Пара каналов это одновременно и много, и мало. Нет, всё же не одновременно. Вначале много, а спустя некоторое время — мало…
Петр ХОХЛОB
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ЧЕГО-ТО СТАЛО НЕ ХВАТАТЬ
NRG AB-2500 • Phantom S-275 • Funky-2.50 • Oris TP-270 • Sony XM-SD12X • Kenwood KAC-6202 • JVC KS-AX3300 • Pioneer GM-3100T • Power Acoustik A520-2HP • MTX RT202 • Soundstream PCA2.200 • Mystery MB-2.140 • Magnat Hot Rod 2000
КАК ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ, МЫ ЗНАЕМ. ЕСЛИ приобретённый вами (или подаренный любящими членами семьи) двухканальный усилитель стал первым внешним усилителем в системе, он, скорее всего, будет использован для работы с сабвуфером. Играть-то система играла, но вот басов не хватало катастрофически. Решение правильное, звук аудиосистемы меняется решительным и, главное, заметным для всех образом, ясно, за что плачено. Хотя, вообще-то, плачено за два канала, а используется как будто один, как правило, мостом. После утихания первого приступа эйфории становится заметно, что система получилась несбалансированной по возможностям: по сравнению с фронтом, работающим «с головы», перевооружённой басовой части стало даже как-то много. Или же фронта — мало, это более конструктивная позиция. И пошло-поехало. Во что это потом выливается, мы хорошо знаем по рубрике «Системы», тут главное, чтобы финансовые возможности и полёт творческой мысли как-то соответствовали друг другу. А этот тест адресован тем, кому двух каналов стало не хватать. Вот буквально только что.
Логика поведения в этих обстоятельствах тоже неплохо изучена. Есть три варианта подхода. Первый: выкинуть имеющийся двухканальный усилитель и поставить четырёхканальный. Можно, но обидно, ведь один усилитель уже есть, а два двухканальных часто лучше, чем один четырёхканальный. Второй вариант и третий — две стороны одной медали: уже имеющийся в наличии аппарат надо будет «отправить на фронт», а для сабвуфера приобрести другой (вернее, следующий), как правило, более мощный. Почему более мощный, думаю, всем ясно. Либо удовлетвориться уже работающей басовой системой и выбрать подходящий двухканальник для фронта.
Выбор вариантов, при всей их немудрёности, может оказаться не совсем очевидным. Причиной тому — превосходящая простота участвующей в них аппаратуры. Мы сегодня говорим об усилителях весьма и весьма привлекательной цены. И, сильно превосходя по интеллекту мышь домашнюю, давно усвоили, где находится месторождение бесплатного сыра. Мышеловок в случае нынешних испытуемых сразу две: мощность и фильтры.
Мощностью наиболее доступные усилители от своих более «высокооплачиваемых» коллег отличаются в первую очередь. В линейке большинства производителей существует обычно несколько двухканальных моделей, различающихся лишь по этому показателю и по нему одному попадающих в разные ценовые категории. Мы, разумеется, говорим о реальных показателях, а не об аршинных надписях на упаковке. Вопрос о том, какой «должна быть» выходная мощность усилителя, относится к числу наиболее часто задаваемых и к категории наиболее трудных для ответа. Тут многое зависит от размеров и свойств салона, от чувствительности акустики, от музыкальных пристрастий владельца, в конце концов. Вкратце мы бы на него ответили так: при использовании акустики с достаточно высокой чувствительностью (87 дБ/Вт и выше) в салоне автомобиля гольф-класса (категория C по европейской классификации) и для прослушивания музыки, содержащей как ритмическую, так и мелодическую составляющие (рок, диско, джаз), бывает достаточно 60 Вт на канал. На размер салона, чувствительность акустики и музыкальный репертуар можно вводить соответствующие коэффициенты: в отдельных случаях и 120 Вт не предел. Мощности, необходимые (вернее, достаточные и/или желательные) для работы с сабвуфером по общему правилу должны быть заметно выше. Если вспомнить расчёты, которые мы проводили перед тестом басовых моноблоков из прошлого номера, то окажется, что лишь немногие из участников сегодняшнего теста по своей мощности (в мостовом включении) приближаются к намеченным «контрольным цифрам». Замечу, впрочем: автор этих строк не один год ездил со 110-ваттным усилителем на сабвуфер и неплохо себя чувствовал. Правда, и у сабвуферной головки чувствительность была на высоте, да и усилитель при очередном апгрейде стал втрое солиднее.
Один критерий, значит, есть. Помощнее — назад, послабее — вперёд. Но тут вступает в силу второй фактор. Нередко оснащение бюджетного усилителя и его мощностные показатели находятся в изрядном противоречии. Слабенький аппарат оказывается оснащён, например, только фильтрами НЧ, затрудняющими его использование с фронтальной акустикой.
Стало быть, чтобы не ограничивать свободу манёвра при поэтапной «усилизации» системы, «правильный» двухканальный усилитель должен быть снабжён полным комплектом фильтров (ФНЧ и ФВЧ). А раз в перечень его обязанностей входит (или может входить) работа с сабвуфером, очень желательно присутствие басового регулятора. Неплохо, конечно, когда конструкция усилителя позволяет задействовать мостовой режим при работе с одним входом, но это, что называется, факультатив — сабвуферные выходы повсеместно «ходят парами». Линейные выходы для двухканальника не роскошь, поскольку такую ситуацию, когда каналов усиления требуется больше, чем имеется выходов у головного устройства, можно считать типичной. Если на линейные выходы усилителя могут приходить сигналы, отфильтрованные по принципу «зеркального отражения» (скажем, если аппарат работает с ФНЧ, то линейные выходы — с ФВЧ), это отдельно поощряется, архитектура и настройка системы при этом становятся и проще, и изящнее. Бывают ещё подтональные фильтры, бусты с перестраиваемой частотой и дистанционные регуляторы, но требовать их присутствия в стодолларовых усилках было бы по меньшей мере наивно.
Итак, максимальной «комплектацией» для усилителей данного ценового диапазона мы считаем наличие линейных выходов и плавного (не ступенчатого) буста, а также входов высокого уровня. Последняя опция не является безусловно необходимой, но, как показывает практика, довольно распространены случаи, когда надо, не вмешиваясь в штатную аудиосистему авто, дополнить её сабвуфером — при этом почти наверняка придётся подключаться к выходам на громкоговорители.
Какие ещё технические характеристики зависят от продажной цены? На этот вопрос нынче дать ответ труднее, чем ещё пару лет назад. Конечно, те усилители, которые стоят на противоположном конце ценовой шкалы, от участников нынешнего теста будут отличаться, что называется, «по совокупности» — прежде всего, стабильностью и предсказуемостью параметров. Но внутри отдельных диапазонов того сектора, который охватывают наши групповые тесты, драматических различий может и не быть. В Китае, как предполагается, вовсю идёт укрупнение производств, а крупный фабрикант делает меньше грубых ошибок. Схемы типизировались настолько, что характеристики многих аппаратов повторяются с минимальными различиями (даже когда точно известно, что это продукты разных фирм). С ростом рабочей частоты импульсного источника питания уровень шумов (с использованием взвешивающей кривой IEC-A) того и гляди превзойдёт показатели «домашних» усилителей (притом хорошего качества) с обычными источниками питания. Правда, в результате экономии на мощных транзисторах рабочий частотный диапазон «наших» усилителей пока ещё гораздо уже, чем это принято у «домоседов». Но, с другой стороны, и источники с DVD-Audio (тем более — с SA-CD) встречаются у нас тоже не в пример реже. Хотя лично я прохладно отношусь к таким усилителям, которые на частоте 20 кГц вносят затухание 0,5 дБ и больше — преобразование формы АЧХ не входит в их обязанности. Ну и по-прежнему камнем преткновения остаётся переходное затухание — далеко не все участники достигают заветного рубежа 60 дБ (на 1 кГц). Тут ведь мало взять отработанную схему, надо правильно разработать топологию платы, на что у китайцев просто не хватает квалификации. Пока не хватает — то, что это вопрос времени, для меня очевидно. Уже ушли в прошлое усилители с «щелчками» при включении и/или выключении (ну, почти). К «тяжёлой» емкостной нагрузке, как вы увидите чуть позже, нынешние аппараты тоже относятся очень спокойно.
Впрочем, сколько можно откладывать на потом? Наверное, пора уже переходить к тесту. Тем более что одинаковые каналы давно уже разобрались по парам и «поселились» в корпусах соответствующих усилителей.
МЁД & ДЁГОТЬ
Сказано вроде: «будьте проще, и к вам потянутся люди». Может, и потянутся, только не всегда с приготовленными деньгами. Взявшись сделать действительно простой и недорогой усилитель для тех, кому нужно именно это, некоторые производители явно перестарались. Представители самых громких имён в car audio (за одним исключением) покинули тестовую площадку с пустыми руками, потому что с пустыми руками и пришли — уж очень скудным оказалось их оснащение, да и мощность не призовая, обижаться тут не на что. Наилучший баланс достоинств среди участников этого теста продемонстрировали, по нашему мнению, аппараты Phantom и Kenwood. Достойно при этом и то, что по цене оба усилителя — далеко не для олигархов.
Обоснованные заявки на звание «Фаворитов» поступили от Oris, Power Acoustik и Mystery, первый показал отличный общий баланс цены и качества, у второго предпочтения смещены в область мощности, у третьего — оснащения, так что здесь есть выбор.
По сумме набранных баллов ещё ряд аппаратов заслуживает «Рекомендации», её мы дадим тем из них, которые предоставляют вполне достойный набор характеристик за очень привлекательную цену. Это усилители NRG и Funky.