводящие провода зафиксированы непосредственно на гигантской звуковой катушке, иного варианта здесь и быть не может. Осевое отверстие (32 мм) закрыто плотным поролоном, это называется «контролируемое акустическое сопротивление». Среднечастотник CDM54 встречался нам уже не раз и не два. Это головка с тканевым куполом диаметром 54 мм, нагруженным на короткий рупор, и полузакрытым корпусом. «Полу» — потому что в задней части корпуса предусмотрено осевое отверстие (опять же 32 мм), закрытое плотным войлоком, что, как вы уже догадались, тоже средство управления добротностью головки. У пищалки лёгкая, но жёсткая шёлковая мембрана диаметром 27 мм, перед которой находится конструкция в форме трёхлучевой звезды. «Чашки» для монтажа пищалок комплектуются эллиптическим оформлением, призванным выровнять АЧХ в нижней части рабочего диапазона и формировать диаграмму направленности на этих частотах. Внутри литого корпуса кроссовера можно увидеть три катушки (железо — феррит — воздух) и пять конденсаторов, три из которых оксидные, остальные — плёночные. В максимальной конфигурации формула кроссовера имеет вид II + (I + II) + II плюс корректирующая цепь Цобеля. В минимальной — все фильтры, кроме нижнего, становятся фильтрами 1-го порядка. Аттенюацию среднечастотника и пищалки осуществляют джамперы +2/0/-2 дБ.
В состоянии поставки ФВЧ твитера имеет номинальную крутизну 6 дБ/окт. Если переключить его в положение «12 дБ/окт.», а сопутствующий фильтр среднечастотника включить, наоборот, 1-м порядком, вокал звучит более естественно, а избыток шипящих становится почти незаметен. Теперь переводим аттенюатор СЧ-динамика вниз, а джампер твитера — в среднее положение. Звучание становится породистым, когда каждый инструмент хорошо различим в составе оркестра, но все они остаются на своих местах. Скрипки слегка порывисты, но материальны. Достойная динамика саксофона, звук инструмента затихает вместе с дыханием музыканта. Женский вокал жестковат, но детален и лёгок. Мужской вокал хорошо артикулирован и даже красив, если не обращать внимания на недостаток «бархата» в голосах. Вообще звучание заслуживает высокой оценки, но при условии, что вы сможете отрешиться от недостатка баса. Нам это удалось.
- Допустимая мощность, Вт* 160
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 155 — 21000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 85
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,14
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 7,87
- *По данным изготовителя.
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота резонанса Fs, Гц | 52,6 | 681 | 1450 |
Эквивалентный объём Vas, л | 11,7 | — | — |
Полная добротность Qts | 0,369 | 1,79 | — |
Вычисленное значение силового фактора (5,7 Тл м) не самое высокое, масса подвижной системы с трёхдюймовой звуковой катушкой 11 г, для пятидюймовой головки немало. В общем, чувствительность басовой головки, как и системы в целом, не самая высокая. Искажения на средних частотах самые обычные, а на басах их уровень повышен: для достижения того же уровня звукового давления пятидюймовый диффузор предъявляет слишком жёсткие требования к подвесу. Комментарии по форме АЧХ будут почти стандартные: подъём и последующий провал на частотах от 1 до 3 кГц связаны с сочетанием характеристик купольного среднечастотника и его фильтра НЧ. Но здесь уже нельзя с уверенностью утверждать, что надо было повысить частоту среза фильтра: провал на частотах 2 — 3 кГц, скорее всего, исчез бы, но горб, который появляется сразу за ним, стал бы больше, поскольку он вызван взаимодействием СЧ и ВЧ-головок. Один из методов решения такого рода проблем мы увидим чуть позже.
Методы «контролируемого сопротивления» довели добротность басовой головки до неправдоподобно низкого значения. Исходя из этого, оптимальным оформлением для головки с такими параметрами был бы ящик с фазоинвертором (ФИ). Если вам удастся выделить объём около 3 л и настроить его на 72 Гц, то получится самое то, даже без саба. Правда, далеко не на любой мощности, возможности «пятёрки» по части звукового давления на нижних частотах ограничены законами природы. В ЗЯ, будь он совсем большим (как дверь) или, наоборот, меньше 2 л, нижняя частотная граница не опустится ниже 150 Гц.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- КТО
- Morel Elate 5 3-Way
- ПОЧЕМ
- $660
- ЭТО — ПЛЮС
- Сбалансированное звучание на середине
- ЭТО — МИНУС
- Невысокая чувствительность
- Реально низкие басовые возможности
- Повышенные искажения на басах
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Такой же комплект с «шестёркой» обогнал бы многих. Может, и всех
- РЕЙТИНГ
- Исполнение 9
- Частотная характеристика 8
- Чувствительность 7
- Басовый потенциал 6
- Звук 9
Итог 39
Kicx PRO 63D • Signat H16/M10/T5/C3 • DLS R36 • MB Quart PCE 164/PCE 210 • Alpine SPX-17MB/SPX-137R • Morel Elate 5 3-Way • Helix RS 6.3 Competition • CDT ES-643