При подготовке к очередному дню города можно было бы запросто вымостить часть улиц публикациями на тему о том, что нет, мол, у нас среднего класса, оттого всё так скверно. Там, у них, средний класс — оплот общества, основа обмена веществ и главный источник шоколада в сфере политики, экономики и шоу-бизнеса.
Петр ХОХЛОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПРОБЛЕМА СРЕДНЕГО КЛАССА
Pioneer GM-6100F | Power Acoustik TS960-4 | SPL ST4-960 | Lightning Audio B2.400.4 | Crag A400
ВОЗМОЖНО. В ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ ЖУРНАла фамилии Познер, Леонтьев или Латынина отсутствуют, а прерогатив уверенно судить о правоте тезиса насчёт среднего класса у остальных сотрудников редакции нет. Отметим только, в рамках банального знакомства с содержанием телепередач, что не у нас одних со средним классом проблемы: у наших братьев и сестёр по линии нефтедобычи Венесуэлы, Румынии и Нигерии средний класс тоже жидковат, а в формально коммунистическом Китае он растёт и ширится, что в процентах, что в миллионах.
Не возьмёмся утверждать, что понимаем (что-то сегодня мы легко признаёмся в собственной дремучести, весенний авитаминоз, видимо), почему те или иные ветви автозвуковой индустрии развиваются одни — по евроамериканской модели среднего класса, а другие — по афророссийской. В сфере головных устройств, например, средний класс стал поистине гегемоном, лоховатая беднота или, наоборот, олигархический хай-энд составляют очевидное меньшинство. Причём здесь средний класс следует даже не европейской, а американской модели, когда он уверенно приближается к классу миллионеров, уже сегодня находясь от него совсем недалеко. Анестезиолог в университетской клинике, это средний класс? Да уж никак не олигарх. Однако его зарплата (не совокупный доход, а зарплата, по ведомости) за два года — это тот самый миллион, мечта прогрессивного человечества. Аналогия с головными устройствами здесь усматривается в том, что «головы» нынешнего среднего класса обладают характеристиками и возможностями, которые совсем недавно считались признаками нескромной и классово чуждой эксклюзивности.
С усилителями картина (ещё раз признаемся, что не вполне понимаем, почему) совершенно иная, просто Венесуэла какая-то. Раньше усилители были относительно равномерно распределены по всему ценовому диапазону, а теперь происходит «вымывание среднего класса», ещё раньше, кстати, отмеченное применительно к своей области специалистами по домашней аппаратуре. Есть техника для «шибко разборчивых», марок и моделей здесь не так много, но гораздо больше, чем эксклюзивных головных устройств. И есть усилители массового применения, число им — вообще легион.
В последние годы цены на усилители более или менее стабилизировались (после довольно радикального снижения, грубо говоря — от 80 — 100 долларов за канал до 50 — 60. Исходя из этого, уже не первый год для групповых тестов четырёхканальных усилителей мы используем два ценовых «окна»: те, что дешевле двух сотен у.е., проходят у нас как бюджетные, а аппараты, попадающие в ценовой диапазон от 200 до 300 у.е., по нашим меркам должны были относиться к «среднему классу». В этом году вдруг оказалось, что его представителей можно пересчитать по пальцам, да и те, что есть, посматривают в сторону нижней ценовой границы. Видимо, в ценовой диапазон для тестов следующего года придётся внести изменения, а пока познакомимся с тем, что есть.
Как это ни удивительно, у всех усилителей из данной группы оказалась одна и та же выходная мощность. Что значит — «одинаковая»? А вот что: 90 Вт на нагрузке 4 Ом плюс 2, минус 7 Вт. Разброс 1 дБ по мощности или 0,5 дБ по звуковому давлению — это всё равно что ничего. Поэтому комментарий по 4-омной мощности я могу сделать уже сейчас. По нашим представлениям, такая мощность оптимальна для работы с любыми «нормальными» фронтами. Иначе говоря, вы всегда сможете установить чувствительность усилителя так, чтобы избежать клиппирования сигнала и тем самым сберечь пищалки, и на максимуме громкости выходная мощность будет достаточной, чтобы взять от акустики всё, что можно. С другой стороны, неиспользуемых ватт будет не настолько много, чтобы у вас возникло ощущение стрельбы из пушки по воробьям.
Есть ли другие различия? Есть, хотя между двоими из участников их могло бы и не быть — у этих двоих общие родители, оставившие себе добрачные фамилии. Различия касаются технических характеристик, в первую очередь — пресловутого переходного затухания, в этом классе, между прочим, ситуация с ним далеко не столь безрадостная, как у усилителей начальной ценовой категории. Конечно, различается и набор «обвеса», в частности, многие производители всё ещё питают непонятное для меня пристрастие к ступенчатым бустам, а кое-кто считает, что без них вовсе можно обойтись. Обойтись на самом деле можно и без внешнего усилителя, но если уж он есть, желательно, чтобы в нём присутствовал буст, а уж если есть и он, то по всему ему надо иметь плавную регулировку. Входы высокого уровня, как известно, вошли в ротацию не вчера, но в сегодняшней небольшой подборке не оказалось ни одного участника, у которого бы их не было. Линейные выходы для четырёхканального усилителя не являются абсолютно необходимыми, но, учитывая, насколько популярной становится поканальная схема включения фронтальной акустики (отчасти и из-за удешевления, в среднем по больнице, усилителей), пара выходов становится желательной. Да и вообще опция обойдётся изготовителю по цене пары гнёзд RCA, так стоит ли на ней экономить? (Разумеется, если выходы непрямые, то между линейным входом и линейным выходом устанавливается ещё и повторитель, но сдвоенный операционник общего назначения встанет изготовителю ещё дешевле, чем пара гнёзд.)
Как обычно, кардинальные различия проявились в характеристиках фильтров. Здесь, честно говоря, беда, о прогрессе и речи нет, удручает скорость регресса. «Афтары» (иначе не назовёшь) многих разработок вступили в ожесточённое соревнование за снижение себестоимости, объяснимое (хотя и по-прежнему неуместное) в «нулевой» ценовой категории, теперь, однако, свои достижения они норовят перенести на борт усилителей классом выше. Понятно, глобализация, всё такое, но ведь за спиной «афтаров» стоят заказчики их трудов, взявшие на себя бремя дальнейшей продажи получившихся продуктов и даже получения прибыли. Они-то обязаны были объяснить представителям самого трудолюбивого народа на планете, что сабвуферный фильтр НЧ с эффективной крутизной спада (мы её определяем в диапазоне амплитуд от -10 до -20 дБ) 6 дБ/окт. — это нонсенс. Да и фильтр ВЧ, если у него такая же крутизна спада вблизи верхней границы диапазона перестройки, окажется малоэффективен при попытке отфильтровать полосу среднечастотника в трёхполосной системе. (Если помните, СЧ-головки часто монтируют в заведомо тесный ящик, получая повышенную полную добротность с хорошим горбом на верхнем басе.)
Поэтому если раньше мы не раз сетовали на примитивность фильтров, встроенных в головные устройства и рекомендовали их не включать, положившись на фильтры усилителей, то сейчас советы окажутся противоположными. У головных устройств среднего класса фильтры стали вполне достойными, а дублирующие их функции кроссоверы усилителей соразмерного уровня в ряде случаев уступают им драматически. Нелегка судьба среднего класса…
МЁД & ДЁГОТЬ
Интересное дело. Коль скоро, как было сказано, с практической точки зрения у всех участников одинаковая выходная мощность, то в данном случае влияние остальных факторов ничем не искажено. Наибольшую суммарную оценку получил усилитель LA. Создатели обеспечили ему неплохие технические характеристики, снабдили честными фильтрами, в общем, сделали всё от них зависящее в условиях «кризиса среднего класса». Буст, правда, подкачал, но когда не к чему придраться, тесты становятся скучными. В общем, «Лидер». С отставанием в одно очко финишировали ещё два участника — Pioneer и Power Acoustik. У первого — невысокий запас устойчивости, у второго — не самая линейная АЧХ на басах. Это можно считать эквивалентным обменом. А кроме того, у первого нет буста, а у второго характеристики фильтров таковы, что их тоже далеко не всегда можно использовать. А теперь ответьте, что важнее — фильтры или буст? Если вы думаете так же, как и я, то вам будет ясно, почему мы решили усилителю Pioneer дать «серебро» и звание «Фаворита», а аппарату Power Acoustik — нашу «Рекомендацию».